Документальный поток по библиотечному менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы.Концепция библиотечного менеджмента, формировавшаяся в отечественном библиотековедении самостоятельно как ответ на реальные процессы общественно-экономической жизни России, органично вписывается в общемировые тенденции преобразования управления библиотеками в информационную эру, что служит доказательством ее обоснованности и конструктивности.

Содержание

Введение 3
1. Становление библиотечного менеджмента 5
2. Методологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности 12
3. Библиотечный менеджер как новый тип руководителя современной библиотеки 18
4. Библиотечный менеджмент в практике российских библиотек 25
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

КР-2Документальный поток по библиотечному менеджменту.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)
  1. На третьем этапе формирование библиотечного менеджмента было движимо не академическим, внутринаучным, а прежде всего социальным интересом достижения большей эффективности во всех направлениях библиотечной деятельности.

Менеджмент определяется как профессиональная область деятельности, связанная с постановкой целей  и разработкой способов их достижения [10]. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, контроля, мотивации, осуществляя которые  профессионально подготовленные специалисты обеспечивают условия для эффективного труда работников и получения результатов, соответствующих целям. Менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Необходимость создания новой  концепции предопределялась целым  комплексом ключевых факторов: принципиально  иной характер социально-экономической  среды жизнедеятельности библиотек; кризис традиционных систем управления; потребность в разработке конструктивной стратегии развития; наличие в  западной теории новой парадигмы  управления, ориентированной на решение  аналогичной проблематики.

Таким образом, развитие библиотечного менеджмента обусловлено социально-практическими проблемами, а выработка правил и норм эффективной организационно-управленческой деятельности составляет его главную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методологические  основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности

 

Активные поиски инновационных  типов управления, соответствующих  современным задачам и функциям библиотечной деятельности, нашли наиболее полное и целостное отражение  в концепции библиотечного менеджмента. Термином «библиотечный менеджмент»  обозначается особая сфера социально-практической деятельности библиотеки и научная  дисциплина, ставящая задачу изучения этой сферы и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Авторами концепции являются И. М. Суслова, В. К. Клюев, И. К. Джерелиевская, Е. В. Клеппер, Ю. Ф. Чернякова и др.

По проблемам библиотечного  менеджмента издано большое количество работ. Это число может быть увеличено  во много раз, если учесть публикации, использующие научные постулаты  менеджмента в других областях библиотековедения. Рассмотрим методологические основы библиотечного менеджмента, раскрытые в публикациях ученых и практиков.

Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы  управленческого труда, установление связи между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при  которых совместный труд людей оказывается  и более полезным, и более эффективным. [16, 37 ]

Первый вопрос, который  обычно задается в связи с освоением  какой-либо научной дисциплины, –  ее объект и предмет. По отношению  к библиотечному менеджменту  дискуссионность данного вопроса  предопределена тем, что некоторые  отечественные библиотековеды воспринимают менеджмент как синоним управлению библиотекой или «механическое  перенесение в отечественное  библиотековедение новомодных англоязычных терминов» (Н.С. Карташов). [13]

Сегодня в условиях жестокого кризиса административно-приказной системы управления библиотекой, подменять терминологическими дискуссиями поиск конструктивных направлений не только непродуктивно, но и некорректно.

Необходимо подчеркнуть, что термины «управление» и «менеджмент» являются синонимами только в общеупотребительной  лексике. Впрофессиональнойтерминосистеме  значение понятий, составляющих содержание терминов «управление библиотекой» и «библиотечный менеджмент», отличается. Управление имеет более широкое  значение, поскольку включает технические  и технологические объекты, экономику  и хозяйствование.

Следовательно, правомерно утверждение, что именно концепция  менеджмента предопределяет трансформирование  управления библиотекой как частного направления библиотековедения  в научную дисциплину, обладающую собственным объектом и предметом.

Формирование библиотечного  менеджмента было движимо не академическим, внутринаучным, а прежде всего социальным интересом достижения большей эффективности  во всех направлениях библиотечной деятельности. Развитие библиотечного менеджмента  обусловлено социально-практическими  проблемами, а выработка правил и  норм эффективной организационно-управленческой деятельности составляет его главную  задачу.

Кроме того, главной особенностью библиотечного менеджмента является междисциплинарный характер, позволяющий  использовать в качестве теоретической  основы широкий комплекс научных  знаний и концепций, разработанных  в отечественном и зарубежном библиотековедении, мировой теории и практике менеджмента, экономике, психологии, социологии.

Большой массив литературы посвящен новым типам менеджмента, формирующимся в управлении библиотечной деятельностью.

Наиболее активно развивается  библиотечный маркетинг как система  управления, ориентированная на сбалансированность, гармонизацию интересов библиотеки, пользователей и общества в целом. Более того, библиотечное дело стало  одной из первых сфер нерыночных отношений, в которые уверенно вступил маркетинг. Принципы библиотечного маркетинга обоснованы в трудах отечественных  библиотековедовМ.Я.Дворкиной, С.Д.Колегаевой, В.К.Клюева, С.Г.Матлиной, Е.М.Ястребовой. В то же время в трактовке специфики  библиотечного маркетинга существует много неоднозначных подходов, поэтому  с повестки дня не снимается проблема типологической характеристики этой управленческой системы.

Значительное внимание специалистов привлечено к инновационному менеджменту. Особую актуальность проблемам управления изменениями, которые составляют сущность этого типа менеджмента, придает  необходимость реорганизации методической деятельности библиотек.

Отчетливо заявили о себе проблемы стратегического менеджмента  в трудах отечественных библиотековедовИ.М.Сусловой, Ю.Ф.Черняковой, Е.М.Ястребовой.

В связи с этим можно  утверждать, что специфику библиотечного  менеджмента как теоретической  дисциплины определяет, прежде всего, его ориентированность на решение практических задач.

Один из основоположников библиотечного менеджмента в  России профессор И.М.Суслова в публикации «Три кита менеджмента» [45]раскрывает три направления современного менеджмента - стратегический и кадровый менеджмент, социально-этический маркетинг, развитие которых в управлении библиотекой составляет ключевую задачу информационно-библиотечного менеджмента. По мнению автораздание современного менеджмента покоится на трех китах, символизирующих его главные направления.

Составляющие  библиотечного менеджмента

 

Первое из них - стратегический менеджмент, который приобретает  особое значение в связи с динамизмом и неопределенностью внешней  среды библиотеки. Понятие стратегии, поначалу казавшееся совершенно чуждым в текущей упорядоченной библиотечной жизни, привлекает все большее внимание отечественных библиотековедов, становясь  неотъемлемой частью деятельности руководителей.

Содержание и структуру  стратегического управления составляют определение миссии и целей библиотеки, анализ среды, выбор стратегической альтернативы, организация выполнения стратегии.

Стратегический менеджмент выступает как тип управления, который в высокой степени отвечает современным особенностям развития библиотеки, поскольку позволяет достаточно точно определить стратегические позиции в динамично изменяющихся условиях на основе исследований внешних и внутренних факторов.

Второе направление современного менеджмента - управление персоналом, то понятие, которое отсутствовало  в нашей управленческой практике.

Признано, что персонал является основным ресурсом любой организации, ее главным богатством, определяющим успех всей деятельности. В связи  с этим основу концепции управления персоналом в настоящее время  составляют возрастающая роль личности каждого сотрудника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой.

Третье направление современного менеджмента - социально-этический  маркетинг.Библиотечный маркетинг понимается как система управления, ориентированная на реально существующие и потенциальные потребности населения в книге, информации, всех видах библиотечного обслуживания.[44]

Развитие всех трех направлений  современного менеджмента в руководстве  библиотечной деятельностью предопределяют позитивные перспективы библиотеки.[44, 45]

Становление концепции библиотечного  менеджмента ознаменовано значительными  результатами. Сформирована научная  школа, в рамках которой издано большое  число публикаций и защищены диссертации.

На принципах менеджмента  преобразованы вузовская программа  по управленческой тематике и программа  переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров библиотеки, на основе которых осуществляется подготовка специалистов по квалификации «Менеджер  библиотечной деятельности».[26]

Современный библиотечный менеджмент обогатился глубоко разработанной  методологией маркетинга, стратегического  управления, профессиональной инноватики, менеджмента персонала, управления проектами.

Теория библиотечной рекламы  представлена в учебно-практическом пособиипрофессора, доктора педагогических наук О.О.Борисовой «Библиотечно-библиографическая реклама», в 2002 году и получившее свое дальнейшее развитие в фундаментальном учебно-практическом пособии «Рекламно-информационные технологии библиотечной деятельности», выпущенном в издательстве «Профессия» в  2006 году.[52]Автор знакомит с основами новой учебной дисциплины, раскрывающей принципы и технологию рекламной деятельности в современных информационно-библиотечных учреждениях. Даются конкретные практические рекомендации по организации рекламных кампаний, методики подготовки текстов библиотечно-библиографической рекламы, создания рекламных произведений разнообразных жанров: аннотированных каталогов, темпланов, плакатов, выставок, сообщений в периодике, на радио, телевидении. Данное пособие предназначено студентам ВУЗов и колледжей культуры и искусств, аспирантам и преподавателям, интересующимся этой проблематикой, а также библиотекарям-практикам, повышающим свою квалификацию.

Дальнейшее теоретическое  развитие рекламной деятельности в  библиотеках нашло свое отражение  в публикациях ОО.Борисовой.[50-52]

Итак, подводя итог вышесказанному, процесс развития концепции библиотечного менеджмента ознаменован значимыми результатами:

    1) найдены подходы  к решению многих «болевых»  проблем управления библиотечной  деятельностью; 

    2) определены конструктивные  пути реорганизации управленческих  механизмов;

    3) сформирована, научная  школа, в рамках которой издано  значительное число публикаций  и защищены диссертации; 

    4) трансформирована  вузовская программа обучения  управленческой тематике и программа  переподготовки управленческих  кадров библиотек, создан цикл  курсов, в который, помимо основной  дисциплины, вошли «маркетинг библиотечно-информационной  деятельности», «стратегический  менеджмент библиотеки», «организационное  развитие систем управления»,  «психология управления библиотекой»  и др.

Таким образом, концепция  библиотечного менеджмента, формировавшаяся  в отечественном библиотековедении  самостоятельно как ответ на реальные процессы общественно-экономической  жизни России, органично вписывается  в общемировые тенденции преобразования управления библиотеками, что служит доказательством ее обоснованности и конструктивности.

  1. Библиотечный  менеджер  как новый тип руководителя современной библиотеки

 

Рыночные условия качественно  усложнили библиотечную деятельность, нацелили ее на гибкость, адаптированность к среде, структуре спроса и предложения  на информационном рынке. Это, в свою очередь, обострило проблемы компетентности персонала библиотеки, ее менеджеров для работы в новых, быстро меняющихся, рыночных условиях, усложнило задачи подготовки и повышения квалификации библиотекарей.

Становятся все более  высокими требования к уровню профессионального  образования библиотечного специалиста, так как опыт все меньше может  служить руководством для будущего. Все в большей мере требуются  постоянно обновляемые знания и  интуиция. Особое значение приобретает  новый стиль мышления, способность  к результативной профессиональной деятельности в условиях отсутствия специализиpoванныx методик, определенных норм и шаблонов, когда нет четких и ясных указаний. [38]

Особую роль в обновлении библиотеки, повышении ее конкурентоспособности  должны сыграть библиотечные менеджеры, для которых профессионально  значимыми становятся способность  находить решения на основе анализа  и синтеза воздействующих на библиотеку факторов, мобильность в освоении новых технологий… 

Информация о работе Документальный поток по библиотечному менеджменту