Государственное и местное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и недостаточная изученность проблемы и предопределили выбор темы курсовой работы.
Целью работы является разработка предложения по развитию союзов и ассоциаций органов местного управления самоуправления в Республике Беларусь на основании изученного зарубежного опыта.

Содержание

Введение..............................................................................................................4
1 Роль союзов и ассоциаций в решении вопросов общественного значения ..............................................................................................................5
1.1 Сущность и функции союзов и ассоциаций...............................................5
1.2 Зарубежный опыт создания союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления..........................................................................8
2 Возможности и перспективы развития союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь..............................................................................................................12
2.1 Предпосылки на пути создания союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь..............................................................................................................12
2.2 Перспективные направления развития союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь..............................................................................................................16
Заключение.........................................................................................................22
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС, ЗКМ.docx

— 99.53 Кб (Скачать файл)

− большие размеры областей, не позволяющие выделить весь спектр имеющихся в Беларуси региональных социально-экономических проблем, проводить эффективную региональную политику на мезо-уровне, а главное − рационально использовать достаточно мощный накопленный экономический потенциал ряда больших и средних городов как центров развития прилегающих территорий.

Местное  самоуправление составляет важнейшую  часть механизма  управления, позволяющего  оптимально сочетать интересы  и права региональные и общегосударственные.  Конституция  утверждает приоритет  прав и свобод личности, которые  должны определять смысл и  содержание как органов  государственной  власти, так и  выборных и других  органов местного самоуправления [11].

В Законе Республики Беларусь (ст. 1 ч. 2) «Об общественных объединениях» сказано, что «действие этого закона не распространяется на политические партии, профессиональные союзы и религиозные организации, организации, созданные органами государственного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок создания и деятельность которых определяется отдельными законодательными актами» [3].

Возможность создания ассоциаций предусматривает Гражданский Кодекс Рес­публики Беларусь. В частности, в части 2 ст. 121 «Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)» говорится, что «Общественные и другие некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации этих организаций [16].

Часть 3 той же статьи дополняет, что «Ассоциация является юридическим  лицом. Члены ассоциации сохраняют  свою самостоятельность и права  юридического лица».

В то же время часть 1 ст. 120 Гражданского Кодекса определяет, что  «учреждением признается организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера...» [16].

Следует отметить, что еще в 1994 г. при организационной и информационной поддержке общественного объединения «Фонд им. Льва Сапеги» была предпринята попытка создания и регистрации Белорусской ассоциации городов. В частности, был разработан устав, проведено учредительное собрание, подготовлены документы для регистрации.

Однако, в то время создание ассоциации не стало свершившимся фактом. Министерство юстиции отказало в регистрации Белорусской ассоциации городов, сославшись на отсутствие в 1994 г. соответствующей законодательной базы.

Огромную проблему представляет то обстоятельство, что председатели Советов, депутаты, сотрудники аппарата или вообще не имеют информации (или имеют ее в недостаточном объеме) о деятельности подобных объединений в других странах, об их целях, задачах, методах и формах работы, о роли и влиянии таких организаций на процесс становления и развития местного самоуправления. Отсюда, как следствие — низкая активность и недостаток инициативы со стороны местных Советов по данному вопросу.

И наконец, ни Парламент, ни государственная администрация  до последнего времени не проявляли  должной активности в направлении  развития и укрепления местного самоуправления и повышения его роли в решении  проблем местного уровня.

Съезд Советов, который состоялся  в сентябре 2001 г., в своей резолюции (п. 3) отметил необходимость разработки Концепции реформирования местного управления и самоуправления в Республике Беларусь и на ее основе принять  Кодекс Республики Беларусь о местном  управлении и самоуправлении. Резолюция  также содержит запись (п.5) о целесообразности создания единого республиканского органа по координации деятельности местных Советов депутатов и  органов территориального управления [19].

И, хотя решения Съезда Советов  не имеют юридической силы, так  как такая форма работы Советов законодательно не закреплена, главное правовое управление Администрации Президента начало подготовку проекта Декрета Президента «О некоторых мерах по повышению роли местного управления и самоуправления».

В проекте Декрета присутствовало три основных пункта:

1) проведение эксперимента, направленного на повышение роли местных Советов;

2) создание Департамента по поддержке и развитию местного самоуправления при Президенте Республики Беларусь;

3)  о праве местных Советов на создание Ассоциаций.

Проект Декрета создавал предпосылки для начала работы по созданию как Ассоциаций местных  Советов, так и для начала диалога  с государственной администрацией в лице Департамента по вопросам дальнейшего  развития и укрепления местных органов  власти.

В качестве основных задач  Департамента определены следующие:

а) координация деятельности органов местного самоуправления;

б) организация взаимодействия с Национальным собранием Республики Беларусь;

в) разработка предложений и рекомендаций по развитию и совершенствованию местного самоуправления;

г) участие в подготовке проектов нормативных актов по вопросам местного самоуправления.

Следует заметить, что подобный подход не позволяет говорить о достижении какого-либо баланса мнений, интересов, точек зрения центральной администрации  и местных органов власти, уполномоченных локальными сообществами граждан. Эту  функцию — функцию партнера в  обсуждениях и консультациях  с центральной властью как  раз и должны выполнять ассоциации местных органов власти. Остается надеяться, что можно будет вернуть  в проект Декрета пункт о праве  местных Советов на создание собственных ассоциаций. Причем желательно данный проект подвергнуть широкому обсуждению с обязательным участием представителей местных Советов.

В настоящее время органы местной власти не являются субъектами законодательной инициативы. Однако подобную ситуацию видимо нельзя считать  нормальной и не требующей изменений. Международная практика свидетельствует  в пользу активного участия самоуправлений в законотворческом процессе.

Заслуживает внимания предложение  наделить правом законодательной инициативы ассоциации местных органов власти, тем более, если будет работать упомянутый ранее механизм активных консультаций объединений местных властей со структурами центральной власти.

Таким образом, в Республике Беларусь до настоящего времени отсутствовали ассоциации органов местного управления и самоуправления и для решения данного вопроса 2 апреля 2007 года  был создан Совет  по взаимодействию органов местного  самоуправления при Совете Республики  Национального собрания Республики  Беларусь. На данном этапе главное правовое управление Администрации Президента начало подготовку проекта Декрета Президента «О некоторых мерах по повышению роли местного управления и самоуправления». К сожалению, по итогам последнего обсуждения этого проекта, работа ведется только по пункту, касающемуся создания Департамента. Проект Декрета создавал предпосылки для начала работы по созданию как Ассоциаций местных Советов, так и для начала диалога с государственной администрацией в лице Департамента по вопросам дальнейшего развития и укрепления местных органов власти.

 

 

 

2.2  Перспективные  направления развития союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

 

Как видно из вышеприведенного анализа по странам, граничащим с  Беларусью, в некоторых странах (Россия, Польша, Украина) созданы и работают несколько Ассоциаций, организованных по территориальному признаку или по специфике решаемых задач (объединения самоуправлений сел, малых городов, городов, регионов и т.д.). В некоторых странах (Литва, Латвия) образована одна общенациональная Ассоциация, объединяющая как региональные, так и городские и сельские самоуправления [9].

Какой путь выбрать в Беларуси?

Мы думаем, что применительно к Беларуси можно говорить о трех объединениях:

—ассоциация сельских (поселковых) Советов;

—ассоциация городских Советов;

—ассоциация областных и  районных Советов.

Их цели и задачи могли  бы быть следующими:

Рисунок 2.1 - Ассоциация сельских (поселковых) Советов

Примечание - Источник: собственная  разработка на основе [18].

 

 

 

 

Рисунок 2.2 -  Ассоциация городских Советов

Примечание - Источник: собственная  разработка на основе [18].

 

 

Рисунок 2.3 -  Ассоциация регионов

Примечание - Источник: собственная  разработка на основе [18].

 

Необходимо отметить, что  ассоциация сможет представлять интересы всех Советов первичного уровня только в случае членства в Ассоциации более  половины от общего количества Советов  первичного уровня, однако на первоначальном этапе совершенно необязательно  ставить перед ассоциацией цель представления всех Советов данного  уровня.

Что касается финансирования деятельности Ассоциации, то это, прежде всего, членские взносы, размер которых  принимается на Съезде, а также  другие финансовые поступления, не запрещенные  законодательством Республики Беларусь.

Для создания Ассоциации городских  Советов и Ассоциации регионов механизм создания такой же. Но, конечно, организационная  работа здесь будет упрощена, т.к. количество Советов — потенциальных  членов данных объединений гораздо  меньше (37 и 123 соответственно).

Процессы создания Ассоциаций могут идти параллельно, но, на наш  взгляд, целесообразно было бы начать с создания Ассоциации городских  Советов, т.к. это:

1)   наиболее простой  процесс в организационном плане;

2) поскольку опыта организации  и функционирования таких объединений  в Беларуси нет, то не исключена  ситуация, когда нужно будет что-то  апробировать, вносить какие-то коррективы  и т.д. Относительно небольшой  состав Советов — членов данной  Ассоциации позволит оперативно  это сделать.

3)   опыт создания  и функционирования Ассоциации  городских Советов можно будет использовать при создании других Ассоциаций, что позволит более качественно подготовить соответствующие документы [8].

Безусловно, все приведенные  выше предложения можно внедрить, базируясь на реальном интересе к  их реализации, как со стороны местных  органов власти, так и со стороны  центральных органов власти Республики Беларусь.

Значит, для повышения эффективности государственной политики и дальнейшего развития местного самоуправления необходимо решение блока задач по совершенствованию административно-территориального деления (АТД) страны. Применительно к Беларуси можно говорить о трех объединениях: ассоциация сельских (поселковых) Советов; ассоциация городских Советов; ассоциация областных и районных Советов. Разработанные цели и задачи для каждой ассоциации способствуют повышению эффективности развития местного управления и самоуправления. Необходимо осознание той положительной роли, которую играют Ассоциации местных властей в других странах в области становления и развития местного самоуправления.

 

 

На основании  изложенного во второй главе можно  сделать следующие выводы:

1) Таким образом, в Республике Беларусь до настоящего времени отсутствовали ассоциации органов местного управления и самоуправления и для решения данного вопроса 2 апреля 2007 года  был создан Совет  по взаимодействию органов местного  самоуправления при Совете Республики  Национального собрания Республики  Беларусь. На данном этапе главное правовое управление Администрации Президента начало подготовку проекта Декрета Президента «О некоторых мерах по повышению роли местного управления и самоуправления».

2) Для повышения эффективности  развития местного управления  и самоуправления, исходя из зарубежного опыта по созданию ассоциаций органов местного управления и самоуправления, применительно к Беларуси можно говорить о трех объединениях: ассоциация сельских (поселковых) Советов; ассоциация городских Советов; ассоциация областных и районных Советов. Разработанные цели и задачи для каждой ассоциации способствуют повышению эффективности развития местного управления и самоуправления Республики Беларусь.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании проведенного исследования были получены следующие  выводы:

1. Ассоциации и союзы являются достаточно распространенными формами некоммерческих организаций, способствующих решению ряда вопросов и задач, возникающих у предпринимателей в процессе осуществления ими своей профессиональной деятельности. Однако правовой статус объединений юридических лиц в современной действительности претерпевает ряд существенных изменений и трансформаций, направленных на совершенствование функционирования некоммерческих организаций различных видов. Важную роль в развитии и укреплении местного самоуправления играют Ассоциации органов местного самоуправления. Ассоциации призваны отстаивать и защищать законные права и общие интересы своих членов, развивать сотрудничество между органами местного самоуправления, способствовать совершенствованию форм и методов работы с целью повышения их эффективности.

2. Изучив зарубежный опыт создания союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления, можно сказать, что мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических решений в области местного самоуправления. Как правило, Ассоциации органов местного самоуправления участвуют в разработке и реализации общегосударственных программ, готовят предложения по совершенствованию законодательства, принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, представляют и защищают права и интересы органов местного самоуправления в отношениях с центральными органами власти и управления.

Информация о работе Государственное и местное управление