Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственной поддержки предпринимательской деятельности в Республике Татарстан и разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
1) сущность государственной поддержки предпринимательской деятельности;
2) выделить основные направления и инструменты государственной поддержки предпринимательства;
3) рассмотреть зарубежный опыт государственной поддержки предпринимательской деятельности;
4) рассмотреть проблемы в области развития предпринимательства;
5) рассмотреть анализ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан;
6) разработать перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.
-
государственное
- выполнение государством (его судебными органами) функций арбитража при разрешении споров, возникающих между сторонами в ходе осуществления предпринимательской деятельности;
-
поддержание общественного
- охрана окружающей среды.
2)
защита конкуренции и
-
введение запретительных мер
в отношении любых действий, направленных
на ограничение свободной
-
контроль за деятельностью
- установление минимального размера оплаты труда.
4) перераспределение ресурсов:
- в целях финансирования природоохранных мероприятий;
- для финансового обеспечения строительства и эксплуатации маяков;
- для финансирования сферы услуг;
- государственная поддержка отдельных видов бизнеса;
- государственное регламентирование трудовых отношений, поддержка социального партнерства;
- государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;
- регулирование валютного курса;
- стабилизация макроэкономических процессов.
Для того чтобы осуществлять государственную поддержку предпринимательства, необходимы определенные инструменты — правовые, экономические и административные рычаги.
Экономические рычаги воздействуют на субъекты предпринимательской деятельности не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но заставляют предпринимателя принимать решения о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.
К
таким рычагам можно отнести
денежно — кредитную, бюджетную,
налоговую и
Денежно — кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми орудует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по купле — продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке [10, с. 23-29].
Проведение бюджетной политики позволяет реализовывать три основные функции — фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активной государственной поддержки в социальной сфере.
Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственной поддержки и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот — налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы.
Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственной поддержки предпринимательской деятельности включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта [11, с. 23-29]
Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:
Для
создания нормальных условий для
предпринимательской
Проанализировав основные направления и инструменты государственной поддержки предпринимательской деятельности можно выделить, пять основных направлений:
Для
того чтобы осуществлять государственную
поддержку предпринимательства, необходимы
определенные инструменты - правовые,
экономические и административные рычаги.
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки предпринимательской деятельности
Сектор малых и средних предприятий является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран являются малые и средние предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Это обусловлено большой социально-экономической значимостью сектора малых и средних предприятий, которые объединяют жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Социальная значимость определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Высокая приспособляемость малых и средних предприятий и массовый охват практически всех сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата [15,с. 62-65].
Рассмотрим
государственную поддержку
Государственная политика осуществляется в рамках структурных реформ «Повестка дня 2010», направленных на ускоренный выход германской экономики из застоя и на усиление сектора малых и средних предприятий, повышение его конкурентоспособности и обеспечение его дальнейшего роста. Приоритетными направлениями поддержки будут инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование. Финансовая поддержка будет в равных долях выделяться на федеральном и земельном уровнях, преимущественно в виде гарантий и поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия малым и средним предприятиям. На эти же цели направляются значительные средства ЕС и будут привлечены частные инвестиции [13, с. 81-88]
Базовые
государственные программы и
земельная инфраструктура поддержки
и развития малого и среднего предпринимательства
представлены в Таблице 1.3.1.
Таблица 1.3.1.
Базовые государственные программы и земельная инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Германии
Программы | Кол-во | Содержание программ |
Государственные программы
и
множество других земельных и отраслевых программ - объемы кредитов € 49 млрд. - снижение налогов на € 15 млрд. |
41 | -технические
(обучение и консультация
- финансовой инвестиционной поддержки) - инновации и новые технологии - поддержка стартующих предприятий - развитие экспорта - самозанятость, женское и молодежное предпринимательство |
Региональные отделения ДГ VIII и партнерские организации | Во всех землях страны и крупных городах | |
Уполномоченные кредитно – финансовые организации | -
банк содействия МСП
- общество инвестиций и развития - отделения по всей территории страны | |
Центры содействия передаче новых технологий | 374 | -350
инновационных центров
- 24 центра электронной коммерции |
Консультационные центры | 40 пунктов финансового консультирования | |
Бизнес - инкубаторы и технопарки | 182 | Расположены во
всех землях, крупных
городах, промышленных и научных центрах |
Социально ориентированные центры предпринимательства | 90 | -
женского бизнеса
- для инвалидов, иммигрантов и др. |
Информационные сети (на федеральном, земельном и муниципальном уровнях) | Взаимодействуют с общеевропейскими и глобальными сетями. Имеют свою специфику: техника, финансы, заказы и др. | |
Центры поддержки экспорта | -
расположены в крупных городах
- взаимодействуют со 115 агентствами | |
Структуры общественной поддержки и защиты интересов малого и среднего бизнеса | 382 | -
200 промышленных ассоциаций
- 55 ремесленных палат - 46 торговых конфедераций - 81 тогово – промышленных палат |
Координация деятельности всех государственных и партнерских организаций по реализации этой политики возложена на «Федеральное министерство экономики и труда». Всеми оперативными вопросами в министерства в отношении МСП, ремесленничества, сферы услуг, индивидуального труда и профессионального образования поддержки МСП занимается «Генеральный Директорат – VIII» (ГД-VIII). (Приложение1).
Государственная стратегия развития малых и средних предприятий в рамках программы структурных реформ до 2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей:
Проанализировав зарубежный опыт поддержки предпринимательской деятельности можно сделать вывод, что каждое государство стремиться поддержать сектор малого и среднего бизнеса. Это обусловлено большой социально – экономической значимостью сектора, его ролью в основной массе производства продукции и развитии экономики.
Приоритетными направлениями государственной политики Германии являются инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование.
Целью
государственной поддержки предпринимательской
деятельности большинства стран является
создание определенных условий, обеспечивающих
нормальное функционирование экономики
в целом и стабильное участие предпринимателей
страны в международном разделении труда
и получение от этого оптимальных выгод.
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности