Государственное регулирование деятельности учреждений социально-культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 06:08, дипломная работа

Краткое описание

Преобразования по предложенной схеме сферы культуры муниципального района решали задачу сохранения комплекса качественных культурных услуг населению, обеспечивая достижение ключевых целей культурной политики Омской области, а именно: сохранения культурного наследия Омской области, развитие культурного потенциала и обеспечения единого культурного пространства на территории Омской области. Актуальность представленной темы заключается в рассмотрении вопросов реализации культурной политики Омской области и связанных с ними вопросов регулирования социально-культурной сферы. Задача данной работы состоит в том, чтобы раскрыть пошаговые преобразования по предложенной схеме.

Содержание

Введение стр.2
Глава I. Организации и учреждения СКС.
1.1. Общая характеристика учреждений и организаций
культуры. Порядок создания муниципальных организаций культуры. стр. 5-28
1.2. Принципы и функции деятельности учреждений СКС. стр.28-35
1.3.Правовые основы деятельности органов управления культурой
отдельного муниципального образования. стр.35-40
Глава II. Порядок применения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ на примере деятельности муниципального учреждения культуры и культурно-досуговой деятельности Алексеевского сельского поселения.
Принципы организации местного самоуправления в РФ. стр. 41-50
Управление муниципальной сетью учреждений культуры. стр. 51-57
Заключение стр. 67
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, технология осуществления полномочий муниципального образования по вопросам культуры базируется на нормативных правовых актах субъекта федерации и органов представительной власти муниципальных образований определивших порядок:

- установления границ и статуса муниципальных образований (сельское и городское 
поселение, муниципальный район, городской округ);

  • разграничения имущественных прав;
  • проведения предварительных расчетов доходной и расходной частей бюджетов 
    муниципальных   образований   с   уточнением   уровня   минимальной   бюджетной 
    обеспеченности;

- принятия решений об оказании финансовой помощи из различных уровней бюджета. 
Далее пошаговая технология предполагает следующую последовательность действий:

- анализ социальной инфраструктуры отдельных муниципальных образований и 
муниципального района, с учетом территориальной доступности к социальным объектам, в 
т. ч. к объектам культуры;

- конкретизацию в уставах  муниципальных образований условий  создания организаций культуры, их финансирования и другого ресурсного обеспечения, поддержки творческих проектов, обеспечения управления организациями культуры:

  • принятие решения, закрепленного в нормативном правовом акте, о необходимости 
    делегирования части полномочий по вопросам культуры муниципальному району;
  • заключение договора (соглашения) о делегировании полномочий по вопросам 
    создания условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального 
    района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

- осуществление  комплексной  инвентаризации  сети   организаций   культуры   в 
муниципальном образовании, составление их полного перечня с указанием правового 
статуса, характеристики имущества, другого ресурсного обеспечения, показателей деятельности с целью оптимизации расходов по обеспечению полномочий по решению 
вопросов создания условий для обеспечения досуга и массового отдыха населения;

  • оформление паспортов учреждений культуры на основании принципа паспортизации, 
    установленного приказом Минкультуры РФ от 24.12.02 № 1388 "Об организации деятельности 
    в сфере сбора и систематизации данных для паспортизации технической оснащенности объектов 
    культуры";
  • принятие представительным органом муниципального района решения о системе 
    управления (об органе управления) организациями культуры и досуга, программами и 
    проектами в сфере культуры, досуга и массового отдыха населения и создания условий для

 

развития местного традиционного  художественного творчества (в соответствии с ч. 8 ст.37 Федерального закона № 131-ФЗ);

  • ликвидацию или реорганизацию учреждений культуры в связи с разграничение 
    полномочий (изменением собственника и разграничение бюджетов);
  • принятие  органом местного  самоуправления нормативного правового  акта о 
    ресурсном обеспечении  (оснащении)  организаций культуры и  досуга.  В данном 
    нормативном акте должны быть отражены основные принципы оснащения объектов 
    культуры  штатным персоналом,  оборудованием и инвентарем,  другие  натуральные 
    показатели. Нормативный правовой акт о ресурсном обеспечении является основанием для 
    расчета финансирования организации культуры и досуга.

В муниципальных  образованиях с недостаточной бюджетной  обеспеченностью целесообразно принятие нормативного акта о ресурсном обеспечении на уровне муниципального района. Такая возможность обусловлена п. 19.1, 19.2 и 19.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Расчет натуральных  показателей ресурсного обеспечения  должен устанавливаться в зависимости от количества жителей поселения, площади помещения, уставных задач и функциональных особенностей организации культуры:

- принятие   органом   местного   самоуправления   муниципального   образования 
нормативных правовых актов о создании организаций культуры, муниципальных творческих 
коллективов;

  • принятие органом местного самоуправления муниципального района нормативных 
    правовых актов о создании межмуниципальных организаций культуры, созданных с целью 
    решения вопросов местного значения (в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 
    131-ФЗ);
  • принятие положения о муниципальных и межмуниципальных организациях культуры и 
    их филиалах;

- наделение учреждений культуры правами юридического лица, что позволит 
принимать участие в заключении соглашений, претендовать на финансовую помощь из 
бюджета другого уровня, подавать заявки на участие в программах "Культура России 
2006-2010 годы", "Дети России" и др. Наделение учреждений статусом юридического лица 
не исключает возможность передачи ведения бухгалтерского учета централизованной 
бухгалтерии;

- утверждение учредительных документов (регистрация Устава юридического лица). 
Возможно создание некоммерческих организаций культуры в иных организационно- 
правовых формах, предусмотренных действующим законодательством - автономных

 

некоммерческих организаций, ассоциаций (союзов) - объединений юридических лиц, некоммерческих партнеров в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях";

- оформление прав на земельные участки, занимаемые  объектами  культуры  и 
прилегающие к ним территории, а также на иное недвижимое имущество, закрепляемое за 
организациями культуры. Регистрация прав на имущество и земельные участки;

  • принятие   органом   местного   самоуправления   муниципального   образования 
    нормативного правового акта о критериях отнесения организаций культуры к группам по 
    оплате труда руководителей и специалистов учреждений культуры на основании рекомендаций, отраженных в нормативном правовом акте (приказе органа культуры субъекта 
    Федераций или распоряжении органа исполнительной власти субъекта Федерации). С целью 
    системного и объективного подхода к реализации полномочий в сфере культуры 
    целесообразно принять нормативный правовой акт на уровне муниципального района;
  • принятие   органом   местного   самоуправления   муниципального   образования 
    нормативного правового акта о наделении (подтверждении) звания "Народный" или" 
    Образцовый" самодеятельный коллектив народного творчества для коллективов художественной самодеятельности, входящих в состав учреждений культуры клубного типа, 
    зарегистрированных на территории муниципального образования. Нормативный правовой 
    акт подготавливается на основании рекомендаций, отраженных в нормативном правом акте 
    (приказе) органа культуры субъекта Федерации:
  • принятие органом местного самоуправления нормативного правового акта об 
    установлении тарифов (цен) на услуги муниципальных организаций культуры и досуга (в 
    соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ);

установление  порядка сбора и представления  статистических показателей, характеризующих состояние сферы культуры муниципального образования и предоставление указанных данных органам государственной власти в установленном порядке. Исходя из практики, целесообразно установить единый порядок представления форм государственной статистической отчетности учреждений культуры в пределах муниципального района. Этот порядок предусматривает представление статистической отчетности органу культуры муниципального района для дальнейшего свода данных по типам организаций культуры в органы культуры субъекта Федерации;

- принятие (утверждение) органом местного самоуправления муниципального 
образования комплексных или целевых программ развития культуры и досуга населения (в 
соответствии с п. б ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ). С целью осуществления 
единой культурной политики целесообразно принять нормативный правовой акт об

 

утверждении программы развитии культуры органом  местного самоуправления муниципального района;

- принятие нормативного  правового акта об установлении  системы оплаты труда 
работников муниципальных учреждений культуры и досуга, В соответствии со ст., 143 
Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона № 122-ФЗ) тарифная система 
заработной платы работников государственных учреждений субъектов РФ устанавливается 
органами государственной власти субъектов РФ, тарифная система оплаты труда 
работников муниципальных  учреждений устанавливается органами местного самоуправления. Согласно ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ в расходные обязательства муниципальных образований включено самостоятельное определение размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений. Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита.

О делегировании полномочий е сфере  культуры

Повсеместная  практика обеспечения деятельности в сфере культуры и массового  отдыха демонстрирует принцип создания интегрированных организаций культуры, способных оказывать комплексные услуги культуры и досуга для жителей различных населенных пунктов. Такая практика во многом объясняется прежней системой административного и финансового обеспечения деятельности организаций культуры. Специалистами признана эффективность создания организаций, ранее имевших статус районных или централизованных, которые способны создавать услуги, периодически необходимые для всех потребителей (населения, юридических лиц, органов исполнительной власти, выступающих в качестве заказчиков некоторых услуг организаций культуры и досуга).

Действующее законодательство не отрицает принципа объединения ресурсов и предусматривает в ч. 4 а. 8 Федерального закона № 131-ФЗ возможность создания межмуниципальных объединений и межмуниципальных организаций в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения.

Исходя из общего правила, заключающегося в том, что если учреждения культуры, ранее имевшие статус районных или централизованных, по своей функциональной сущности решают вопросы межпоселенческого характера, то создание подобных организаций может быть отнесено к вопросам местного значения межпоселенческого характера. Решаются такие вопросы, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N2131-ФЗ. осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

 

 

Также создание учреждений межпоселенческого характера  обусловлено нормой, указанной в пп. 19.1,19.2 и 19.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131 -ФЗ и подкреплено соответствующими положениями п. 3, ч. 1 и п. 12 и 17 ч. 3 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ.

Вместе с  тем возможна передача законом субъекта РФ органам местного самоуправления муниципального района таких полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, как организация библиотечного обслуживания населения субъектами РФ, создание и поддержка государственных музеев, организация и поддержка учреждений культуры и искусства (подп. 16-18 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ).

В случае передачи таких полномочий органы местного самоуправления муниципального района будут учреждать муниципальные организации культуры межмуниципального и межпоселенческого характера. Это не нарушит установленного распределения вопросов ведения различных муниципальных образований, так как указанное учреждение организаций культуры произойдет как в рамках делегирования полномочий поселения муниципальному району, так и в рамках осуществления муниципальным районом отдельных государственных полномочий.

Создавая учреждение межмуниципального характера в рамках муниципального района, имеющего небольшую плотность населения и мелкие сетевые единицы, целесообразно провести оптимизацию путем присоединения (слияния) небольших учреждений, не обладающих правами юридического лица, с другими учреждениями. Под оптимизацией сети организаций культуры необходимо понимать упорядочивание сетевых единиц согласно их функциональным особенностям, характеру услуг и критериям эффективности деятельности. В повсеместной практике создаются:

- централизованные библиотечные, клубные, музейные и иные системы;

- социально-культурные, культурно-образовательные, культурно-спортивные и другие 
подобные объединения.

Следует отметить, что  наметилась тенденция к созданию межотраслевых объединений, таких как образовательно-культурный центр, которые отличаются безусловной экономической эффективностью, однако их деятельность не имеет нормативного регулирования, в частности, по вопросам оплаты труда и пенсионного обеспечения сотрудников.

Создание  централизованных систем, объединяющих услуги культуры межпоселенческого характера, должно сопровождаться заключением соглашений между поселением и муниципальным районом о совместном пользовании имуществом, входящих в состав объединения учреждений, расположенных на территории поселений.

 

Механизмом, обеспечивающим создание межпоселенческих объединений, служит делегирование поселениями части своих полномочий, а также формирование и реализация программ сохранения и развития культуры в соответствии со ст. 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, ст. 54 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 72 Бюджетного кодекса РФ.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности учреждений социально-культурной сферы