Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:01, дипломная работа
Цель дипломного проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– дать оценку эффективности методов защиты среднего и малого бизнеса в Республике Мордовия,
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы
государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 8
Система государственного регулирования и поддержки малого
бизнеса в РФ 8
Правовые основы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в РФ 17
Зарубежный опыт государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса 27
Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике
Мордовия 37
Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса
в регионе 37
Исследование механизмов государственного регулирования
малого бизнеса в Республике Мордовия 48
Оценка эффективности системы государственного
регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия 58
Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Совершенствование форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Разработка проекта, направленного на развитие молодежного
предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства
Республики Мордовия» 81
Заключение 100
Список использованных источников
Несколько иное отношение к поддержке малого бизнеса во Франции. В этой стране получила распространение точка зрения, что малым предприятиям не следует искусственно создавать более выгодные условия, нежели более крупным организациям. В равных условиях конкурентной борьбы должны выживать сильные и эффективные предприятия, это, с позиции правительства Франции, наиболее выгодно для всего общества. Во Франции развита система субсидий малого бизнеса, как правило, их назначение в компетенции региональных властей. Наибольшее распространение получила помощь в реализации инноваций, благодаря которой покрывается около половины расходов малого предприятия.
Испания относится к наиболее развитым странам Западной Европы, она вполне привлекательна для иностранных инвестиций. Ведущая государственная организация, которая занимается практической реализацией политики в отношении малого бизнеса – это Институт малых и средних предприятий. Основное внимание испанского правительства сосредоточено на предприятиях малого бизнеса, которые создают рабочие места для социально уязвимых слоев населения.
В Италии государственная политика в отношении малого предпринимательства имеет селективный характер, поддерживает только некоторые направления. На уровне государства финансовая помощь инновационным предприятиям оказывается специализированными фондами, которые управляются государственным кредитным учреждением. Малый бизнес, помимо традиционных видов финансирования, получает содействие в области технических и технологических нововведений.
Особого внимания заслуживает американский опыт развития малого и среднего бизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни. В стране ежегодно регистрируется – 600 тыс. малых предприятий, ликвидируется – 500 тыс. Владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый.
Американцы очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться, даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90 % жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. Малые и средние предприятия действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг.
Администрация по делам малого бизнеса (SBA) представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого предлагается широкая гамма способов финансирования – от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах (от бизнеса на дому – до мореходства и международной торговли), а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов. В бизнесе, принадлежащим женщинам, в США занято более 9 млн. человек. Их вклад в экономику достигает 1,15 трлн. долл. Темпы роста таких предприятий сегодня превышают общенациональные. Одно из направлений деятельности SBA – правовая защита интересов малого и среднего бизнеса [35, с. 237].
В развивающихся государствах (Индия, Албания, Бразилия) малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица. Средний и малый бизнес в большинстве стран способствовал преодолению рецессии (в Израиле, США), созданию новых рынков (в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии), последовательному проведению реформ (в Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии).
В этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие предпринимательства.
По количеству малых и средних предприятий лидирующую позицию занимают Соединенные Штаты Америки, затем следует Япония, на третьем месте находится Италия и далее: Великобритания, Германия, Франция и, на последнем месте находится Россия (таблица 2), занимающая наименьшие позиции, как в доле малых предприятий в общей численности занятых –13%, так и в доле малых предприятий в ВВП –12% (рисунок 3).
Таблица 2 – Количество малых и средних предприятий
Страны |
Количество предприятий, тыс. |
Соединенные Штаты Америки |
19300 |
Япония |
6450 |
Италия |
3920 |
Великобритания |
2630 |
Германия |
2290 |
Франция |
1980 |
Россия |
844 |
Рисунок 3 – Количество малых и средних предприятий в разных странах
Для сравнения: доля малых предприятий в общей численности занятых в Японии составляет 78 %, доля малых предприятий в ВВП – 55 %, доля малых предприятий в общей численности занятых в Италии составляет 73 %, доля малых предприятий в ВВП – 60 %, доля малых предприятий в общей численности занятых в России составляет 13 %, доля малых предприятий в ВВП – 12 % (таблица 3).
Таблица 3 – Доля малых предприятий в общей численности занятых (%)
Страна |
Доля малых предприятий в общей численности занятых, % |
Доля малых предприятий в ВВП, % |
Япония |
78 |
55 |
Италия |
73 |
60 |
Россия |
13 |
12 |
Наибольшее количество занятых в малых предприятиях приходится на США –70,2 млн. человек и Японию – 39,5 млн. человек, в России количество занятых в малом бизнесе составляет всего – 8,3 млн. человек.
В связи со вступлением России в ВТО вероятен вариант сокращения сотни тысяч работников (инженеров, мастеров, рабочих) в таких ведущих отраслях российской промышленности, как в металлургии, автомобилестроении, авиастроении, легкой промышленности и других отраслях. Следовательно, при таком сокращении эти люди могут пойти как в действующие, так и создать новые малые предприятия, либо зарегистрироваться в качестве предпринимателей [98, с. 169].
Европейские страны очень активно поддерживают развитие экспортного потенциала своего малого бизнеса. Действуют эффективные системы гарантий экспортных поставок в Германии, Австрии, Италии, Финляндии. Формируется единая система гарантий Евросоюза. Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики.
2 Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в
Республике Мордовия
2.1 Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса в Республике Мордовия
В Республике Мордовия малое предпринимательство как самостоятельное социально–экономическое явление существует уже более 25 лет, развиваясь в довольно сложных экономических условиях. Развитие малого предпринимательства относится к наиболее значимым направлениям политики органов государственной власти Республики Мордовия. Особое внимание в 2012–2013 годах уделяется вопросам повышения устойчивости субъектов малого и среднего предпринимательства, созданию условий для занятия предпринимательской деятельностью безработного населения.
Для оценки развития малого предпринимательства воспользуемся данными таблицы 4.
Таблица 4 – Динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства (включая микропредприятия) за 2008–2012 гг.
Показатель |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Число малых предприятий, ед. |
4390 |
4829 |
5312 |
6258 |
7146 |
Средняя численность работников на малых предприятиях, чел. |
35000 |
38000 |
41000 |
49586 |
45346 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников на малых предприятиях, руб. |
7968,8 |
10250 |
9522,9 |
9705 |
10344 |
Оборот малых предприятий, тыс. руб. |
16651 |
19552 |
23096 |
53861 |
65121 |
В 2012 году число малых предприятий по сравнению с 2008 годом выросло на 2 756 единиц. Таким образом, темп роста количества малых предприятий составил 162,8 %. В основном рост данного показателя обеспечен увеличением числа микропредприятий. Отметим, что наблюдается тенденция роста количества малых предприятий и снижение средней численности работников в организациях малого бизнеса. В 2012 году средняя численность работников на малых предприятиях сократилась на 10346 человек. Средняя заработная плата выросла в 2012 году по сравнению с 2008 годом на 2375,2 рублей, т. е. прирост заработной платы оказался равным 29,8 %. Таким образом, можно прийти к выводу, что сокращение средней численности работников привело к росту средней заработной платы как во всех организациях малого бизнеса, так и на микропредприятих. Оборот малых предприятий в 2012 году составил 65121 тыс. руб., что больше по сравнению с показателем предыдущего периода на 48470 тыс. руб.
Таким образом, в 2012 году произошли следующие основные изменения в сфере малого бизнеса:
– сократилось число субъектов среднего предпринимательства;
– увеличилось количество малых предприятий, причем в основном за счет роста микропредприятий;
– как у субъектов среднего предпринимательства, так и у малых предприятий сокращение численности работников привело к росту среднемесячной начисленной заработной платы.
В категории малых предприятий по численности работников лидируют следующие виды экономической деятельности: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 8 327 человека (21,88%), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 6 921 человека (18,18%), строительство – 6 267 (16,47 %), обрабатывающие производства – 5 409 (14,21%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 5 279 (13,87%). В остальных сферах деятельности численность работников составляет менее 2 тысяч человек (рисунок 4).
Рисунок 4 – Средняя численность работников малых предприятий в 2012 году по отраслям, человек
Оборот малых и средних предприятий за 1 полугодие 2013 года составил 25 258 098 тысяч рублей.
Оборот малых предприятий составил 18 384 528 тыс. рублей. Большая часть оборота малых предприятий приходится на сферу оптовой и розничной торговли – 44,76 %, обрабатывающих производств – 18 %, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 9,92 % (рисунок 5).
Рисунок 5 – Структура оборота малых предприятий по видам
экономической деятельности (в % к итогу)
На малых предприятиях среднемесячная заработная плата в 1 полугодии 2013 года составила 11 706,5 рублей. Самый высокий уровень заработной платы сложился на предприятиях осуществляющих добычу полезных ископаемых –28 000, 0 рублей.
Для республики характерна дифференциация заработной платы работников различных видов экономической деятельности. Более высокий уровень заработной платы сложился на предприятиях финансовых видов деятельности. Второе место по уровню заработной платы принадлежит сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, третье – сфере транспорта и связи. Вместе с тем заработная плата предприятий, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, гостиниц и ресторанов, учреждений образования значительно ниже среднереспубликанского уровня (рисунок 6).
Рисунок 6 – Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях по отраслям экономики, рублей
Информация о работе Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия