Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственной поддержки предпринимательской деятельности в Республике Татарстан и разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
1) сущность государственной поддержки предпринимательской деятельности;
2) выделить основные направления и инструменты государственной поддержки предпринимательства;
3) рассмотреть зарубежный опыт государственной поддержки предпринимательской деятельности;
4) рассмотреть проблемы в области развития предпринимательства;
5) рассмотреть анализ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан;
6) разработать перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент предпринимательства.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

       - государственное регламентирование  договорных отношений между субъектами рынка, а также между ними и гражданами; регламентирование государством ответственности сторон за невыполнение (ненадлежащие выполнение) взятых на себя обязательств;

       - выполнение государством (его судебными  органами) функций арбитража при  разрешении споров, возникающих между сторонами в ходе осуществления предпринимательской деятельности;

       - поддержание общественного порядка,  обеспечение безопасности граждан,  защита их собственности;

       - охрана окружающей среды.

       2) защита конкуренции и ограничение  монополистической деятельности:

       - введение запретительных мер  в отношении любых действий, направленных  на ограничение свободной конкуренции;

       - контроль за деятельностью естественных  монополий путем государственного  регламентирования цен на соответствующие  товары и услуги, а также путем регламентирования их качества.

  1. перераспределение доходов:
    • применение прогрессивных ставок налогообложения, предусматривающих рост той их части, которая отчисляется в виде налога государству для удовлетворения общественных нужд;

         - установление минимального размера оплаты труда.

       4) перераспределение ресурсов:

         - в целях финансирования природоохранных мероприятий;

         - для финансового обеспечения строительства и эксплуатации маяков;

          - для финансирования сферы услуг;

  - государственная поддержка отдельных видов бизнеса;

         - государственное регламентирование трудовых отношений, поддержка социального партнерства;

         - государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;

         - регулирование валютного курса;

         - стабилизация макроэкономических процессов.

       Для того чтобы осуществлять государственную поддержку предпринимательства, необходимы определенные инструменты — правовые, экономические и административные рычаги.

       Экономические рычаги воздействуют на субъекты предпринимательской деятельности не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но заставляют предпринимателя принимать решения о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

       К таким рычагам можно отнести  денежно — кредитную, бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую  политики.

       Денежно — кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми орудует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по купле — продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке [10, с. 23-29].

       Проведение  бюджетной политики позволяет реализовывать  три основные функции — фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству  создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активной государственной поддержки в социальной сфере.

       Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственной поддержки и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот — налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы.

       Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственной поддержки предпринимательской деятельности включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта [11, с. 23-29]

       Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические  методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

  1. естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);
  2. охрана окружающей среды и использование ресурсов;
  3. сертификация, стандартизация, метрология;
  4. социальная политика; прежде всего, имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);
  5. внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.).

       Для создания нормальных условий для  предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики  государство должно проводить фискальную, научно - техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

       Проанализировав основные направления и инструменты государственной поддержки предпринимательской деятельности можно выделить, пять основных направлений:

  1. обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
  2. защита конкуренции;
  3. перераспределение доходов;
  4. перераспределение ресурсов;
  5. меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).

       Для того чтобы осуществлять государственную поддержку предпринимательства, необходимы определенные инструменты - правовые, экономические и административные рычаги. 

       1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки предпринимательской деятельности

       Сектор  малых и средних предприятий  является неотъемлемым элементом любой  развитой хозяйственной системы, без  которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран являются малые и средние предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Это обусловлено большой социально-экономической значимостью сектора малых и средних предприятий, которые объединяют жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Социальная значимость определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Высокая приспособляемость малых и средних предприятий и массовый охват практически всех сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата [15,с. 62-65].

       Рассмотрим  государственную поддержку предпринимательства  в Германии.

       Государственная политика осуществляется в рамках структурных реформ «Повестка дня 2010», направленных на ускоренный выход германской экономики из застоя и на усиление сектора малых и средних предприятий, повышение его конкурентоспособности и обеспечение его дальнейшего роста. Приоритетными направлениями поддержки будут инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование. Финансовая поддержка будет в равных долях выделяться на федеральном и земельном уровнях, преимущественно в виде гарантий и поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия малым и средним предприятиям. На эти же цели направляются значительные средства ЕС и будут привлечены частные инвестиции [13, с. 81-88]

       Базовые государственные программы и  земельная инфраструктура поддержки  и развития малого и среднего предпринимательства представлены в Таблице 1.3.1. 
 
 

       Таблица 1.3.1.

       Базовые государственные  программы и земельная инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Германии

       Программы        Кол-во        Содержание  программ
       Государственные программы  и 

       множество других земельных

 и отраслевых  программ

- объемы кредитов  € 49 млрд.

- снижение налогов на € 15 млрд.

41 -технические  (обучение и консультация

- финансовой  инвестиционной поддержки)

- инновации и  новые технологии

- поддержка стартующих  предприятий

- развитие экспорта

          - самозанятость, женское и молодежное

           предпринимательство

       Региональные отделения  ДГ VIII и партнерские организации                 Во  всех землях страны и крупных городах
       Уполномоченные кредитно – финансовые организации                 - банк содействия МСП

       - общество инвестиций и развития

       - отделения по всей территории  страны

       Центры содействия передаче новых технологий        374        -350 инновационных центров

       - 24 центра электронной коммерции

       Консультационные  центры          40 пунктов финансового  консультирования
       Бизнес - инкубаторы и технопарки        182 Расположены во всех землях, крупных

 городах, промышленных и научных центрах

       Социально ориентированные  центры предпринимательства        90        - женского бизнеса

       - для инвалидов, иммигрантов и др.

       Информационные сети (на федеральном, земельном и муниципальном  уровнях)                 Взаимодействуют с общеевропейскими и глобальными сетями. Имеют свою специфику: техника, финансы, заказы и др.
       Центры поддержки  экспорта                 - расположены в крупных городах

       - взаимодействуют со 115 агентствами

       
Структуры общественной поддержки и защиты интересов малого и среднего бизнеса        382        - 200 промышленных ассоциаций

       - 55 ремесленных палат

       - 46 торговых конфедераций

       - 81 тогово – промышленных палат


 

       Координация деятельности всех государственных  и партнерских организаций по реализации этой политики возложена на «Федеральное министерство экономики и труда». Всеми оперативными вопросами в министерства в отношении МСП, ремесленничества, сферы услуг, индивидуального труда и профессионального образования поддержки МСП занимается «Генеральный Директорат – VIII» (ГД-VIII). (Приложение1).

       Государственная стратегия развития малых и средних предприятий в рамках программы структурных реформ до 2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей:

  1. обеспечение условий для развития и роста численности «среднего класса»;
  2. повышение заинтересованности молодежи в предпринимательской деятельности;
  3. создание учебной базы при высших и средних учебных заведениях для обучения и практической подготовки молодежи к активной предпринимательской деятельности;
  4. усиление финансовой помощи и технического содействия стартующим предприятиям для обеспечения их устойчивого развития и дальнейшего роста;
  5. снижение бюрократических барьеров, облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям;
  6. стимулирование делового и инновационного потенциала сектора МСП в сфере НИОКР, путем преимущественного применения мер косвенной поддержки.

       Проанализировав зарубежный опыт поддержки предпринимательской деятельности можно сделать вывод, что каждое государство стремиться поддержать сектор малого и среднего бизнеса. Это обусловлено большой социально – экономической значимостью сектора, его ролью в основной массе производства продукции и развитии экономики.

       Приоритетными направлениями государственной  политики Германии являются инновационная  деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование.

       Целью государственной поддержки предпринимательской деятельности большинства стран является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности