Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:38, дипломная работа
Системы управления качеством являются эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.
Цель дипломной работы – оценка затрат в системе менеджмента качества ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»
Объектом исследования является – ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая основа изучения системы менеджмента качества……………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие системы менеджмента качества и факторы ее определяющие………………………………………………………………………6
1.2. Качество продукции, показатели, методы оценки его уровня…….14
1.3. Современная концепция управлением качеством………………….27
Глава II. Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...34
2.1. Характеристика предприятия и анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АМЗ»………………………….…………...34
2.2. Анализ системы менеджмента качества ОАО «АМЗ»…………….48
2.3. Учет и анализ затрат на качество продукции………………………57
Глава III. Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...75
3.1. Разработка мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»…………………………………………..75
3.3. Оценка эффективности разработки мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»……...…………89
Заключение………………………………………………………………..95
Список литературы……………………………………………………….98
Приложения……………………………………………………………..101
Приложение 4
Типичные этапы жизненного цикла, учитываемые при функционировании системы управления качеством
Приложение 5
Основные функциональные элементы (подсистемы) управления качеством
Приложение 6
Универсальная схема управления качеством
Приложение 7
Методы управления качеством
экономические МЕТОДЫ |
финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций в области управления качеством, новых и модернизируемых видов продукции, ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов); |
хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством; |
экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям; |
ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; |
образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество; |
применение системы оплаты труда и материального поощрения; |
использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой продукции и оказываемых услуг; |
ОРГАНИЗАЦИОННО- |
регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного); |
нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности); |
стандартизации; |
инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, разъяснения); |
распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, постановлений); |
приказы и распоряжения по управлению качеством, обеспечение выполнения требований МС, ГОСТ и ТУ, контроль за исполнением требований нормативно-технической документации. |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ |
способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива; |
формы морального стимулирования высокого качества результатов труда; |
приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников; |
приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества; |
способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества; |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ |
Автоматический метод |
Статистические методы представляют собой взаимосвязанный комплекс способов отслеживания качества и включают статистическое регулирование, статистический приемочный контроль, статистический анализ, статистическую оценку качества; |
Графические методы, в том числе метод контрольных карт. |
Метод гистограмм является эффективным инструментов обработки данных и предназначен для текущего контроля качества в процессе производства, изучения возможностей технологических процессов, анализа работы отдельных исполнителей и агрегатов. |
Приложение 8
Типы эффекта от внедрения системы качества.
ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ: |
повышение качества принятия управленческих решений и их реализации; |
повышение оперативности управленческого аппарата; |
повышение квалификации
управленческого и |
повышение безопасности продукции, услуг и работ; |
улучшение условий и организации труда; |
повышение безопасности труда; |
прирост дохода работников; |
сокращение рабочего времени персонала; |
повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей; |
увеличение продолжительности жизни работников и членов их семей; |
изменение количества рабочих мест; |
улучшение жилищных и
культурно-бытовых условий |
экономия свободного времени работников вне предприятия и потребителей. |
улучшение структуры
управленческого и |
ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ: |
уменьшение загрязнения
окружающей среды; уменьшение штрафов
за нарушение экологических |
повышение экологического уровня выпускаемой продукции и оказываемых услуг; |
снижение отходов производства; |
повышение экологичности и эргономичности производства; |
улучшение эргономичности (снижение уровней шума, вибрации и т.п.) выпускаемых товаров. |
ИСТОЧНИКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ |
количество зарегистрированных авторских свидетельств; |
увеличение удельного веса новых информационных технологий; |
увеличение удельного
веса новых прогрессивных |
повышение коэффициента автоматизации производства; |
повышение организационного уровня производства и труда; |
рост количества публикаций (индекса цитирования); |
повышение конкурентоспособности организации и ее товаров на рынках промышленно развитых стран. |
ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ: |
снижение затрат на управление (3 = 31у - 32у, где 31у, 32у - затраты на управление соответственно до и после проведения работ по совершенствованию управления качеством); |
прибыль от лицензионной деятельности; |
прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау; |
прирост объема продаж; |
сокращение срока окупаемости инвестиций; |
сокращение сроков капитального строительства; |
улучшение использования ресурсов: рост производительности труда; |
повышение фондоотдачи; |
уменьшение затрат на устранение дефектов по рекламациям (претензиям) потребителей; |
предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественного сырья и материалов; |
снижение трудоемкости производственных процессов; |
уменьшение потерь от окончательного брака готовой продукции; |
снижение стоимости контроля продукции; |
снижение производственных затрат на исправление дефектов изготавливаемой продукции (аналогично и в сфере разработки и проектирования); |
повышение прибыли за счет продажи потребителям продукции повышенного качества (при неизменности себестоимости). |
уменьшение ущерба за нарушение контрактов; |
уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт; |
уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции и выплат по рекламациям; |
Приложение 9
Распределение затрат на качество по статьям.
Наименование |
Сумма затрат, руб. |
%, к общим затратам на качество |
1. Затраты на обеспечение
качества в процессе |
2 641 579,58 |
1,1 |
2. Затраты связанные с неисправимым дефектом |
4 278 402,95 |
1,8 |
3. Затраты по исправлению дефектов |
7 606 049,69 |
3,2 |
4. Затраты по сортировке и повторной проверке продукции с исправленным дефектом |
3 803 024,84 |
1,6 |
5. Затраты по анализу
причин несоответствия |
1 663 823,37 |
0,7 |
6. Затраты по устранению
причин несоответствия |
7 130 671,58 |
3,0 |
7. Затраты на изолирование несоответствующей продукции |
475 378,11 |
0,2 |
8. Затраты связанные
с идентификацией и |
950 756,21 |
0,4 |
9. Затраты на входной контроль |
6 655 293,48 |
2,8 |
10. Затраты на компенсации по рекламациям |
1 188 445,26 |
0,5 |
11. Затраты на контроль готовой продукции |
5 704 537,27 |
2,4 |
12. Прочие |
1 259 751,98 |
0,53 |
ИТОГО |
43 330 714,80 |
18,23 |
Приложение 10
Перечень мероприятий выполняемых при разработке и внедрении СМК
Наименование этапов |
Виды работ |
Мероприятия |
1. Подготовка к созданию СМК |
1. Определение политики
предприятия в области |
Разработка и утверждение политики предприятия в области качества. Определение целей, обязательств и задач в области качества и способов их достижения |
|
2. Формирование оргструктуры СМК |
Назначение представителя руководства, ответственного за качество. Создание службы качества. Формирование команды по разработке СМК |
|
3. Обучение персонала |
Обучение руководителей предприятия и производственных подразделений требованиям МС ИСО 9001: 2000. Обучение членов команды по разработке СМК требованиям МС ИСО 9001: 2000 и методологии создания СМК |
|
4. Оценка сроков и
стоимости разработки и |
Разработка программы проведения работ. Составление сметы расходов на создание СМК (при необходимости) |
|
5. Привлечение консультантов |
Выбор консультантов. Заключение договора на консультационные услуги |
II. Проведение комплексного анализа управления качеством продукции, услуг и разработка концептуальной модели СМК |
1. Анализ существующей
системы управления предприятие |
Выявление видов деятельности
предприятия. Рассмотрение организационной
структуры и функций Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества. Анализ и оценка соответствия фактических результатов по качеству положениям политики в области качества и требованиям МС ИСО 900 1: 2000 |
|
2. Разработка концептуальной модели |
Определение функции СМК. Установление перечня бизнес - процессов |
|
3. Разработка предложений по совершенствованию существующей системы управления |
Внесение изменений в оргструктуру. Рассмотрение и утверждение оргструктуры. Разработка плана мероприятий по повышению качества продукции. |
III. Разработка документации |
1. Подготовка к разработке документации СМК |
Составление план-графика разработки документированных процедур. Подготовка заданий (при необходимости). Назначение ответственных за разработку процедур. |
|
2. Разработка документации СМК |
|
IV. Внедрение СМК |
1. Подготовка к внедрению СМК |
Ознакомление персонала с документацией СМК. Обучение персонала работе в условиях функционирования СМК |
|
2. Внедрение СМК |
Апробация документации
СМК. Осуществление бизнес- |
|
3. Проведение внутреннего аудита СМК. |
Разработка вопросника для оценки функционирования СМК. Проведение внутреннего аудита Проверка соответствия разработанной СМК требованиям МС ИСО 900 1: 2000 |
|
4. Анализ |
Выявление несоответствий, функционирования СМК Доработка СМК (внесение соответствующих изменений в документацию) |
Приложение 11
План-график по созданию СМК
№ |
Содержание |
Цель |
Результат |
Трудоемкость |
Стоимость (у. е) | |
1. |
Подготовительные мероприятия: | |||||
1.1 |
Первоначальная оценка состояния менеджмента качества организации в соответствии со стандартом ISO 9001: 2000, состояния управления персоналом и организационной культурой. Оценка готовности персонала к внедрению системы |
Оценка первоначального состояния МК и сопряженных компонент менеджмента |
Отчет по результатам оценки |
2 нед. |
500 | |
1.2 |
Проведение практических семинаров для Руководства и персонала организации (на материале предприятия с учетом результатов первоначальной оценки): Модель и принципы всеохватывающего менеджмента качества (TQM) основа современных стандартов ИСО9000-2000. Технология реализации СМК Технологии и инструментальные средства бизнес-инжиниринга, применяемые при создании и функционировании СМК |
Первоначальное знакомство с современными технологиями менеджмента качества Формирование чувства ответственности за реализацию проекта |
Руководящий персонал, освоивший концепцию качества Потенциальные участники проекта от организации, представляющие состав и способы решения задач |
2-3 дня. |
2000 | |
1.3 |
Поставка и конфигурирование ПМК "БИГ-Мастер" ПРОФИ. Обучение участников рабочей группы методам работы с ПМК |
Передача инструментов постановки СМК |
Установленный продукт. Персонал, прошедший начальное обучение. |
1 нед. |
2000 | |
1.4 |
Планирование проекта: Формирование уточненного состава работ, состава рабочей группы, плана-графика разработки СМК и ее введения в деятельность. |
Согласование плана -графика проекта |
План создания СМК |
1 нед. |
- | |
2. |
Реализация проекта по разработанному плану-графику: | |||||
2.1 |
Построение начальной организационно-функциональной модели компании. Идентификация системы деятельности организации и сопоставление результатов с требованиями стандарта. |
Определение дефицита функций, процессов, документов |
Начальные спецификации процессов предприятия |
1-2 мес. |
5000 | |
2.2 |
Построение стратегической модели компании Разработка политики в области качества, дерева целей компании, предварительной системы показателей качества процессов и методов их измерений) |
Создание механизма
связи стратегического и |
Формализованная система стратегических целей компании и показателей процессов. |
1-2 мес. |
10000 | |
2.3 |
Построение процессной модели компании: Разработка, сборка в систему и уточнение моделей процессов, связывание процессов с выработанными показателями, паспортизация и документирование процессов, определение информационно-технологической среды функционирования СМК |
Полная идентификация системы процессов компании и оценка существующего уровня зрелости процессов |
Документированные процедуры по всем ключевым процессам План развития процессов |
1-2 мес. |
10000 | |
2.4 |
Разработка и введение в действие полного комплекта документации СМК с использованием бизнес-модели организации. Поставка и настройка системы управления документами и корпоративного информационного портала (Е-Мастера). Организация групповых обсуждений с ключевыми сотрудниками новых корпоративных стандартов работы |
Внедрение в деятельность компании системы документов СМК по требованиям ИСО 9001: 2000 Настройка системы информирование персонала и получение информации от персонала |
Построение полной системы корпоративных регламентов. Документация СМК, доступная
для сопровождения и |
2 мес. |
3000 | |
3. |
Подготовка специалистов предприятия | |||||
3.1 |
Подготовка уполномоченного по качеству (УК) и внутренних аудиторов |
Наличие специалиста
в области МК. Создание группы аудиторов
для запуска процессов |
Сертифицированный специалист по разработке, поддержанию и улучшению СМК. Обученная группа сотрудников (2 чел) |
5-10 дней (в сроки семинаров для УК и аудиторов) |
- | |
4. |
Опытная эксплуатация СМК, внутренние аудиты по выполнению требований стандарта ИСО 9001: 2001 и корректирующие действия по их результатам |
Определение соответствия деятельности и документации СМК |
Результативность СМК |
2 мес. |
1500 | |
5. |
Заключительный аудит документации СМК |
Проверка соответствия документов СМК требованиям нормы |
Корректирующие действия Заявка на сертификацию СМК |
1-2 нед. |
500 | |
Итого без НДС |
34500 | |||||
НДС 18% |
6210 | |||||
Итого с НДС |
40710 |
1 Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2008. - 424 с.
2 Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2008. - 424 с.
3 Лапуста М.Г. Качество - задача общенародная/ М.Г. Лапуста, В.А. Швандар. - М.: Экономика, 2008. - 500 с
4 Аристов О.В. Управление качеством продукции. Нормативные и методические материалы/ О.В. Аристов. - ЮНИТИ, 2006. - 374 с.
5 Лапуста М.Г. Качество - задача общенародная/ М.Г. Лапуста, В.А. Швандар. - М.: Экономика, 2008. - 500 с
6 Аристов О.В. Управление качеством продукции. Нормативные и методические материалы/ О.В. Аристов. - ЮНИТИ, 2006. - 374 с.
7 сайт ОАО «АМЗ» - http://www.amz.ru
8 сайт ОАО «АМЗ» - http://www.amz.ru
9 сайт ОАО «АМЗ» - http://www.amz.ru
10 сайт ОАО «АМЗ» - http://www.amz.ru
11 сайт ОАО «АМЗ» - http://www.amz.ru
12 сайт ОАО «АМЗ» - http://www.amz.ru
13 сайт ОАО «АМЗ» - http://www.amz.ru
14 Василевская И.В. Управление качеством. Учеб. пособие / И.В. Василевская. – М.: РИОР, 2005. – 79 с.
15 Василевская И.В. Управление качеством. Учеб. пособие / И.В. Василевская. – М.: РИОР, 2005. – 79 с.
16 Василевская И.В. Управление качеством. Учеб. пособие / И.В. Василевская. – М.: РИОР, 2005. – 79 с.
Информация о работе Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»