Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:38, дипломная работа
Системы управления качеством являются эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.
Цель дипломной работы – оценка затрат в системе менеджмента качества ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»
Объектом исследования является – ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая основа изучения системы менеджмента качества……………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие системы менеджмента качества и факторы ее определяющие………………………………………………………………………6
1.2. Качество продукции, показатели, методы оценки его уровня…….14
1.3. Современная концепция управлением качеством………………….27
Глава II. Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...34
2.1. Характеристика предприятия и анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АМЗ»………………………….…………...34
2.2. Анализ системы менеджмента качества ОАО «АМЗ»…………….48
2.3. Учет и анализ затрат на качество продукции………………………57
Глава III. Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...75
3.1. Разработка мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»…………………………………………..75
3.3. Оценка эффективности разработки мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»……...…………89
Заключение………………………………………………………………..95
Список литературы……………………………………………………….98
Приложения……………………………………………………………..101
На втором этапе проводится комплексный анализ управления качеством продукции на предприятии и разрабатывается концептуальная модель системы менеджмента качества.
Выполнение этапа начинается с анализа существующей системы управления, сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества, а также организационной структуры и используемых методов контроля качества продукции.
Оценка соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии Политике в области качества и требованиям стандарта ИСО 9000 осуществляется по следующим направлениям:
- определение (уточнение) методов проверки качества поставляемого сырья и материалов;
- организация контроля качества в процессе производства и окончательного контроля качества готовой продукции.
К проведению анализа привлекаются все подразделения и службы предприятия, которые в соответствии с установленными формами и сроками представляют службе качества необходимую информацию. Основными объектами анализа являются:
- документы предприятия, которые можно использовать в создаваемой системе менеджмента качества;
- деятельность подразделений по обеспечению качества;
- организационная структура предприятия и службы качества;
- положения о подразделениях, должностные инструкции, определяющие распределение ответственности и полномочий на предприятии;
- информация о качестве производимой продукции;
- бизнес-процессы;
- формуляры, контрольные перечни;
- маршрутная технология, операционные карты, методологические, рабочие, контрольные инструкции;
- программ электронной обработки данных;
- документация метрологического обеспечения;
- контрольные карты, программы испытаний, инструкции по эксплуатации и сервисному обслуживанию, бирки, штампы, виды сопроводительной документации;
- ГОСТы, стандарты предприятия;
- технические условия (ТУ, спецификации) па продукты, продажные каталоги;
- классификаторы дефектов;
- записи о качестве на бумажных и других носителях информации.
Анализ должен показать, насколько документация предприятия соответствует минимальным требованиям и может быть использована в системе менеджмента качества.
В рамках проведения анализа фактического состояния управления качеством команда должна выяснить следующее:
- как фактически выполняются процессы на рабочих местах;
- какие осознанные или неосознанные отклонения имеются в процессах;
- какие из этих отклонений являются случайными, а какие должны быть учтены в проекте системы менеджмента качества для достижения успеха.
Эти задачи должны охватывать все подразделения.
Помощь со стороны опытного консультанта может значительно упростить анализ фактического состояния управления качеством, так как оценка стороннего специалиста более объективна.
После анализа существующей системы управления качеством разрабатывается концептуальная модель системы менеджмента качества предприятия. В первую очередь необходимо определить бизнес-процессы и разработать их организационно-технологические схемы (блок-схемы). Разработка организационно-технологических схем сопровождается анализом существующей системы управления и внесением, в случае необходимости, изменений в производственный процесс и в организационную структуру в соответствии с требованиями ИСО 9000. По результатам проведенного анализа составляется план-график разработки, корректировки (доработки) документов системы менеджмента качества.
Третий этап включает в себя разработку документации системы менеджмента качества в соответствии с планом-графиком. Документация системы менеджмента качества - это один из основных элементов функционирования системы менеджмента качества. Определяя формы и виды взаимодействий и устанавливая порядок ввода и вывода информации, она обеспечивает выполнение функций системы менеджмента качества.
Документация системы менеджмента качества включает в себя:
- руководство по качеству - основной документ системы, в котором приводится политика и цели предприятия в области качества, состав системы и дано описание реализации всех требований, предъявляемых к системе менеджмента качества предприятия стандартом ИСО 9000;
- документированные процедуры, предназначенные для координации различных видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование системы менеджмента качества;
- записи по качеству - документация по доказательству качества продукции, в которой содержатся зарегистрированные значения контролируемых признаков и параметров.
При организации работ по разработке документации системы менеджмента качества рекомендуется предусмотреть выполнение следующих мероприятий:
- координация работ, обеспечивающая полную взаимную увязку разрабатываемых и корректируемых документированных процедур с Руководством по качеству;
- систематический контроль хода работ со стороны руководства предприятия и периодическое рассмотрение хода работ на заседаниях координационного совета, днях качества и т.д.;
- подготовка аудиторов по внутренней проверке системы менеджмента качества до завершения работ по ее созданию и внедрению.
На основании разработанных документированных процедур служба качества готовит окончательную редакцию Руководства по качеству, которое включает в себя:
- область применения системы менеджмента качества;
- документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества или ссылки на них;
- описание взаимодействия процессов, включенных в системы менеджмента качества.
После этого все регламентирующие документы, такие как положения, о функциональных и производственных подразделениях, должностные инструкции, должны быть приведены в соответствие с разработанными документированными процедурами и Руководством по качеству.
Характер и глубина документации должны отвечать требованиям, установленным в контрактах, законодательных и нормативных актах; потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон. Документация системы менеджмента качества согласовывается со всеми исполнителями и утверждается директором ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».
Четвертый этап охватывает работы, связанные с внедрением системы менеджмента качества. Весь персонал предприятия должен быть ознакомлен с документацией системы менеджмента качества и обучен работе в условиях функционирования системы менеджмента качества.
С момента внедрения системы менеджмента качества все подразделения работают по документированным процедурам и ведут в обязательном порядке записи о качестве. Несоответствия, выявленные в процессе внедрения системы менеджмента качества, должны анализироваться службой качества с целью установления причин их появления и корректировки при необходимости соответствующей документации.
Для установления работоспособности созданной системы менеджмента качества служба качества проводит внутренние проверки (аудиты). Они показывают, насколько система менеджмента качества, представленная Руководством по качеству, документированными процедурами, описанием процессов и рабочими инструкциями, соответствует требованиям стандарта (проверка адекватности), и какова степень понимания, выполнения и соблюдения сотрудниками предприятия запланированных мероприятий (проверка соответствия). Адекватность устанавливается при проверке действующей документации по качеству на предмет полноты отражения в ней требований стандарта ИСО 9000. Проверка соответствия осуществляется путем сравнения фактического выполнения процедур с их требованиями.
По результатам внутреннего аудита составляется отчет, в котором указывается, какие несоответствия, и недостатки были обнаружены.
Одна из задач проведения внутренних проверок состоит в обеспечении возможности улучшения системы менеджмента качества.
При внедрении системы менеджмента качества руководство предприятия проводит анализ эффективности ее функционирования на основании отчетов, подготовленных службой качества.
Служба качества осуществляет
сбор, обработку и анализ зарегистрированных
данных о качестве, предоставляемых
всеми подразделениями предприя
Анализ функционирования системы менеджмента качества осуществляется на всех уровнях по определенным направлениям с целью установления причинно-следственных связей и оценки альтернативных предложений по предупреждающим и корректирующим действиям, которые могут относиться к различным аспектам деятельности предприятия. По результатам анализа вносятся соответствующие изменения в документацию системы менеджмента качества14.
Рекомендуемый перечень
мероприятий, выполняемых при разработке
и внедрении системы
Таким образом, работающая система менеджмента качества может стать реальным инструментом непрерывного совершенствования деятельности предприятия и источником экономических выгод. За счет документированности, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта обеспечивается прозрачность, лучшая управляемость и непрерывное совершенствование деятельности предприятия.
При разработке системы менеджмента качества, целесообразно выделять следующие основные задачи:
- организация управления компанией на принципах менеджмента качества, разработка и сопровождение организационной документации;
- создание системы сбора, регистрации, хранения и обработки данных о качестве, с использованием существующей или развитием информационной системы ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»;
формирование новой организационной культуры, которая необходима для общего подъема качества во всех звеньях, за счет перехода от внешнего к внутреннему контролю.
Возможность реализации поставленных задач обеспечивает применение современных технологий управления и, прежде всего, применение технологий бизнес-инжиниринга. Данные технологии опираются на построение и поддержание в актуальном состоянии электронных моделей предприятия. Концепция информационной поддержки менеджмента качества в бизнес-инжиниринге исходит из того, что модель управления, заложенная в стандарты ИСО 9000 (Рис.3.1), может быть реализована различными программными средствами корпоративной информационной системы.
Рис. 3.1. Модель управления системой менеджмента качества
Управление современным предприятием трудно представить без применения средств информационных технологий. Однако с точки зрения адекватной поддержки СМК важно то, каким из этих средств надо уделять первостепенное внимание. Для достижения заданного качества продукции современные стандарты ИСО9000 исходят из приоритетной важности решения системных или организационных задач. Следовательно, эти задачи в первую очередь и нуждаются в адекватной информационной поддержке.
Современные информационные системы организационного управления, полностью реализуют принципы менеджмента качества стандартов ИСО 9000, которые, фактически являются стандартами эффективной организации деятельности.
В соответствии с этими принципами в организационном управлении, прежде всего, необходимо обеспечить:
- формирование стройной системы показателей, которая обеспечивает правильную "настройку" работников на стратегию, гарантирует верный стратегический фокус.
- отлаженную и контролируемую систему процессов, непосредственно связанных с системой показателей и обеспечивающую прозрачность управляемых объектов;
- единое информационное пространство с быстрым доступом к данным и эффективными организационными коммуникациями исполнителей работ;
Применение для построения СМК современных информационных технологий позволяет предприятию достаточно быстро перейти к процессному управлению. Такая система включает в себя четыре основных программных модуля:
- Систему бизнес-моделирования и организации управления (БИГ-Мастер ПРОФИ: QM):
- систему планирования деятельности во времени и контроля исполнения работ;
- систему организационных коммуникаций - корпоративный информационный портал;
- система управления данными о персонале.
Еще один важный принцип менеджмента качества, нуждающийся в серьезной информационной поддержке - это "принятие решений на основе фактов". Деятельность предприятия сопряжена с накоплением огромных массивов данных. Они накапливаются иногда целенаправленно, иногда сами собой, но всегда существует острая проблема превращения этих данных в информацию, позволяющую осознать факты, важные для принятия разнообразных решений.
Создание необходимой
информационно-технологической
Информация о работе Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»