Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 14:34, курсовая работа
Актуальность темы.Концепция библиотечного менеджмента, формировавшаяся в отечественном библиотековедении самостоятельно как ответ на реальные процессы общественно-экономической жизни России, органично вписывается в общемировые тенденции преобразования управления библиотеками в информационную эру, что служит доказательством ее обоснованности и конструктивности.
Введение 3
1. Становление библиотечного менеджмента 5
2. Методологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности 12
3. Библиотечный менеджер как новый тип руководителя современной библиотеки 18
4. Библиотечный менеджмент в практике российских библиотек 25
Заключение 31
Список литературы 33
Менеджмент определяется
как профессиональная область деятельности,
связанная с постановкой целей
и разработкой способов их достижения
[10]. Процесс менеджмента
Необходимость создания новой
концепции предопределялась целым
комплексом ключевых факторов: принципиально
иной характер социально-экономической
среды жизнедеятельности
Таким образом, развитие библиотечного менеджмента обусловлено социально-практическими проблемами, а выработка правил и норм эффективной организационно-управленческой деятельности составляет его главную задачу.
Активные поиски инновационных
типов управления, соответствующих
современным задачам и функциям
библиотечной деятельности, нашли наиболее
полное и целостное отражение
в концепции библиотечного
Авторами концепции являются И. М. Суслова, В. К. Клюев, И. К. Джерелиевская, Е. В. Клеппер, Ю. Ф. Чернякова и др.
По проблемам библиотечного менеджмента издано большое количество работ. Это число может быть увеличено во много раз, если учесть публикации, использующие научные постулаты менеджмента в других областях библиотековедения. Рассмотрим методологические основы библиотечного менеджмента, раскрытые в публикациях ученых и практиков.
Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связи между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. [16, 37 ]
Первый вопрос, который
обычно задается в связи с освоением
какой-либо научной дисциплины, –
ее объект и предмет. По отношению
к библиотечному менеджменту
дискуссионность данного
Сегодня в условиях жестокого кризиса административно-приказной системы управления библиотекой, подменять терминологическими дискуссиями поиск конструктивных направлений не только непродуктивно, но и некорректно.
Необходимо подчеркнуть,
что термины «управление» и «менеджмент»
являются синонимами только в общеупотребительной
лексике. Впрофессиональнойтерминосистем
Следовательно, правомерно утверждение, что именно концепция менеджмента предопределяет трансформирование управления библиотекой как частного направления библиотековедения в научную дисциплину, обладающую собственным объектом и предметом.
Формирование библиотечного
менеджмента было движимо не академическим,
внутринаучным, а прежде всего социальным
интересом достижения большей эффективности
во всех направлениях библиотечной деятельности.
Развитие библиотечного менеджмента
обусловлено социально-
Кроме того, главной особенностью
библиотечного менеджмента
Большой массив литературы посвящен новым типам менеджмента, формирующимся в управлении библиотечной деятельностью.
Наиболее активно развивается библиотечный маркетинг как система управления, ориентированная на сбалансированность, гармонизацию интересов библиотеки, пользователей и общества в целом. Более того, библиотечное дело стало одной из первых сфер нерыночных отношений, в которые уверенно вступил маркетинг. Принципы библиотечного маркетинга обоснованы в трудах отечественных библиотековедовМ.Я.Дворкиной, С.Д.Колегаевой, В.К.Клюева, С.Г.Матлиной, Е.М.Ястребовой. В то же время в трактовке специфики библиотечного маркетинга существует много неоднозначных подходов, поэтому с повестки дня не снимается проблема типологической характеристики этой управленческой системы.
Значительное внимание специалистов
привлечено к инновационному менеджменту.
Особую актуальность проблемам управления
изменениями, которые составляют сущность
этого типа менеджмента, придает
необходимость реорганизации
Отчетливо заявили о себе
проблемы стратегического менеджмента
в трудах отечественных
В связи с этим можно утверждать, что специфику библиотечного менеджмента как теоретической дисциплины определяет, прежде всего, его ориентированность на решение практических задач.
Один из основоположников библиотечного менеджмента в России профессор И.М.Суслова в публикации «Три кита менеджмента» [45]раскрывает три направления современного менеджмента - стратегический и кадровый менеджмент, социально-этический маркетинг, развитие которых в управлении библиотекой составляет ключевую задачу информационно-библиотечного менеджмента. По мнению автораздание современного менеджмента покоится на трех китах, символизирующих его главные направления.
Составляющие библиотечного менеджмента
Первое из них - стратегический
менеджмент, который приобретает
особое значение в связи с динамизмом
и неопределенностью внешней
среды библиотеки. Понятие стратегии,
поначалу казавшееся совершенно чуждым
в текущей упорядоченной
Содержание и структуру стратегического управления составляют определение миссии и целей библиотеки, анализ среды, выбор стратегической альтернативы, организация выполнения стратегии.
Стратегический менеджмент выступает как тип управления, который в высокой степени отвечает современным особенностям развития библиотеки, поскольку позволяет достаточно точно определить стратегические позиции в динамично изменяющихся условиях на основе исследований внешних и внутренних факторов.
Второе направление
Признано, что персонал является основным ресурсом любой организации, ее главным богатством, определяющим успех всей деятельности. В связи с этим основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют возрастающая роль личности каждого сотрудника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой.
Третье направление
Развитие всех трех направлений современного менеджмента в руководстве библиотечной деятельностью предопределяют позитивные перспективы библиотеки.[44, 45]
Становление концепции библиотечного менеджмента ознаменовано значительными результатами. Сформирована научная школа, в рамках которой издано большое число публикаций и защищены диссертации.
На принципах менеджмента
преобразованы вузовская
Современный библиотечный менеджмент обогатился глубоко разработанной методологией маркетинга, стратегического управления, профессиональной инноватики, менеджмента персонала, управления проектами.
Теория библиотечной рекламы представлена в учебно-практическом пособиипрофессора, доктора педагогических наук О.О.Борисовой «Библиотечно-библиографическая реклама», в 2002 году и получившее свое дальнейшее развитие в фундаментальном учебно-практическом пособии «Рекламно-информационные технологии библиотечной деятельности», выпущенном в издательстве «Профессия» в 2006 году.[52]Автор знакомит с основами новой учебной дисциплины, раскрывающей принципы и технологию рекламной деятельности в современных информационно-библиотечных учреждениях. Даются конкретные практические рекомендации по организации рекламных кампаний, методики подготовки текстов библиотечно-библиографической рекламы, создания рекламных произведений разнообразных жанров: аннотированных каталогов, темпланов, плакатов, выставок, сообщений в периодике, на радио, телевидении. Данное пособие предназначено студентам ВУЗов и колледжей культуры и искусств, аспирантам и преподавателям, интересующимся этой проблематикой, а также библиотекарям-практикам, повышающим свою квалификацию.
Дальнейшее теоретическое
развитие рекламной деятельности в
библиотеках нашло свое отражение
в публикациях ОО.Борисовой.[
Итак, подводя итог вышесказанному, процесс развития концепции библиотечного менеджмента ознаменован значимыми результатами:
1) найдены подходы
к решению многих «болевых»
проблем управления
2) определены конструктивные
пути реорганизации
3) сформирована, научная
школа, в рамках которой
4) трансформирована
вузовская программа обучения
управленческой тематике и
Таким образом, концепция
библиотечного менеджмента, формировавшаяся
в отечественном
Рыночные условия качественно усложнили библиотечную деятельность, нацелили ее на гибкость, адаптированность к среде, структуре спроса и предложения на информационном рынке. Это, в свою очередь, обострило проблемы компетентности персонала библиотеки, ее менеджеров для работы в новых, быстро меняющихся, рыночных условиях, усложнило задачи подготовки и повышения квалификации библиотекарей.
Становятся все более
высокими требования к уровню профессионального
образования библиотечного
Особую роль в обновлении библиотеки, повышении ее конкурентоспособности должны сыграть библиотечные менеджеры, для которых профессионально значимыми становятся способность находить решения на основе анализа и синтеза воздействующих на библиотеку факторов, мобильность в освоении новых технологий…
Информация о работе Документальный поток по библиотечному менеджменту