Защита прав потребителей на територии Сахалинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей на муниципальном уровне.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности;
- изучить правовые основы защиты прав потребителей;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ЕЕ АСПЕКТАМ 6
1.1 История создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности 6
1.2 Общественные организации по защите прав потребителей в ряду организаций по защите прав потребителей и их полномочия 12
1.3. Правовые основы защиты прав потребителей 17
2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 24
2.1. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области 24
2.2. Деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Сахалинской области 29
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)
  1. Кадровые – недостаточно специалистов имеющих высшее юридическое образование, в штате имеется только один консультант (государственный гражданский служащий) занимающий старшую должность, с высшим юридическим образованием;
  2. Недостаточные полномочия для эффективного  решения некоторых вопросов (например, органы Федеральной службы неправомочны приостанавливать деятельность организаций, нарушающих законодательство);
  3. Слабая организация взаимодействия с другими подразделениями филиала ФСУ;
  4. Отсутствие методики  проведения мероприятий по выявлению нарушений в области интеллектуальной собственности и авторских прав;
  5. Сложности определения отделом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  субъектов, нарушающих права потребителей.[23, c. 6]

Увеличивается количество обращений по вопросам защиты прав потребителей, что связано как  с положительным (насыщенностью  потребительского рынка товарами и  услугами, повышением платежеспособности населения), так и отрицательными факторами (продажа некачественных товаров, ненадлежащее и несвоевременное оказание услуг, правовая неграмотность продавцов, исполнителей). Рост обращений свидетельствует также и о повышении активности граждан в отстаивании своих прав и востребованности у населения органов по защите прав потребителей, предоставляемых правовую помощь бесплатно, что особенно важно для малообеспеченных слоев населения с низким уровнем дохода (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, студентов).

Наиболее часто  поступают обращения граждан  по вопросам и спорным ситуациям, возникающим в сфере розничной  торговли, их доля составила 76 % от всех обращений потребителей.

В сфере розничной  торговли 90 % обращений жалоб связано  с покупкой непродовольственных товаров, 9 % - продовольственных, 1 % - лекарственных. Среди обращений по непродовольственным товарам лидируют обращения по технически сложным товарам (электробытовым машинам и приборам, радиоэлектронной аппаратуре, компьютерной технике), их доля составила 33%.[24, c. 8]

В числе основных причин, вызвавших жалобы потребителей выделяются следующие: отказ со стороны  продавцов или исполнителей удовлетворить  законные требования потребителей при  обнаружении ими недостатков  в товаре (услуге, работе), непредставление потребителю полной и достоверной информации о товаре (услуге), продавце (исполнителе), ненадлежащее качество приобретенного товара (услуги, работы), нарушение сроков оказания услуги, работы.

С целью профилактики нарушений прав потребителей специалистами ТУ Роспотребнадзора даются консультации и разъяснения продавцам (изготовителям, исполнителям) по законодательству о защите прав потребителей.

Деятельность  органов по защите прав потребителей способствует приобретению у граждан  навыков правильного выбора товаров, услуг, формированию грамотного поведения потребителя на потребительском рынке и негативного отношения к некачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на формирование цивилизованного потребительского рынка и социально-экономическую ситуацию на территории муниципального образования.[26, c. 9]

В целях обеспечения  равноценной защиты прав и законных интересов потребителей повсеместно  отделом по защите прав потребителей систематически осуществляется сбор, обобщение и анализ информации о состоянии защиты прав потребителей в муниципальном образовании.

В целях создания и обеспечения равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями  своих законных интересов и прав Роспотребнадзором постоянно оказывается организационная, методическая и консультационная помощь органам местного самоуправления по защите прав потребителей, выявляется состояние дел по обеспечению защиты потребителей на потребительском рынке товаров, услуг и работ, наличие информации для населения о предоставляемых услугах, отсутствии необходимых услуг, выявляются проблемы, возникающие при решении вопросов по восстановлению нарушенных прав. Специалистам по защите прав потребителей предоставляются консультации и разъяснения в рассмотрении жалоб потребителей в конкретной ситуации, рекомендации по ведению дел по защите прав потребителей, оказание практической помощи в подборке необходимых нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей, оказывается содействие в организации и осуществлении деятельности органов по защите прав потребителей.

Отделом постоянно  проводится работа с обращениями, заявлениями  граждан по вопросам защиты прав потребителей, поступающими в отдел.

При рассмотрении заявлений (жалоб) потребителей в каждом случае оказывается консультационная и практическая помощь. Для рассмотрения письменных обращений по существу поставленных в обращении вопросов, изложенных в заявлении, направляются запросы в соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления.

3. Совершенствование защиты прав  потребителей в Сахалинской области

 

В целях обеспечения  равноценной защиты прав и законных интересов потребителей Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области необходимо систематически осуществлять сбор, обобщение и анализ информации о работе по защите прав потребителей и ежеквартально составлять сводные отчеты по следующим направлениям:

-   по рассмотрению  жалоб потребителей и консультированию по вопросам защиты прав потребителей;

-   по результатам  проверок соблюдения хозяйствующими  субъектами законодательства о  защите прав потребителей;

-    о  нарушениях законодательства о  защите прав потребителей на  потребительском рынке по сферам деятельности;

-   по обращениям  в суды в защиту прав потребителей.[28, c. 8]

Для обеспечения  единого понимания и проведения в жизнь региональной государственной  политики по вопросам защиты прав потребителей Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области  необходимо проводить семинары, совещания по вопросам состояния потребительского рынка и защиты потребительских прав жителей города.

Необходимо  расширить компетентность органов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в решении некоторых вопросов, а именно при обнаружении нарушений в сфере защиты прав потребителей не только принимать меры по приостановлению производства и реализации товаров, а иметь право хотя бы временно закрывать такие объекты до выяснения причин. Необходимо организовать обучение специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области  на курсах повышения квалификации.

В целях повышения  уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, товаропроизводителей и снижения в  результате этого социальной напряженности  необходимо проводить конкурсы профессионального  мастерства среди продавцов, поваров, кондитеров, парикмахеров, смотр рынков.[29, c. 8]

В числе основных направлений деятельности - меры по реализации прав потребителей на просвещение. Ежегодно проводить мероприятия  в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей. Средствам массовой информации большое внимание уделять просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. В общеобразовательных учреждениях необходимо проводить работу по обучению школьников в рамках отдельного курса «Основы потребительских знаний».

В то же время, поскольку  ситуация на потребительском рынке постоянно находится в динамике, остается немало нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера.

Ориентация  системы защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного человека, оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы. Необходим поиск и применение новых подходов на основе баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке.

Построение  правового государства требует  не только формирования соответствующей законодательной основы, но и обеспечения адекватного поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных потребительских прав и обязанностей. Информационно - просветительская работа становится одним из основных элементов потребительской политики и должна включать:

-    пропаганду  правовых знаний через средства  массовой информации;

-    издание  специальной и популярной литературы;

-   максимально  возможное вовлечение в образовательный  процесс различных групп потребителей. Особое внимание должно быть уделено социально незащищенным, малообеспеченным, проживающим в отдаленных районах и в сельской местности потребителям;

-   организацию  системного обучения детей и  молодежи во всех типах учебных  заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности с приоритетом обучения основам потребительских знаний в общеобразовательных школах;

-    обучение  предпринимателей, специалистов органов  исполнительной власти, местного  самоуправления и общественных объединений потребителей. В результате субъекты предпринимательской деятельности должны приобрести определенные навыки и стереотипы поведения в условиях рыночной экономики, что способствовало бы добровольному разрешению возникающих споров, а специалисты - профессиональные знания в области защиты прав потребителей, которые позволят более эффективно отстаивать законные интересы потребителей.[30, c. 6]

Для обеспечения  действенности государственной  потребительской политики требуется поддержание старых и разработка новых организационных подходов, объединение усилий и финансовых ресурсов администрации области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, обществ потребителей и других заинтересованных структур.

Методика  проведения мероприятий по выявлению нарушений  в области интеллектуальной собственности  и авторских прав должна быть разработана  на федеральном уровне, особенности  и замечания должны разрабатываться  законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об авторском праве и смежных правах».

Для того чтобы  не возникали сложности определения  отделом Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  субъектов, нарушающих права потребителей в Положении о  Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека следует дополнить параграф «Полномочия» указанием субъекта, который нарушил закон. А именно, п. 6.5 дополнить «…и индивидуальными предпринимателями или продавцами…». Или же разграничить ответственность индивидуальных предпринимателей и продавцов, например, за поставку некачественного продукта отвечает индивидуальный предприниматель, а за реализацию продавец. Данные предложения должны рассматриваться как на федеральном, так и на региональном, а также местном уровнях.

 Следует  постепенно изменить представление  об основных и дополнительных способах защиты прав потребителей. Для этого необходимо обеспечить условия и возможность гражданам самостоятельно решать потребительские проблемы. Так, обучение уже в школе навыкам грамотного потребительского поведения более эффективно, чем информирование уже взрослых людей об их потребительских правах, а разрешение споров между потребителем и продавцом на основе посредничества лучше, чем административное или судебное преследование. Таким образом, система защиты прав потребителей должна быть приведена в соответствие с новыми требованиями общества.

С целью профилактики нарушений прав потребителей специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области даются консультации и разъяснения продавцам (изготовителям, исполнителям) по законодательству о защите прав потребителей.

Деятельность  органов по защите прав потребителей способствует приобретению у граждан  навыков правильного выбора товаров, услуг, формированию грамотного поведения  потребителя на потребительском  рынке и негативного отношения  к некачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на формирование цивилизованного потребительского рынка и социально-экономическую ситуацию на территории муниципального образования.[31, c. 4]

Для обеспечения  единого понимания и проведения в жизнь региональной государственной политики по вопросам защиты прав потребителей отделу необходимо проводить семинары, совещания по вопросам состояния потребительского рынка и защиты потребительских прав жителей города.

Необходимо организовать обучение специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления на курсах повышения квалификации. В целях повышения уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, товаропроизводителей и снижения в результате этого социальной напряженности необходимо проводить конкурсы профессионального мастерства среди продавцов, поваров, кондитеров, парикмахеров, смотр рынков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе были проанализированы важнейшие составляющие государственного управления в сфере защиты прав потребителей, а также защиты прав потребителей на территории муниципального образования. В первой главе работы рассмотрена специфика социальной защиты населения и определены ее основные направления, рассмотрена система органов управления социальной защиты населения, также проанализированы правовые основы защиты прав потребителей. В ходе исследования были выявлены следующие проблемы:

Информация о работе Защита прав потребителей на територии Сахалинской области