Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:17, лекция
Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы.
Эта критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.
8.1 Критериальная основа поведения людей
8.1.1 Расположения. Ценности. Верования. Принципы
8.1.2 Факторы, формирующие критериальную базу человека
8.1.3 Национальные особенности культур
8.2 Содержание и значение деловой культуры
8.2.1 Понятие и значение деловой культуры
8.2.2 Деловая этика как основа деловой культуры
8.2.3 Принципы отношений с потребителями, инвесторами, персоналом, конкурентами
8.2.4 Принципы отношений внутри организации по вертикали и горизонтали
8.2.5 Культура управления. Основы делового этикета
8.3 Содержание и значение организационной культуры
8.3.1 Понятие и значение организационной (корпоративной) культуры
8.3.2 Принцип рекурсии
8.3.3 Содержание отношений организационной культуры
8.3.4 Ценности успешных организаций
8.3.5 Роль лидера в формировании и развитии организационной культуры
8.4 Управление развитием организационной культуры
8.4.1 Процесс управления развитием организационной культуры
8.4.2 Определение базовых ценностей и установление норм организационного взаимодействия
8.4.3 Оценка состояния и эффективности организационной культуры
8.4.4 Поддержание организационной культуры
Тема 8. Деловая и организационная культура.
План лекции:
8.1 Критериальная основа
8.1.1 Расположения. Ценности. Верования. Принципы
8.1.2 Факторы,
формирующие критериальную
8.1.3 Национальные особенности культур
8.2 Содержание и значение деловой культуры
8.2.1 Понятие и значение деловой культуры
8.2.2 Деловая
этика как основа деловой
8.2.3 Принципы
отношений с потребителями,
8.2.4 Принципы отношений внутри организации по вертикали и горизонтали
8.2.5 Культура управления. Основы делового этикета
8.3 Содержание и значение
8.3.1 Понятие
и значение организационной (
8.3.2 Принцип рекурсии
8.3.3 Содержание
отношений организационной
8.3.4 Ценности успешных организаций
8.3.5 Роль
лидера в формировании и
8.4 Управление развитием
8.4.1 Процесс
управления развитием
8.4.2 Определение
базовых ценностей и
8.4.3 Оценка
состояния и эффективности
8.4.4 Поддержание организационной культуры
8.1 Критериальная основа поведения людей
8.1.1 Расположения. Ценности. Верования. Принципы
Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы.
Эта критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии.
1. Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.
В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.
2. Ценности, так же как и расположение, оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе. Ценности задают предпочтения человека по принципу «допустимо — недопустимо», «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и т.п. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, они живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека и сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться или не разделяться отдельными группами людей.
Ценности
можно определить как набор стандартов
и критериев, которым человек
следует в своей жизни. Это
проявляется в том, что путем
соответствующей оценки происходящих
вокруг него явлений, процессов и
людей человек принимает
Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность.
3. Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени.
4. Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, выступают устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.
8.2.2 Факторы,
формирующие критериальную
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.
1. Первую
группу составляют
2. Вторую
группу факторов, формирующих индивидуальность
человека, составляют факторы,
В-третьих,
па индивидуальность человека оказывает
сильное влияние принадлежность
к определенным группам и организациям.
У человека вырабатываются определенная
идентификация, задающая для него некий
тип индивида, с которым он себя
олицетворяет, а также устойчивые
формы поведения и, в частности,
типы реакции на воздействие со стороны
окружения. В-четвертых, формирование
индивидуальности происходит под влиянием
жизненного о п ы т а, отдельных
обстоятельств, случайных событии
и т.п. Иногда именно эта группа факторов
может приводить к
3. Третью
группу факторов, влияющих на
формирование индивидуальности
человека, составляют черты и
особенности характера
8.1.3 Национальные особенности культур
Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, политическое и государственное устройство. Все это оказывает влияние на деловые отношения.
Одним из параметров национального стиля менеджмента является механизм принятия решения (единоличное, коллективное, коллегиальное). К этому же параметру относится степень самостоятельности в принятии решений на переговорах.
Наиболее существенное влияние на национальный стиль оказывают ценностные ориентации, идеологические и религиозные установки, особенности восприятия, мышления. Они определяют суть поведения менеджера.
Так, по данным некоторых исследований, для представителей западных стран в значительной степени более действенным аргументом на переговорах является фактическая сторона дела, для представителей Востока очень важна апелляция к этическим нормам.
Менеджеру полезно знать, что принято различать культуры, в которых произнесенные слова воспринимаются почти буквально, в них практически не содержится скрытого смысла. К ним относятся американская и немецкая культуры.
В других культурах (в частности, в русской, французской, японской) значение контекста очень велико, вплоть до того, что смысл сказанного может меняться на противоположный. В этом типе культуры особое значение приобретают невербальные факторы общения.
При работе
с представителями различных
национальностей следует
8.2 Содержание и значение деловой культуры
8.2.1 Понятие и значение деловой культуры
Этика менеджмента - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно действовать на рынке в соответствии с действующим законодательством.
В нашей
стране в настоящее время идет
активный процесс становления
8.2.2 Деловая этика как основа деловой культуры
Этика — это, как известно, совокупность принципов человеческого поведения. Распространяя это определение на область предпринимательства, можно утверждать, что деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности.
Деловая этика — правила и нормы служебного поведения. Деловая этика - система идеалов, на которые опирается предприниматель, менеджер, любой деловой человек, чтобы достичь поставленной цели.
Деловая этика базируется на моральных и нравственных принципах, на определенных правилах поведения как на фирме, так и вне ее, а также на правовых критериях, которые устанавливаются законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах. Чтобы добиться успеха в бизнесе, для менеджеров (предпринимателей) важно уметь вести переговоры с партнерами, взаимодействовать одной командой, умело руководить подчиненными, работать без конфликтов.
Каждый менеджер (предприниматель) должен овладеть хотя бы азами деловой этики и основами этикета. Основу деловой этики составляет профессиональная этика, предписывающая определенный профессионально-цивилизованный тип взаимоотношений деловых людей с подчиненными, партнерами, конкурентами, клиентами, исключающий противопоставление одних другим. Деловая этика должна базироваться на общих принципах ведения рискового, новаторского, честного, компетентного и законного бизнеса в той или иной сфере деятельности.
Независимо
от типа предпринимательской
8.2.3 Принципы
отношений с потребителями,
Фундаментальными принципами бизнеса являются ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.
К числу
главных принципов бизнеса
Ключевые принципы бизнеса определяют характер взаимоотношений организации с потребителями, акционерами (инвесторами), поставщиками и конкурентами. Отметим ключевые принципы, касающиеся взаимоотношений организации с потребителями: