Дошкольное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменяется форма, и структура Образовательной программы ДОУ уточняется содержание образовательной области «Физическая культура», там выделили следующие задачи:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы совершенствования навыков бега у детей старшего дошкольного возраста под влиянием подвижных игр 7
1.1.Анатомо-физиологические и психологические основы для совершенствования навыков бега у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2.Особенности совершенствования навыков бега у детей старшего дошкольного возраста 10
1.3.Методика использования подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста для совершенствования навыков бега 13
Глава 2. Изучение влияния подвижных игр на совершенствование навыков бега у детей старшего дошкольного возраста 18
2.1.Выявление уровня сформированности навыков бега у детей старшего дошкольного возраста и анализ работы детского сада по использованию подвижных игр с бегом 18
2.2.Подборка и апробирование серии подвижных игр, направленных на совершенствование навыков бега у детей старшего дошкольного возраста
2.3.Сравнительный анализ уровня сформированности навыков бега у детей старшего дошкольного возраста до апробации серии подвижных игр и после
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Использование бессюжетных подвижных игр для совершенствования навыков бега у детей ста.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)
gn="justify">     В беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления)   позволяет   совершать   бег   длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость [9, С.100].

     Задачей упражнений при обучении бегу детей старшего дошкольного возраста является выработка легкого, быстрого, свободного, устремленного вперед движения с хорошей координацией рук и ног. В процессе бега происходит попеременное сокращение и расслабление большого количества мышечных групп. 

     В своей повседневной деятельности и играх дети чаще всего используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег высоко поднимая колени), имеющим важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость.

     Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими движениями — ходьбой, перелезанием, прыжками и др. [9, С.104].

     Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения [8, С.82].

     Содержание примерных упражнений для детей старшего дошкольного возраста и методические рекомендации к ним описаны в приложении 1.

     При подборе методов, обеспечивающих наглядности обучения, необходимо руководствоваться сложившимися у детей умениями воспринимать пространственные, временные и количественные признаки и отношения, существующие между предметами и явлениями окружающего мира. Чем ниже двигательные способности детей, тем конкретнее и полнее должна быть представлена наглядность. Наиболее сложные упражнения нужно демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя их показ в процессе занятия. Замечено. что упражнение лучше усваивается детьми, если его демонстрацию осуществляет ребенок. Педагог при этом разъясняет детали движения.

     Метод сенсорного ориентирования, включающий в себя применение зрительных ориентиров (предметы, игрушки, разметка и детали обстановки), также требует соблюдения определенных условий его применения: для детей  с достаточным уровнем физической подготовленности ориентиры должны располагаться на расстоянии их предельных  двигательных возможностей, для детей, имеющих недостаточный уровень, на расстоянии, преодолеваемом ребенком без дополнительных  усилий. Это способствует  мобилизации физических возможностей первых и созданию уверенности, чувства удовлетворения и самоутверждения при достижении намеченной цели – у вторых.

     Осознанному выполнению детьми движения способствуют такие приемы, как объяснение, анализ, оценка.  Подробное и последовательное изложение техники выполнения упражнения с демонстрацией каждого  его элемента необходимо детям, имеющим недостаточный уровень физической подготовленности.

     Среди практических методов особое значение необходимо придавать повторению упражнений и игровым двигательным заданиям, однако в группе детей, имеющим достаточный уровень физической подготовленности, наиболее  эффективным является вариативное повторение. При котором характер упражнения вносятся изменения. Это вызывает повышенный интерес к упражнению, способствует более качественному его выполнению.

     Применение игровых приемов также неоднозначно. С детьми, имеющими недостаточный уровень физической подготовленности, следует проводить игры, во время которых все занимающиеся выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. В группах детей с достаточным и близко достаточным уровнем физической подготовленности наиболее эффективны игры  с элементами соревнования. С учетом названных признаков воспитателем осуществляется подбор приемов индивидуального воздействия на детей [19, С.34].

     Таким образом, в работе по совершенствованию навыков бега у детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать различные методы и приемы в комплексе: наглядные, словесные и практические. На этапе совершенствования необходимо делать уклон на практические методы и приемы: обучение и проведение в игровой и соревновательной форме. 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Методика  использования подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста для совершенствования навыков бега 

     В процессе физического  воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.

     Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. [15, С.91]

     Как двигательная деятельность подвижная  игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например, в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего он вновь ускоряет движение.

     В подвижной игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели [15, С.102].

     Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами, бессюжетные игры и спортивные игры).

     Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. Это игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия); игры с предметами; игры с элементами соревнования (индивидуального и группового); несложные игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды; ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды) и т.д.

           Структура игрового процесса состоит из:

  1. Выбора игры.
  2. Сбора детей на игру.
  3. Создание интереса к игре:
    • объяснения игры и организация играющих.
  1. Проведение игры и руководство ею.
  2. Окончание игры и подведение итогов [15, С. 127].

           Выбор игры. Подбирая игру, необходимо обращаться, прежде всего, к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста. Следует принимать во внимание состояние здоровья ребенка, его физическую подготовленность и индивидуальные особенности, а так же степень организованности детей, их дисциплинированность.

           Сбор детей на игру. Приемы сбора детей бывают разными. Лучше заранее подготовиться с детьми, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т.д.).

           Создание интереса к игре. Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре (прочитать стихи, спеть песню, загадать загадку, показать игрушку, задать интересующий вопрос)  [15, С. 130].

           Объяснение игры и организация играющих. Объяснение игры должно быть кратким, понятным и интересным:

  • сообщить детям название игры;
  • объяснить игровые условия;
  • показать движения;
  • выбрать водящего, разместить играющих по местам, 5) объяснение правил игры;
  • закрепление правил игры  [15, С. 131].

           Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее. Воспитатель подает команды, делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей, поощряет удачное исполнение. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно  [15, С. 132].

      Окончание игры и подведение итогов. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.  К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

          Игры с предметами в основном индивидуальные. Ребенок принимает в них участие в соответствии со своим желанием, не ограничивая себя четкими правилами. Такие игры дают ему большие возможности для выполнения разнообразных движений, меньше утомляют и всегда вызывают большой интерес. Постепенно игровые задания усложняют: суметь убежать от ловца, попасть мячом в подвижную цель и т. д. В правилах также более четко обусловливается объем их действий, предусматривается несколько водящих (в коллективных играх). Важным моментом руководства игрой является дозирование движений. Особенно это относится к таким видам, как бег с максимальной скоростью, прыжки, лазанье. Длительность непрерывного бега со скоростью выше средней для детей этой возрастной группы составляет 20— 25 с за одно повторение игры. А ее общая продолжительность 10—12 мин. [10, С.44].

     Исходя  из вышеизложенного можно сделать  следующий вывод, полноценное физическое развитие дошкольника - это, прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам движений и физических качеств.

     При обучении бегу в старшем дошкольном возрасте ведущее место занимают объяснения и указания. От детей можно требовать сознательного выполнения движения.  Практика подтверждает, что дети, которые понимают, что от них требуется, и могут правильно объяснить выполнение движения, быстрее овладевают им и меньше допускают ошибок.

     Многократное  повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления)   позволяет   совершать   бег   длительное время, не испытывая перенапряжения и тем самым развивать выносливость - наиболее ценного оздоровительного качества. Особенно важен для развития общей выносливости медленный бег (скорость 1,0—1,2 м/с), повышающий функциональные возможности организма.

     В системе физического воспитания детей подвижным играм отводится значительное место. Характерной особенностью игр у детей старшего дошкольного возраста является большая их самостоятельность. Они сами определяют элементарные правила, по своему желанию могут их изменять. Дети любят, когда в играх неожиданно возникают различные ситуации (препятствия), и стараются преодолеть их. Учитывая этот интерес, следует обращать их внимание на результат игры, ставить перед ними конкретные задания.

     Таким образом, при совершенствовании  навыков бега с использованием подвижных игр необходимо придерживаться выделенной структуры игрового процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Изучение влияния  подвижных игр  на совершенствование  навыков бега у  детей старшего дошкольного  возраста 

2.1.Выявление  уровня сформированности навыков бега у детей старшего дошкольного возраста и анализ работы детского сада по использованию подвижных игр с бегом 

         Для того чтобы выявить влияние  подвижной игры на совершенствование   навыков бега у детей 5-6 лет,  в период с октября 2011 года  по апрель 2012 года было организовано  и проведено исследование на  базе МОУ лицей № 51 структурное  подразделение детский сад «Реченька».

Информация о работе Дошкольное образование