Государственно-общественное управление дошкольным образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы определяется необходимостью поиска практических оснований для решения задач современного этапа развития гимназии, вызванных объективными потребностями общества в реализации новых образовательных целей, ориентированных на достижение более высокого качества, эффективности и доступности образования. Одной из таких задач для МОУ № 5 «Гимназия» является создание условий результативного управления образовательным социумом государственно-общественного характера, трансформации гимназии в институт гражданского общества, что выступит дополнительным механизмом подготовки школьников к жизни в быстро меняющемся обществе. Цель исследования: рассмотреть условия реализации модели государственно-общественного управления в МБДОУ ДСКВ «Сказка».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты государственно-общественного управления образовательными учреждениями
1.1. Сущность и риски государственно-общественного управления в образовании
1.2. Нормативно-правовые основы государственно-общественной формы управления в сфере образования
1.3. Модели государственно-общественной формы управления в образовании
Глава 2. Анализ системы государственно-общественного управления в МОУ ДСКВ «Сказка»
2.1. Краткая характеристика МДОУ
2.2. Анализ системы управления в МДОУ
2.3. Особенности государственно-общественного управления МДОУ
2.4. Проблемы реализации модели государственно-общественной формы управления в МБДОУ ДСКВ «Сказка» г.Покачи и пути их решения
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Текст работы.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Выражать интересы определённых социальных групп в  сфере образования могут также  специалисты, изучающие образовательные  запросы и проблемы населения (социологи, психологи, организаторы образования). Эту группу специалистов можно определить как группу экспертов по социальным проблемам образования.

К общественности можно отнести и группу экспертов  по вопросам управления образовательными системами, независимых от органов управления образованием.

«Пропорции» участия  различных составляющих в образовании  и управлении образованием не могут  быть заданы раз и навсегда, баланс между ними будет носить подвижный  характер.

Деятельность  органов управления образованием в  условиях постепенного выращивания общественной составляющей образования и управления им может строиться как совместно разделенная деятельность. При этом развитие государственно-общественного управления в образовании связано с рядом ограничений и рисков, многие из которых обусловлены сложившимися стереотипами сознания представителей образования и социума.

Среди таких  рисков могут быть:

- стремление  к построению вертикально-иерархических  отношений с лицами и организациями; 

- опасность  понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления.

Цели государственно-общественного  управления образованием не могут задаваться лишь ведомственными интересами самой системы образования, они должны формироваться в диалоге между всеми заказчиками и конкретными потребителями результатов образования. К заказчикам образовательных услуг можно отнести: детей, родителей, производственные структуры, хозяйствующие субъекты, местную, региональную власть, региональную и национальную элиту с учетом социально-культурных, экономических и других особенностей территории, культурно-образовательных традиций, национально-этнических отношений и заявленных стратегических приоритетов развития образовательного учреждения.

К основным принципам государственно-общественного  управления образованием можно отнести следующие4:

  • независимость и паритетность органов государственного и общественного управления образованием;
  • законность, предполагающая неукоснительное следование органов управления Конституции России, ее законам, другим нормативным правовым актам; правовая обоснованность притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно-общественном управлении сферой общего образования, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
  • комплексное использование экономических, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов государства и общества субъектами государственно-общественного управления образованием;
  • целевая направленность деятельности субъектов государственно-общественного управления образованием на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;
  • открытость и гласность, в соответствии с которыми деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивается получением ими необходимой информации;
  • свобода и самодеятельность, означающие возможность каждого субъекта и к государственно-общественного управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять при этом активность;
  • согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом уровне и этапе функционирования и развития;
  • наделение полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной – снизу вверх; цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.

Приоритетными направлениями в соответствии с  этим выступают:

- создание условий  для взаимовыгодного сотрудничества  различных моделей государственно-общественного  управления на уровнях муниципалитета, органов местного самоуправления, некоммерческих неполитических  организаций, профессиональных сообществ  и так далее, отвечающих требованиям Закона РФ «Об образовании», «Концепции и стратегии модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральной целевой программе развития образования»;

- обучение и  консультационная поддержка управленческих  кадров государственно-общественного управления образованием.

Современная система  управления образованием изменяется по нескольким направлениям:

- снижается  степень централизации управления  образованием,

- в системе  образования переходят к договорным  отношениям,

- повышается  роль инноваций,

- развиваются  общественные инициативы в сфере  образования, 

- создаются  «горизонтальные» управленческие  структуры. 

Ещё одно существенное изменение, характеризующее переход  к государственно-общественному  управлению образованием, - создание негосударственных структур, расширяющих возможности государственных (и муниципальных) школ в выборе путей своего ресурсного обеспечения (центры образовательных технологий, ресурсные центры, фонды и другие структуры по поддержке образовательных инициатив и тому подобное).

Несомненным признаком  государственно-общественного управления считается появление «горизонтальных» управленческих структур в форме  попечительских советов, Советов школ, Управляющих советов5.

В то же время  опыт ряда регионов показал, что сам факт наличия попечительских советов (или других аналогичных структур) нельзя рассматривать как признак государственно-общественного управления, так как в таких структурах не принимаются какие-либо решения, ограничиваясь согласием с решениями, которые предполагает школьная администрация.

Анализ публикаций по теме исследования  показал, что  не всегда и не везде можно создать  «горизонтальные» управленческие структуры (например, из-за отсутствия в данный момент подходящих людей, которые могли  бы войти в состав попечительского совета). Но всегда и везде есть возможность организовать диалог с местным социумом по актуальным проблемам развития образования. Организация такого диалога может рассматриваться как одно из принципиальных изменений в системе управления образованием.

Можно выделить следующие основные признаки государственно-общественного  управления:

- совместная  управленческая деятельность государственных  и негосударственных структур  по руководству образовательными  проектами; 

- процедура  принятия решения государственным (муниципальным) органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;

- делегирование  части властных полномочий органов  управления образованием структурам, представляющим интересы определённых групп общественности.

Потребность общественности в управлении образовательными системами  зависит от уровня организованности самой общественности, от наличия  структур, представляющих её интересы, в том числе от экспертных структур. Поэтому разнообразные меры, позволяющие изучать общественное мнение, привлекать общественность к аттестации образовательных учреждений, к экспертизе образовательных результатов, организовывать общественное обсуждение проблем образования - необходимое условие повышения уровня общественной активности в сфере образования.

Публикации  по обобщению опыта внедрения  форм государственно-общественного  управления в сфере образования  показывают, что сложнее обстоит  дело с формированием у органов  управления образованием мотивации привлекать общественность к принятию управленческих решений. Обычно руководители образовательных учреждений и руководители более высокого ранга стремятся ограничить участие общественности в управлении, боясь некомпетентного и агрессивного вмешательства в сферу образования, не желая также утратить хотя бы часть своих властных полномочий.

Опыт отдельных  регионов подсказывает, что эффективное  взаимодействие системы образования  и общественных структур можно обеспечить, если представители сферы образования включены в общественные структуры, например представительство руководителей образования в совете предпринимателей и другое. Это создает возможность для формирования компетентного социального заказа школе и экономической поддержки этого заказа6.

Существуют  различные формы участия общественности в принятии управленческих решений. При реализации такой формы проявляется  такой феномен, как «коллективный  субъект принятия решения».

Одним из примеров коллективного субъекта выступает  инновационная модель общественно-активной школы, работающей на основе концепции общественно-активного образования в развитии местного сообщества, что

является возможностью для местных жителей, школ, организаций  и учреждений стать активными  партнерами в решении местных, в том числе образовательных проблем.

 

1.2. Нормативно-правовые основы государственно-общественной формы управления в сфере образования

 

Рассмотрим  ряд нормативно-правовых документов, составляющих основу государственно-общественной формы управления в сфере образования, это, в частности:

  • Закон РФ “Об образовании».

В соответствии с федеральным законом «Об  образовании» одним из принципов  государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием» (ст. 2, п.6.). «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления» (ст. 35, п.2.). Общественному управлению отведена роль содействия демократизации образования и развития самостоятельности образовательных учреждений.

  • Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях»
  • Федеральная целевая программа развития образования, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803
  • Приоритетные направления развития образования, утвержденные на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I)
  • Письмо № 14- 51-131 МОиН РФ от 14.05.2004 г. «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений для использования в проводимой органами управления образованием, органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями работе»7.
  • Письмо МОиН РФ от 27. 04.2004 «О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений»
  • Приказ МО РФ от 07.08.2003 № 3271 «Об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи»
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, в разделе 1.4., СЗ РФ, 2002, № 1 (ч. II), ст. 119).

В Концепции  модернизации российского образования  на период до 2010 года, утвержденной распоряжением  Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 года, отмечается, что в процессе модернизации образования предстоит  обеспечить открытость образования  как государственно-общественной системы, создавая необходимые условия для перехода от патерналистской модели к модели взаимной ответственности, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия в сфере образования.

  • Приказ МО РФ от 07.08.2003 № 3271 «Об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи».
  • Концепция государственно-общественного управления общего образования (Институт управления образования РАО, М.,2005 г.).
  • Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения, утверждено постановлением Правительством Российской Федерации от 10.12.99 № 1379. В соответствии, с п. 2 указанного Примерного положения в состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения. Участниками образовательного процесса общеобразовательного учреждения, согласно п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении,  являются обучающиеся, педагогические работники учреждения и родители (законные представители) обучающихся. Кто конкретно из перечисленных участников образовательного процесса, при каких условиях войдет в состав попечительского совета, решает само общеобразовательное учреждение.
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное  постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г. № 919).
  • Устав образовательного учреждения.

 

1.3. Модели государственно-общественной формы управления в образовании  

 

В настоящее  время существует описание различных  форм государственно-общественного  управления образованием (школьные советы, попечительские советы, общественно-активные формы, родительские ассоциации,  фонды поддержки образовательных учреждений и др.).

В дошкольных учреждениях муниципальных образованиях общественное управление представлено следующими органами:

  1. Общее собрание.
  2. Педагогический совет.
  3. Родительское собрание.
  4. Попечительский совет.

Общее собрание осуществляет общее руководство учреждением, представляет полномочия трудового коллектива. Решения общего собрания учреждения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для исполнения администрацией, всеми членами коллектива.

В состав Общего собрания входят все работники Учреждения.

Информация о работе Государственно-общественное управление дошкольным образовательным учреждением