Деловая и организационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:17, лекция

Краткое описание

Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы.
Эта критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.

Содержание

8.1 Критериальная основа поведения людей
8.1.1 Расположения. Ценности. Верования. Принципы
8.1.2 Факторы, формирующие критериальную базу человека
8.1.3 Национальные особенности культур
8.2 Содержание и значение деловой культуры
8.2.1 Понятие и значение деловой культуры
8.2.2 Деловая этика как основа деловой культуры
8.2.3 Принципы отношений с потребителями, инвесторами, персоналом, конкурентами
8.2.4 Принципы отношений внутри организации по вертикали и горизонтали
8.2.5 Культура управления. Основы делового этикета
8.3 Содержание и значение организационной культуры
8.3.1 Понятие и значение организационной (корпоративной) культуры
8.3.2 Принцип рекурсии
8.3.3 Содержание отношений организационной культуры
8.3.4 Ценности успешных организаций
8.3.5 Роль лидера в формировании и развитии организационной культуры

8.4 Управление развитием организационной культуры
8.4.1 Процесс управления развитием организационной культуры
8.4.2 Определение базовых ценностей и установление норм организационного взаимодействия
8.4.3 Оценка состояния и эффективности организационной культуры
8.4.4 Поддержание организационной культуры

Вложенные файлы: 1 файл

Орг культура.docx

— 41.44 Кб (Скачать файл)

Тема 8. Деловая и организационная  культура.

План лекции:

8.1 Критериальная основа поведения  людей

8.1.1 Расположения. Ценности. Верования. Принципы

8.1.2 Факторы,  формирующие критериальную базу  человека

8.1.3 Национальные  особенности культур

8.2 Содержание и значение деловой  культуры

8.2.1 Понятие  и значение деловой культуры

8.2.2 Деловая  этика как основа деловой культуры

8.2.3 Принципы  отношений с потребителями, инвесторами,  персоналом, конкурентами

8.2.4 Принципы  отношений внутри организации  по вертикали и горизонтали

8.2.5 Культура  управления. Основы делового этикета

8.3 Содержание и значение организационной  культуры

8.3.1 Понятие  и значение организационной (корпоративной)  культуры

8.3.2 Принцип  рекурсии

8.3.3 Содержание  отношений организационной культуры

8.3.4 Ценности  успешных организаций

8.3.5 Роль  лидера в формировании и развитии  организационной культуры

 

8.4 Управление развитием организационной  культуры

8.4.1 Процесс  управления развитием организационной  культуры

8.4.2 Определение  базовых ценностей и установление  норм организационного взаимодействия

8.4.3 Оценка  состояния и эффективности организационной  культуры

8.4.4 Поддержание  организационной культуры

 

8.1 Критериальная основа  поведения людей

 

8.1.1 Расположения. Ценности. Верования. Принципы

Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и  своему делу, ценности, верования, принципы.

Эта критериальная  база, которой придерживается человек  в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении  и взаимовлиянии.

1. Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.

В общем  виде расположение можно определить как априорное отношение к  человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию  на них.

2. Ценности, так же как и расположение, оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе. Ценности задают предпочтения человека по принципу «допустимо — недопустимо», «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и т.п. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, они живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека и сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться или не разделяться отдельными группами людей.

Ценности  можно определить как набор стандартов и критериев, которым человек  следует в своей жизни. Это  проявляется в том, что путем  соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и  людей человек принимает решения  и осуществляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека. Они достаточно устойчивы во времени  и их не так много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная  база морали и фундамент поведения  человека.

Совокупность  ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность.

3. Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени.

4. Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, выступают устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.

 

8.2.2 Факторы,  формирующие критериальную базу  человека

Индивидуальность  человека формируется под влиянием трех групп факторов.

1. Первую  группу составляют наследственность  и физиологические особенности  человека. Наследственность сохраняет  и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые  с близнецами, показывают, что наследственность  может нести в себе и передачу  некоторых поведенческих черт. Физиология  человека говорит о том, что  в людях очень много общего, определяющего их поведение. В  частности, одинаковым для всех  является общий синдром адаптации,  отражающий физиологическую реакцию  на раздражение.

2. Вторую  группу факторов, формирующих индивидуальность  человека, составляют факторы, проистекающие  из окружения человека. В общем  виде влияние этих факторов  можно рассматривать как влияние  окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на  индивидуальность человека оказывает  культура, в которой он формируется.  Человек получает от общества  нормы поведения, усваивает под  влиянием культуры определенные  ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно  определяется семьей, в которой  он воспитывался. В семье дети  усваивают определенные поведенческие  стереотипы, вырабатываются их жизненные  установки, отношение к труду,  людям, своим обязанностям и  т.п.

В-третьих, па индивидуальность человека оказывает  сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий  тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, типы реакции на воздействие со стороны  окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного о п ы т а, отдельных  обстоятельств, случайных событии  и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному  изменению индивидуальности человека.

3. Третью  группу факторов, влияющих на  формирование индивидуальности  человека, составляют черты и  особенности характера человека, его индивидуальность, т.е. в данном  случае ситуация с формированием  индивидуальности выглядит следующим  образом: индивидуальность оказывает  влияние на свое собственное  формирование и развитие. Связано  это с тем, что человек играет  активную роль в собственном  развитии и не является только  исключительно продуктом наследственности  и окружения.

 

8.1.3 Национальные  особенности культур

Каждый  народ имеет свои обычаи, традиции, свою куль­туру, политическое и государственное  устройство. Все это оказывает  влияние на деловые отношения.

Одним из параметров национального стиля  менеджмента является механизм принятия решения (единоличное, коллективное, коллегиальное). К этому же параметру относится  степень самостоятельности в  принятии решений на переговорах.

Наиболее  существенное влияние на национальный стиль оказывают ценностные ориентации, идеологические и религиозные установки, особенности восприятия, мышления. Они определяют суть поведения менеджера.

Так, по данным некоторых исследований, для  представителей западных стран в  значительной степени более действенным  аргументом на переговорах является фактическая сторона дела, для  представителей Востока очень важна  апелляция к этическим нормам.

Менеджеру полезно знать, что принято различать  культуры, в которых произнесенные  слова воспринимаются почти буквально, в них практически не содержится скрытого смысла. К ним относятся  американская и немецкая культуры.

В других культурах (в частности, в русской, французской, японской) значение контекста  очень велико, вплоть до того, что  смысл сказанного может меняться на противоположный. В этом типе культуры особое значение приобретают невербальные факторы общения.

При работе с представителями различных  национальностей следует помнить, что в сравнении культур не бывает понятий "лучше" и "хуже", а бывает "иначе". Знание правил поведения, обусловленных культурными  традициями, в том числе менеджером, имеет огромное значение для бизнеса. Оно позволяет избежать многих недоразумений  и ненужных трений.

 

8.2 Содержание и значение  деловой культуры

 

8.2.1 Понятие и  значение деловой культуры

Этика менеджмента - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно действовать  на рынке в соответствии с действующим  законодательством.

В нашей  стране в настоящее время идет активный процесс становления предпринимательского слоя. На смену прежним партийно-хозяйственным  руководителям пришли новые люди, свободные от авторитета традиций и  лишенные инерции мышления. Именно они и стали реализовывать  возникшие в ходе перестройки  новые возможности в сфере  экономики. Социальный портрет белорусского предпринимателя противоречив, многолик, сложен и неоднозначен. Этот новый  класс сформировался из разных социальных слоев: из предпринимателей прошлых  лет, в большинстве своем функционировавших  в теневых структурах; из представителей номенклатуры, прошедших социальную конверсию и нашедших свое место  в новом экономическом пространстве; из производственников и творческой интеллигенции, которым уже за 30 и которые отчаялись занять достойное  положение в своей профессии; из молодых людей, еще не успевших приобрести профессию, но уже постигших  азы бизнеса. Почти все эти  «новые белорусы» совершенно не представляют себе этики и культуры бизнеса. Многие новоявленные бизнесмены больше заботятся  о своих карманах, чем о репутации. Поэтому нередки случаи недобросовестного  исполнения обязательств, пренебрежения  интересами партнера, а то и откровенное  стремление его обмануть. В то же время можно привести много имен купцов, промышленников, предпринимателей, считавших свою репутацию честного человека высшей ценностью.

 

8.2.2 Деловая этика  как основа деловой культуры

Этика —  это, как известно, совокупность принципов  человеческого поведения. Распространяя  это определение на область предпринимательства, можно утверждать, что деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности.

Деловая этика — правила и нормы  служебного поведения. Деловая этика - система идеалов, на которые опирается  предприниматель, менеджер, любой деловой  человек, чтобы достичь поставленной цели.

Деловая этика базируется на моральных и  нравственных принципах, на определенных правилах поведения как на фирме, так и вне ее, а также на правовых критериях, которые устанавливаются  законодательными актами государства, и на международных правилах и  принципах. Чтобы добиться успеха в  бизнесе, для менеджеров (предпринимателей) важно уметь вести переговоры с партнерами, взаимодействовать  одной командой, умело руководить подчиненными, работать без конфликтов.

Каждый  менеджер (предприниматель) должен овладеть хотя бы азами деловой этики и  основами этикета. Основу деловой этики  составляет профессиональная этика, предписывающая определенный профессионально-цивилизованный тип взаимоотношений деловых  людей с подчиненными, партнерами, конкурентами, клиентами, исключающий  противопоставление одних другим. Деловая  этика должна базироваться на общих  принципах ведения рискового, новаторского, честного, компетентного и законного  бизнеса в той или иной сфере  деятельности.

Независимо  от типа предпринимательской деятельности и его отдельных видов деловая  этика и этикет должны учитывать  также национально-этнические традиции и вытекающие отсюда правила поведения. Деловая этика неразрывно связана  с характером менеджера, складом  его души, ума, мотивами побуждения, с уровнем образования и знанием  им поведения людей в коллективе, обществе. Такие понятия, как авторитет, гордость, честность, честолюбие, благородство, вежливость входят в «арсенал» деловой  этики и положительно его характеризуют.

 

8.2.3 Принципы  отношений с потребителями, инвесторами,  персоналом, конкурентами

Фундаментальными  принципами бизнеса являются ответственность  за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого  достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.

К числу  главных принципов бизнеса относятся:

  • ответственность бизнеса: от блага акционеров - к благу его ключевых партнеров;
  • экономическое и социальное влияние бизнеса: стремление к прогрессу, справедливости и мировому сотрудничеству;
  • этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
  • уважение правовых норм;
  • поддержка многосторонних торговых отношений;
  • забота об окружающей среде.

Ключевые  принципы бизнеса определяют характер взаимоотношений организации с  потребителями, акционерами (инвесторами), поставщиками и конкурентами. Отметим  ключевые принципы, касающиеся взаимоотношений  организации с потребителями:

Информация о работе Деловая и организационная культура