Инновационность как фактор конкурентоспособности современного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

С одной стороны, в условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции. С другой стороны, без усовершенствования технологического и управленческого процессов предприятиям просто не выжить в условиях рынка. Именно инновации являются движущей силой конкуренции в нелегкой конкурентной борьбе. На основе нововведений удается использовать современные технологии и новые подходы к организации производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. В своей курсовой работе я попытаюсь это доказать.

Содержание

Введение.
Инновационная стратегия и инновативность.

1.1. Понятие «инновации»

1.2 Инновативность: сущность и поэтапный анализ элементов инновационного процесса 1.3. Классификация инноваций и стадии внедрения нового продукта, технологии
2. Инновативность как фактор повышения конкурентоспособности компании
2.1. Специфика инновационной деятельности
3. Практические аспекты развития инновационного потенциала предпринимательской структуры
3.1. Проблемы инноваций в предпринимательской среде.
Инновационный потенциал.

Способы инновационного развития
3.4. Поиск конкурентных преимуществ.
Заключение
Список используемой литературы и интернет-источников.

Вложенные файлы: 1 файл

. Менеджмент курсовая работа.docx

— 267.90 Кб (Скачать файл)

 

Среди названных принципов  управления конкурентоспособностью ПС наибольшее значение имеет принцип  комплексной оценки факторов, предполагающий всестороннюю оценку их состава и  механизма влияния. От этого, по существу, зависит весь ход дальнейшей аналитической  и практической деятельности. В целом  же использование данных принципов  позволяет иметь научно обоснованную систему оценки уровня конкурентоспособности  предприятия.

 На основе сравнительного  анализа методов оценки конкурентоспособности  предпринимательской структуры,  выработан метод, который определяет  внешнюю и внутреннюю составляющие  конкурентоспособности. Это позволяет  проводить оценку конкурентоспособности  ПС с учетом внутренних факторов, изменяющихся под воздействием  кризисных условий функционирования  внешней среды.

 Вопросам оценки конкурентоспособности  ПС было посвящено большое  количество научных работ, как  отечественных, так и зарубежных  авторов. В большинстве своем  анализируемые подходы, предлагаемые  критерии и оценочные показатели  достаточно полно дают представление  об уровне конкурентоспособности  ПС. Однако при расширении деятельности  предпринимательской структуры  (к примеру, выход на новые  сегменты рынка, освоение новых  направлений, выход на другой  рынок продукции), либо интеграция  с другими ПС, а также при  изменении потенциала внутренней  среды, предлагаемые методики  и оценки не вполне корректны.  По нашему мнению, они не учитывают  уровень и взаимосвязь внешней  (Квнеш) и внутренней (Квнутр) среды предпринимательской структуры.

 В связи с этим  предлагается оценивать конкурентоспособность  предпринимательской структуры,  как взаимодействие внешней и  внутренней среды.

 Кобщ = Σ (ri × Ki) (1)

 где ri — важность (ранг) i-й (внешней или внутренней) составляющей конкурентоспособности ПС Σri = 1, при этом, чем хуже финансовое состояние ПС, тем выше должна быть значимость внутренней составляющей

 Кi — оценка i-ой (внешней или внутренней) составляющей конкурентоспособности при оценке ПС.

 Первая — это оценка  внешней составляющей конкурентоспособности,  т.е. оценка тех факторов, за  счет которых предпринимательская  структура явно соперничает с  конкурентами и привлекает к  себе потребителя.

 Kвнвш = Σ (Ri × Эопрвдпр) (2)

 где Ri — важность (ранг) i-го фактора в общей оценке конкурентоспособности Σri = 1

 Эопрвдпр — экспертная оценка i-го фактора при оценке ПС.

 Вторая — это оценка  внутренней составляющей конкурентоспособности,  т.е. оценка факторов, обеспечивающих  достижение и реализацию конкурентоспособности  первой группы.

 Квнутр = Σ (Ri × Пi) (3)

 где Ri — важность (ранг) i-го потенциала внутренней составляющей конкурентоспособности

 Пi — степень развитости внутреннего потенциала (кадрового, финансового, производственного и т.п.)

 Важно отметить, что  при оценке Пi необходимо использовать ту же шкалу, что и при оценке Эопрвдпр.

 Конкурентное преимущество  ПС определяется совокупностью  внутрисистемных, системных и  внесистемных факторов. Каждая из  указанных совокупностей является  значимой для формирования конкурентного  преимущества ПС и его конкурентоспособности  [7, С. 85–87]. В то же время конкурентное  преимущество определяется целевыми  факторами, их структурой и  пропорциями, организацией эффективного  использования факторов и условий  развития ПС, скоростью создания, совершенствования и обновления, степенью развитости и специализированности факторов.

 Таким образом, в  зависимости от факторов, используемых  для повышения конкурентного  статуса ПС, будут определены  и основные направления по  повышению ее конкурентоспособности 

Направления повышения конкурентоспособности  предпринимательской структуры

Направления

Направление мероприятий

Мероприятия

1

Реализация организационных возможностей

Внутриорганизационное

1. Совершенствование организационной  структуры

2. Реинжиниринг бизнес-процессов

 

Интеграция

1. Создание интегрированных структур  на уровне отрасли

2. Расширение сфер деятельности  в соответствии с производственными  возможностями

Новая структура собственности

1. Выход предпринимательской структуры  на рынок ценных бумаг(эмиссия ценных бумаг)

2

Реализация рыночной ситуации за счет маркетингового потенциала

Повышение доли рынка

1. Повышение качества реализуемого  товара

2. Гибкая ценовая политика

 Повышение эффективности работы маркетингового отдела

1. Поиск новых сбытовых каналов

2. Удержание старых клиентов

3. Мониторинг деятельности конкурентов

3

Реализация производственно-технологического потенциала

Производственное перевооружение

1. Модернизация и техническое перевооружение

2. Диверсификация производства

Инновации

1. Поддержка инновационных процессов

2. Разработка и осуществление  НИОКР

4

Реализация финансово-экономического потенциала

Взаимодействие с государством

1. Отношения по отдельным видам  налогов и сборов

2. Ресурсное обеспечение за  счет средств федерального и местных бюджетов

Инвестиции

1. Стимулирование инвесторов и  лизинговых компаний

2. Привлечение капитала для  расширения деятельности ПС

3. Эмиссия ценных бумаг

5

Реализация возможностей персонала

Научная основа труда

1. Совершенствование системы планирования  подготовки и закрепления рабочих,  инженерных, научных и административных  кадров, а также переподготовки  кадров

Стимулирование

1. Повышение инициативности работников

2. Материальное стимулирование


 

Подводя итог, можно сделать вывод, что основным направлением повышения конкурентоспособности предпринимательских структур, является максимальная реализация их возможностей, за счет инновационного развития потенциала. Наглядно это демонстрирует, приведенный ниже:

Оценка конкурентоспособности  предпринимательской структуры

 Из формул представленных на рисунке следует, что наивысшую конкурентоспособность имеет тот хозяйствующий субъект, руководство которого берет курс на инновационное развитие и у которого суммарный результат по всем показателям выше, чем у остальных. Полученный результат соотносим с полученным эталоном или результатом конкурента (если он имеется), отношение должно находиться в интервале от 0 до 1. Для интерпретации результатов расчета рекомендуется воспользоваться шкалой, разработанной И. Ансоффом, с некоторой долей модификации:

0 ≤ K ≤ 0,40 — неудовлетворительный  уровень конкурентоспособности;

0,40 ≤ K ≤ 0,70 — удовлетворительный  уровень конкурентоспособности;

0,70 ≤ K ≤ 0,80 — хороший  уровень конкурентоспособности;

0,80 ≤ K ≤ 1,00 — высокий  уровень конкурентоспособности.

 Интегральный показатель  конкурентоспособности предприятия  может меняться в пределах  от 0 до 1. Чем ближе значение К к единице, тем выше конкурентоспособность предприятия.

 Также, одним из факторов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности  ПС, является инновационная активность  специалистов. При этом очевидно, что особая роль ее повышения  принадлежит инновационно-активному персоналу, как основному интеллектуально-креативному ресурсу, обеспечивающему разработку, внедрение и вывод на рынок инновационных предпринимательских продуктов. С этой целью была использована многоуровневая модель формирования конкурентоспособности инновационно-активной предпринимательской структуры. Концептуально она представлена в виде четырех уровней, характеризующих диалектическое единство процессов формирования конкурентоспособности организации:

  • инновационной активности специалистов;
  • конкурентоспособности инновационных технологий, товаров и финансов

Структурная модель конкурентоспособности  инновационно-активной предпринимательской структуры

Как видно из модели, ядром  системы является инновационная  активность специалистов, концентрирующая  в себе основной интеллектуально-креативный потенциал фирмы. От нее зависит дальнейшее формирование уровней конкурентоспособности предпринимательской структуры: технологий, товаров и финансов. Насколько эффективней будет инновационная активность специалистов (ядро системы), настолько выше будет уровень конкурентоспособности предпринимательской структуры.

 Конкурентоспособность  предпринимательских структур является  одним из основных показателей,  который отражает место занимаемое  организацией во внешней (рыночной) среде. При этом в явном виде  конкурентоспособностью управлять  нельзя, но, безусловно, можно оказывать  на нее влияние через повышение  активности инновационного развития  потенциала предпринимательской  структуры.

Заключение

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты инноваций и проанализировав ее практические  вопросы можно сделать вывод, что инновации играют значительную роль в деятельности предприятия. Они дают возможность не только повышать конкурентоспособность, но и занимать лидирующие позиции при совокупном использовании оптимальной техники и технологии в сочетании с эффективным управлением. Кроме того, на основе комплексного подхода к инновационному процессу можно предложить определение инноваций как целенаправленно проводимых изменений во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании. Инновации в широкой интерпретации — это научно-технический прогресс в рамках отраслей, стран и регионов. А в узком смысле под инновациями следует понимать конкретные нововведения на фирме.

 Такое понимание «инноваций»  дает возможность выделения инновационного  менеджмента как процесса управления  нововведениями, основанного на  применении присущих менеджменту  принципов и функций.

 Список используемой литературы и интернет-источников

  • www.m-economy.ru
  • Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – Спб: Питер, 2006. – 304с.
  • Бойко И. Технологические инновации и инновационная политика // Вопросы экономики, 2007. №2
  • Амушкин С.И., Вигель В.Ф. Анализ экономической эффективности инновационной деятельности предприятий // Инновации. — 2010. — № 2. — С. 123–128.
  • Гаврилова (Кондратьева), М.А. Конкурентный потенциал и стратегии его развития // Российское предпринимательство. — 2008. — № 11. — С. 22–28.
  • Друкер, П.Ф. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2009. — С. 62–63, С. 213–220.
  • Ефимычев Ю.И., Трофимов О.В. Инновационный путь развития предприятия в конкурентных условиях // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. — 2008. — № 1. — С. 151–154.
  • Ичушка С.В. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. — М.: ИНФРА-М. — 2010. — 624 с.
  • Корсун Т.А. Формирование конкурентоспособных предпринимательских структур //Известия государственной экономической академии. — 2008. — № 5 (61) — С. 16–18.
  • Ординкова Н.Г. Организация обеспечения процессов инновационного развития предприятия // Вестник РЭА. — 2010. — № 4. — С. 85–94.
  • Прихач А.Ю. Значение инновационной деятельности для конкурентных преимуществ фирмы // Инновации. — 2004 — № 10 (77) — С. 84–86.
  • Сосенкова А.Н. Способы инновационного развития и оценки их влияния на конкурентоспособность предприятия // Аудит и финансовый анализ. — 2010. — № 6. — С. 165–172.

Информация о работе Инновационность как фактор конкурентоспособности современного бизнеса