Изучение социально-психологических факторов успешной деятельности руководителя на примере организации «Группа компаний АСМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Управление- совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.
Благодаря Анри Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука – «психология управления».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
I. Теоретические основы изучения психологической деятельности руководителя (менеджера) в современном предприятии………………….
I.1. Психологический портрет руководителя……………………
I.2 Основные социально-психологические факторы (пути создания благоприятного психологического климата) и 4 типа темперамента руководителя
I.3. Стиль руководства как основа успешной деятельности менеджера….
II. Исследование социально-психологических факторов успешной деятельности руководителя на примере компании «Группа компаний АСМ»……………...
II.1. Общая характеристика организации « Группа компаний АСМ»…………………………………………………..
II.2. Анализ выборки и методов исследования……………………………….
II.3. Исследование социально-психологических факторов руководителя организации«Группа компаний АСМ»..........................
II.4.Рекомендации для руководителя организации«Группа компаний АСМ»…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курс.Даша.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

К числу непсихологических критериев (перечисленных), относятся:

1.Результативность коллектива (достижение поставленной цели)

На мой взгляд, руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по перечисленным психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.

I.1. Психологический портрет руководителя.

Личность руководителя.

Применительно к личности руководителя, можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М.Шоу (1971г.). следуя логике его рассуждений, личность руководителя можно «разложить» на три класса составляющих:

    • Биографические характеристики.
    • Способности.
    • Черты личности.

Л.Якокка писал: «Если человек в возрасте 65 лет всё ещё может трудиться и хорошо справляется со своими обязанностями, почему он должен уходить в отставку? Вышедший в отставку менеджер долго работал в фирме и всё о ней знает. За много лет он немало постиг… Если человек физически здоров и горит желанием делать своё дело, почему бы не использовать его опыт и знания?». Но история развития предпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленных гигантов современности нередко стояли очень молодые люди – А.Морите, А.Хаммер. Поэтому возраст руководителя не имеет значения.

Другая характеристика личности руководителя – пол. Не вызывает удивления послужной список женщины-современницы: директор, начальник, дипломат и т.д.

Трудно отыскать область жизни современного общества, где бы женщина не играла важной, иногда ключевой, роли. К моделям женского поведения проявляется в последнее время  всё больший интерес. С точки зрения психологов, у женщин наблюдается больший интерес к отношениям между людьми, что рассматриваться как плюс с точки зрения эффективности руководства. Пока что трудно сказать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина.

В отличие от возраста и пола социально-экономический статус и образование для занятия менеджерской деятельностью чрезвычайно важны. Обстоятельство, что образовательный уровень играет важную роль в карьере руководителя, подчеркивают многие авторы (Л.Якокка, Р.Макнамара, А.Морита). В настоящее время в нашей стране многие руководители имеют дипломы по 2 специальностям (инженерные, экономические и социальные науки), подчёркивается знание иностранного языка.

Относительно стартовой площадки, то известны примеры покорения высочайшей вершины менеджмента руководителями по династии «отцы-дети», так и с очень низкой точки отсчета. И в этом смысле путь наверх в менеджменте не заказан никому.

Способности.

Способности делятся на общие – интеллект и специфические (знания, умения и т.п.). Интеллект от латинского intellectus –понимание, познание, в широком смысле – совокупность всех познавательных функций человека и восприятия до мышления и воображения.

Схематически возможная цепочка связи «интеллект руководителя – эффективность руководства», включая промежуточные переменные, отображена на рис.2. Вот один из реальных вариантов интерпретации содержания этого рисунка: недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных (группы) и напряженные отношения с вышестоящим начальником имеют своим следствием снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.

Рис.2.

Интеллект руководителя

+

Недостаточная мотивация

+

Недостаточный опыт

+

Напряженные отношения с вышестоящим начальством

+

Слабые отношения с группой

+

Эффективность руководства



Факторы, снижающие влияние интеллекта на эффективность


 

По терминологии известного психолога Б.М.Теплова, существует не менее нужный руководителю практический интеллект. Сегодня эти мысли чрезвычайно актуальны. Они помогают лучше уяснить, почему выдающиеся по показателям академической успеваемости выпускники японских университетов зачастую далеки от успехов в менеджерской карьере. Все дело заключается в том, что в функции менеджера работа приближена к практической, а в учебной деятельности студента – преимущественно теоретического правления. Отсюда и разница в требованиях, предъявляемых разным составляющим интеллекта: уму практическому и уму теоретическому.

Для руководителя просто необходимы специфические способности личности, которые важны для успешного выполнения управленческой деятельности, это специальные умения, знания, компетентность, информированность.

Черты личности.

В справочнике Р.Стогдила (1974г.) отобраны наиболее часто упоминаемые личностные черты, обуславливающие эффективность руководства.

К их числу относятся:

    • Доминантность;
    • Уверенность в себе;
    • Эмоциональная уравновешенность;
    • Стрессоустоичивость;
    • Креативность;
    • Стремление к достижению;
    • Предприимчивость;
    • Ответственность;
    • Надежность в выполнении задания;
    • Независимость;
    • Общительность;

Доминантность, что в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Речь идёт о доминантности как о стремлении руководителя влиять на подчиненных. Для руководителя крайне необходимо обладать этой чертой (чертой лидера). Для её реализации недостаточно одной только опоры на властные, должностные полномочия, записанные за соответствующей менеджерской ролью. Специалисты в области управления Г.Кунц и С.О’Донелл подчеркивают, что если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать на 60-65% своих возможностей. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство. Для этого необходимо подключить систему психологических, неформально-организационных связей. Только в этом случае руководитель имеет шанс рассчитывать на стопроцентную отдачу подчиненных.

Следующей в наборе личностных черт руководителя называется уверенность в себе. Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это прежде всего то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая прикроет. Словом, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт определённый психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания.

Руководителю просто необходимо иметь контакты с другими руководителями равного или более высокого ранга, ведение переговоров с ними, в том числе в контексте деловой, предпринимательской инициативы.

Родственные личностные черты руководителя – его эмоциональная уравновешенность и стессоустоичивость.

Руководитель должен контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них независимо от настроения и личного расположения у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность. Но руководитель живой человек и как все люди он может предаваться унынию, раздражаться, негодовать. И поэтому крайне необходимо чередовать время труда и отдыха, иметь разносторонние интересы, отводить достаточно времени для занятий физическими упражнениями, общению с друзьями и близкими людьми, увлечения всёвозможными культурными хобби. Именно такие мероприятия являются наиболее действенными способами релаксации, снятия нервного напряжения, мобилизации работника управленческой сферы. Ни в коем случае нельзя «расслабляться» с помощью алкоголя, так как это временное, кажущееся «расслабление» приводит к потере здоровья и деградации личности.

На мой взгляд очень важна черта личности эффективного руководителя – креативность, в буквальном переводе с английского – «творческость», способность к творческому решению задач. В этом плане вновь сталкиваемся с проблемой интеллекта руководителя, о практическом интеллекте, решении практических задач, наиболее типичных для деятельности руководителя. Особенно необходима эта черта для инновационной деятельности. Ведь именно в этой деятельности руководитель выступает как творец, архитектор. В этом плане руководитель должен видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, в частности, подчиненных и поддерживать их начинания.

Следующие две личностные характеристики эффективного руководителя – стремление к достижению и предприимчивость, на мой взгляд близки друг от друга.

Обе черты необходимы руководителю в условиях рынка. В тесной связи с ними друг от друга.

Обе черты необходимы руководителю в условиях рынка. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. В западных изданиях риск рассматривается как культурная ценность. В стремлении к достижению отражена человеческая потребность в достижении цели. В таких ситуациях люди оказывают предпочтение брать на себя ответственность в решении проблемы. В этом случае люди не подвергают себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем. Последнее удаётся далеко не всегда, о чем говорят сами руководители. «Известная степень риска совершенно необходима, -считает Л.Якокка.- Иногда следует пойти на риск, а потом по ходу деле исправлять допущенные ошибки.

Люди, имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием. Как следствие, они великолепно чувствуют себя в деловой жизни: ведь она постоянно создаёт ситуации с чёткой информацией о достижении успеха.

Для руководителей, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность. Гораздо чаще они важны как показатель успеха. Бизнес доставляет им удовольствие потому, что оно постоянно стимулирует, требует ежедневной концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем, начиная с мельчайших деталей и кончая принципиальными решениями.

Ещё две довольно родственные личностные характеристики – ответственность и надёжность в выполнении задания.

Дефицит этих деловых качеств постоянно ощущается в деловой жизни. Мы пожинаем плоды многолетней удручающей безответственности наших руководителей разных рангов и в экономике, и в экологии, и в морали. Между тем когда-то в России ответственность т надёжность были визитными карточками предпринимателей. Под честное слово заключались немалые сделки и не дай бог нарушить взятое обязательство: провинившегося ждали большие неприятности, прежде всего финансовые, с ним просто переставали иметь дело.

К показателям эффективности работы руководителя относится ещё один аспект реализации ответственности и надёжности – это качество продукции, выпускаемой под его руководством.

Несомненно, важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни социальной организации, в том числе при принятии ответственных решений, является независимость.

Как бы хороши не были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. Чем самостоятельнее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем больше проявляется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег, если в нем содержится рациональное зерно. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, своё профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это свойство в подчиненных. Но волюнтаризм, самодурство лежит совершенно по другую сторону практики современного эффективного менеджмента.

И последняя рассматриваемая мною черта личности эффективного руководителя – общительность.

Некоторым руководителям приходится очень много общаться со своими коллегами и подчиненными (до ¾ рабочего времени). По мнению авторитетного Л.Якокки главная причина по которой способным менеджером не удаётся карьера, кроется в том, что они плохо взаимодействуют со своими коллегами и подчиненными. «Я знаю человека, - говорит Л.Якокка, -всю жизнь проработавшего в автомобильном бизнесе. Он высокообразован, отличается высокой организованностью. Он блестящий стратег, один из самых крупных специалистов своей компании. И тем не менее его никогда не назначали на высшие посты, и только потому, что он не умел обращаться с людьми».

Фраза «у него не ладятся отношения с людьми» - не для руководителя.

Итак, я проанализировала ряд важных личностных черт, способствующих эффективности руководства. Разумеется, с готовым набором этих черт, человек не рождается. Все они представляют собой уникальный сплав как природных особенностей человека, так и социально – исторических условий его жизни.

Безусловно, формирование этих черт в немалой степени могут способствовать и специальный психологический тренинг, и самоконтроль личности. Но главное состоит в том , чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться, отчётливое понимание необходимости ежедневно, ежечасно «строить» свою личность.

 

I.2 Основные социально-психологические факторы(пути создания благоприятного психологического климата) и 4 типа темперамента руководителя.

Социально-психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе.

Информация о работе Изучение социально-психологических факторов успешной деятельности руководителя на примере организации «Группа компаний АСМ»