Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:01, дипломная работа
Цель дипломного проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– дать оценку эффективности методов защиты среднего и малого бизнеса в Республике Мордовия,
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы
государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 8
Система государственного регулирования и поддержки малого
бизнеса в РФ 8
Правовые основы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в РФ 17
Зарубежный опыт государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса 27
Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике
Мордовия 37
Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса
в регионе 37
Исследование механизмов государственного регулирования
малого бизнеса в Республике Мордовия 48
Оценка эффективности системы государственного
регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия 58
Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Совершенствование форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Разработка проекта, направленного на развитие молодежного
предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства
Республики Мордовия» 81
Заключение 100
Список использованных источников
Рисунок 15 – Количество малых предприятий в субъектах РФ
по ПФО в 2013 году
По показателям наблюдается значительное отставание от показателей большинства регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, как видно из графика на рисунке 5.
Таблица 15 – Количество малых предприятий в субъектах РФ по ПФО
Субъект РФ |
Количество малых предприятий, шт. | |
2012 г. |
2013 г. | |
Нижегородская область |
6190 |
6342 |
Кировская область |
2826 |
2605 |
Самарская область |
2037 |
5512 |
Оренбургская область |
2637 |
2457 |
Пензенская область |
2347 |
2618 |
Пермский край |
4195 |
4225 |
Саратовская область |
5728 |
2808 |
Ульяновская область |
2614 |
1992 |
Республика Башкортостан |
5831 |
5310 |
Республика Марий Эл |
1411 |
882 |
Республика Мордовия |
919 |
1174 |
Республика Татарстан |
430 |
6735 |
Удмуртская Республика |
4633 |
2736 |
Чувашская Республика |
72 |
1918 |
Для дальнейшего анализа необходимо рассмотреть распределение пред– приятий малого бизнеса по отраслям экономики в 2013 году (рисунок 15).
Рисунок 15 – Число малых предприятий по видам экономической
деятельности (в % к итогу)
Малое и среднее предпринимательство охватывает практически все виды экономической деятельности. Наиболее характерной для малых предприятий в 2013 г. являлась деятельность в области оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.
Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, несомненно, должны развиваться и дальше, но в Республике Мордовия необходимо создание и развитие новых малых предприятий в сфере промышленного производства, сельского хозяйства, науки, которые на сегодняшний день имеют незначительную долю на региональном рынке.
Сравним показатели развития малых предприятий в Республике Мордовия с регионами Приволжского федерального округа (таблица 102).
Таблица 102 – Показатели развития предприятий малого бизнеса в ПФО в 2011 году
Субъекты РФ по ПФО |
Число предприятий малого бизнеса, единиц |
Средняя численность работников малых предприятий, тыс. чел. |
Оборот малых предприятий, млрд. руб. | |
1 |
Республика Башкортостан |
31172 |
304,8 |
403,3 |
2 |
Республика Марий–Эл |
5845 |
49,2 |
51,4 |
3 |
Республика Мордовия |
1148 |
38,1 |
18,4 |
4 |
Республика Татарстан |
44638 |
317,2 |
357,8 |
5 |
Удмуртская Республика |
19302 |
101,1 |
91,5 |
6 |
Чувашская Республика |
12090 |
100,5 |
71,1 |
7 |
Пермский край |
18174 |
210,3 |
284,7 |
8 |
Кировская область |
10488 |
103,2 |
115,1 |
9 |
Нижегородская область |
31171 |
338,1 |
424,9 |
10 |
Оренбургская область |
14825 |
145,9 |
106,1 |
11 |
Пензенская область |
12849 |
116,3 |
79,8 |
12 |
Самарская область |
46420 |
247,1 |
484,9 |
13 |
Саратовская область |
22236 |
188,8 |
132,8 |
14 |
Ульяновская область |
12567 |
81,7 |
96,0 |
Несмотря на то, что Республика Мордовия имеет положительные тенденции развития малого предпринимательства, на фоне других регионов Приволжского федерального округа ее показатели не являются достаточно высокими. Можно с уверенностью сказать, что республика занимает твердое 13–е место из 14 по показателям достигнутых результатов развития малого бизнеса. В рейтинге регионов России по уровню развития малого предпринимательства в 2012 году Республика Мордовия занимала 64 место (из 83 субъектов). Результаты анализа работы малых предприятий в Республике Мордовия свидетельствуют о том, что уровень их развития значительно отстает от показателей других регионов и по объему деятельности, и по уровню эффективности. Такое положение обусловлено рядом факторов, сдерживающих активность хозяйствующих субъектов и формирующих неблагоприятный предпринимательский климат в регионе.
Представители малого бизнеса республики отмечают в качестве препятствий для их всестороннего развития сложный порядок регистрации,
лицензирования и сертификации деятельности, сопровождающийся оформлением множества документов в различных инстанциях, проблематичность решения имущественных вопросов, сильный налоговый пресс. Однако самой главной и большой проблемой являются административные барьеры.
Учитывая ежегодно увеличивающийся вклад малого предпринимательства в экономику Республики Мордовия, а также более низкие показатели развития малого бизнеса республики по сравнению с другими регионами Российской Федерации, необходима дальнейшая реализация целенаправленной и последовательной политики государственного протекционизма в отношении малого бизнеса, решения проблем его развития программным и, что особенно важно, законодательным и рыночным путем.
Анализ развития малых предприятий в Республике Мордовия говорит о наличии потенциала его развития. Малые предприятия могут стать одним из факторов, обеспечивающим социальную и политическую стабильность при эффективном регулировании со стороны государства. Роль государства в этой ситуации заключается в том, чтобы поддержать развивающиеся малые предприятия. От выбора приоритетов развития экономики зависит эффективность социально – экономических реформ в регионе.
3 Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия
3.1 Совершенствование форм и методов государственной поддержки малого бизнеса в регионе
В последние годы Глава РМ, Правительство РМ и общественные организации не только активно участвовали в реализации ранее запланированных мер по поддержке малого и среднего бизнеса в регионе, но и рассматривали новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и дальнейшего функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в республике.
Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в регионе необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого и среднего бизнеса. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.
В июле 2009 г. по итогам годового применения федерального закона, предоставившего преимущественное право выкупа арендуемых малым и средним бизнесом помещений, приняты поправки, которыми снижен срок обязательной аренды с трех до двух лет, уточнен принцип добросовестности предпринимателя.
Это позволило серьезно увеличить количество сделок по выкупу помещений. По информации, представленной Росреестром, уже 10500 предпринимателей стали собственниками имущества.
Учитывая востребованность предпринимателями преимущества, предоставляемого Федеральным законом № 159–ФЗ, а также неснижающийся темп подачи заявлений на выкуп помещений, целесообразно продлить действие данного Федерального закона.
Еще один важный вопрос имущественной поддержки – формирование региональных перечней имущества для целей предоставления на льготных условиях в долгосрочную аренду малым и среднем предприятиям.
На текущий момент, по данным ежеквартального мониторинга Минэкономразвития России, в аренду малым и средним компаниям предоставляется около 12 млн.кв.м. государственного и муниципального имущества. Такая аренда доступна 22000 компаний.
В 2008 году было предоставлено право малым и средним компаниям – арендаторам продлевать договоры аренды государственных и муниципальных помещений без конкурса до 1 июля 2010 г. В июле 2009 г. данный срок был продлен до 1 июля 2015 г.
Первые данные мониторинга показали, что на внеконкурсной основе предоставляется более 4 млн. кв.м. нежилых помещений.
В целях повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса ставятся следующие задачи:
– формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно–правовых, административных и организационных барьеров;
– расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
– системное развитие инфраструктуры для предоставления малым и средним предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно–методической помощи.
– организовать и обеспечить учет регионального имущества, которое может быть передано субъектам малого и среднего бизнеса, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;
– создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым и средним предприятиям на льготных условиях;
– установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым и средним предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
– законодательно закрепить, а также обеспечить реализацию на региональном и муниципальном уровнях принципа "одного окна" для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами предпринимательства (определить единый орган, установить единый перечень документов, а также предельные сроки рассмотрения заявок);
– вести запрет на взимание с субъектов предпринимательской деятельности платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;
– снизить для малых предприятий государственные расценки на оформление и регистрацию сделок с недвижимостью;
– установить порядок зачета средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений в качестве уплаты арендной платы;
– установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы;
– упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно–разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов.
Согласно стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 г. (утверждена законом Республики Мордовия от 01.10.2008 г. №94) в сфере малого и среднего предпринимательства будет продолжена реализация государственной политики финансовой, информационной, кадровой поддержки инновационных, производственных и социально значимых проектов субъектов малого и среднего предпринимательства. Предполагается реализация следующих мер:
– предоставление информационных, консультационных, образовательных и прочих услуг на льготной основе предпринимателям, в том числе начинающим;
Информация о работе Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия