Информационное обеспечение управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: становление качественного информационного обеспечения подразделений всех уровней, так как это основа эффективного управления предприятием. Использование для этого автоматизированных систем, безусловно, наилучший (если не единственно возможный) путь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

1.1 Сущность, значение и особенности информационного обеспечения………………………………………………………………….2
1.2 Технология информационной деятельности…………………8
1.3 Пути совершенствования информационной системы……13
1.4 Формирование комплексной информационной системы20

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ.
2.1 Внедрение автоматизированной информационной системы…………………………………………………………………….25
2.2 Улучшение сетевой организации предприятия……………28
2.3 Использование Интернет технологий…………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Информационное обеспечение управления организацией.docx

— 109.71 Кб (Скачать файл)

И,  наконец,  соблюдение  единой  технологии  эксплуатации  и   обслуживания системы.  Помимо  этих  ключевых  требований,  есть  еще  целый  ряд   общих технических требований для любой информационной системы:

        - быстродействие, то есть достаточно  малое   время  реакции  системы

          (единицы  секунд) при вводе, поиске и  обработке информации;

        -  надежная  защита  от  несанкционированного  доступа  к  данным  и

          регистрация  действий персонала;

        -  удобный  пользовательский интерфейс рабочих  мест;

        - возможность  масштабирования и развития системы;

        - интеграция  с модулями, используемыми в системе  передачи данных;

        - возможность  проведения конвертации данных  из  использовавшихся  в

          прошлом  приложений в новую систему;

        - высокая надежность  работы.

       Методика создания  корпоративных информационных систем  содержит  ряд следующих общих положений:

        - Технология  построения системы по моделям  "как надо",  без  попыток

 программирования действующих сейчас алгоритмов. Практика  создания

 систем по  модели  "как   есть"  показала,  что  автоматизация   без

 проведения   реинжиниринга   бизнес   процессов   и   модернизации

 существующей системы управления не приносит желаемых результатов и

 неэффективна. Ведь использование в работе программных приложений -

 это не просто сокращение бумажных документов и рутинных  операций,

 но и переход на новые  формы  ведения  документооборота,  учета  и

 отчетности.

        - Технология  построения  систем  с  подходом  "сверху  вниз".  Если

 решение об автоматизации принято и одобрено  высшим  руководством,

 то  внедрение  программных  модулей  осуществляется   с   головных

 предприятий и подразделений, а  процесс  построения  корпоративной

 системы проходит гораздо быстрее и эффективнее, чем при  внедрении

 системы  первоначально  в  низовые   подразделения.   Только   при

 внедрении "сверху вниз" и активном  содействии  руководства  можно

 изначально правильно оценить и провести весь  комплекс  работ  без

 незапланированных издержек.

        -   Технология   поэтапного   внедрения.    Поскольку    комплексная

 автоматизация - это процесс, в который вовлекаются практически все

 структурные  подразделения  предприятия,   технология   поэтапного

 внедрения является наиболее  предпочтительной.  Первыми  объектами

  автоматизации становятся те участки, на которых в  первую  очередь

  необходимо  наладить  процесс  учета   и   формирования   отчетных

  документов для вышестоящих органов и смежных подразделений.

        - Привлечение  к разработке  будущих  пользователей.  При        выполнении работ по комплексной  автоматизации  фирмой-интегратором  меняются функции  отделов  информационных  технологий  фирмы-заказчика,   и возрастает их  роль  в  общем  процессе  перехода  предприятия  на прогрессивные  методы  управления.  Во  время  реализации  проекта сотрудники отделов вместе с разработчиками работают с  информацией и моделями, участвуют в принятии решения по выбору технологических решений и, самое главное,  организуют  взаимодействие  поставщиков решения и сотрудников предприятия. При эксплуатации информационной системы на плечи сотрудников автоматизированной системы управления ложится обслуживание и сопровождение  системы  (если  не  заключен договор  на  сопровождение  с   фирмой-поставщиком).   Специалисты заказчика  являются  инициаторами   и   исполнителями   подготовки предложений по совершенствованию и развитию существующей  системы.

          Это  позволяет  им  лучше  приспособить  ее  к  своим  требованиям,

поэтому эти требования должны быть основательно  продуманы,  чтобы

информационные технологии не использовались там, где  легко  можно

справиться с задачами  управления  с  помощью  карандаша  и  листа

бумаги.

       Система  должна  поддерживать  такую  схему   взаимодействия   между

 модулями  и  автоматизированными  рабочими  местами,  которая  отвечала   бы требованиям и техническим возможностям пользователя. Важнейшими  параметрами информационной системы являются надежность, масштабируемость,  безопасность, поэтому при создании таких систем  используется  архитектура  клиент-сервер.

Эта архитектура позволяет распределить работу между клиентской  и  серверной частями   системы,   предусматривает   развитие   и  совершенствование    в соответствии с особенностями решаемых задач. В  последние  годы  наблюдается устойчивая  тенденция  увеличения  спроса  на  клиент-серверные  приложения, которые обладают в области учета и управления  большими  возможностями,  чем файл-серверные системы при обработке больших  объемов  данных,  возможностью создания распределенных систем, а также достаточной  интеграцией  с  другими

системами.

       На современном  этапе формирования рынка большое   внимание  уделяется малым предприятиям. Так, по мнению западных  экономистов,  будущее  мирового производства  за  мелкими  фирмами.  Например,  96%  фирм  Великобритании  - мелкие.  Очевидно,  что  с  мелкого  предпринимательства  начинается  всякое производство,  всякий  бизнес,  основанный  на  применении  силы  свободного человека. Ограничение численности предприятия кажется некоторым  экономистам серьезным  барьером,  который  не  будет  позволять  предприятию   расти   и

развиваться. Но это не так. Производство можно наращивать за счет  внедрения техники, передовой технологии,  одним  из  основных  направлений  которой  в настоящее  время  считается  внедрение  информационных  технологий  на  базе нтегрированной информационной системы управления бизнесом.

       Трудности и  сложности применения информационной  системы  для  малого бизнеса заключаются в большом  многообразии  предприятий,  в  разных  формах организации производства,  в  широком  ассортименте  выпускаемой  продукции.

Хотя  для  отдельного  предприятия  число  видов  изделий  и  услуг   весьма

ограничено.  Все  это  обуславливает  создание  информационной  системы  для малого бизнеса,  по  объему  и  функциональным  возможностям  соизмеримых  с информационной системой крупных корпораций, поэтому, с одной стороны,  можно проектировать информационную систему для  отдельных  компаний,  учитывая  их специфику. Но разработка индивидуальной информационной системы  для  каждого предприятия   экономически   невыгодна.   Особенно   это   касается    малых предприятий, когда практически каждое из них несет  особенность  организации процессов, позволяющих данному быть конкурентоспособным. С  другой  стороны, более радикальным можно  считать  построение  универсальной  интегрированной системы,  позволяющей  уменьшить  масштаб  данной  системы  для  конкретного заказчика  путем  исключения   и   перевода   в   пассивное   состояние   не задействованных модулей. При этом панели  управления  этими  модулями  также переводятся в "скрытое" состояние.

       К  решению   о  необходимости  внедрения   информационных   технологий приходит все большее  число  руководителей  предприятий  самых  разных  сфер бизнеса.  Хотя  внедрение  системы  обходится  весьма   дорого,   сохранение существующего порядка, (а,  как  правило,  беспорядка)  может  обойтись  еще дороже. Конкуренция не дает возможности остановиться и  расслабиться.  В  то же время, только информационные системы как таковые и технические  средства, применяемые для  их  внедрения,  не  являются  достаточными  для  достижения

конкурентного преимущества. Эффективность  от их внедрения  проявляется  лишь при должном внимании  к  вопросам  менеджмента  и  организационным  аспектам бизнеса.

       Потребность в  информационных технологиях многолика  и  проявляется  в конкретных условиях. Существуют виды деятельности, где  информация  особенно важна.  Это,  например,   банковская,   биржевая   деятельность.   В   таких организациях применение информационных технологий жизненно необходимо.

       Организации различаются  по эффекту, который ожидается   от  внедрения компьютерных информационных систем. В некоторых случаях грамотное  внедрение специальных информационных систем может благоприятно повлиять на  достижение конкурентного преимущества, например, за счет  улучшения  согласованности  в работе с удаленными агентами или  за  счет  увеличения  скорости  выполнения заказов. В других ситуациях компьютерная техника может облегчить  выполнение рутинных операций и способствовать систематизации  информации.  В  небольших

организациях эффективной оказывается  лишь автоматизация бухгалтерии.

       По   словам   Билла   Гейтса,   главы   компании  Microsoft:  “  нам

потребуется еще немало  времени,  чтобы  превратить  персональный  компьютер в    настоящее    электробытовое    устройство”.   Исполнительный   менеджер корпорации Oracle  как  бы  вторит ему:  “Миру   нужны   более   дешевые   и простые    в     обращении компьютеры”.  Действительно,  менеджерам  просто некогда  осваивать сложные системы. Именно поэтому стали  появляться   новые операционные системы типа Windows 95, основной конек которых   -   простота

и   интуитивная   понятность   выполняемых   действий,   да   плюс   еще   и

многозадачность,  то  есть   возможность   выполнять   несколько    операций

одновременно.

       Насколько   важную  роль  играет  рынок   информационных   технологий достаточно ярко   характеризует   представленная  ниже  таблица  1.  В  этой таблице  представлена  сводная  информация  объёма  производства  крупнейших отраслей мировой промышленности.

 

Таблица 1.

 

           Объем  производства по отраслям  мировой  промышленности

   

     Отрасль

Объём производства, млн.   долларов

Туристическая

2900

Информационная

2850

Текстильная

1620

Химическая

1320

   

 

       По  объему  производства  рассматриваемый   сектор  занимает   вторую

позицию в  перечне  после  туристической.  Это  свидетельствует  о   высоком

потенциале и  возможной привлекательности  для  потенциальных инвесторов.  Но пока,  несмотря  на  такое  лидерство,  еще  рано   говорить  о   том,   что информационные системы прочно вошли в жизнь  современных  управленцев.

 

      Глава  2. Совершенствование информационного   обеспечения в организации.

 

   2.1 Внедрение автоматизированной информационной       системы.

 

       Внедрение системы  автоматизации управления, как   и  любое  серьезное

преобразование на  предприятии,  является  сложным  и  зачастую  болезненным процессом. Тем не  менее,  некоторые  проблемы,  возникающие  при  внедрении системы,  достаточно  хорошо  изучены,  формализованы  и  имеют  эффективные методологии решения. Заблаговременное изучение этих проблем и  подготовка  к ним  значительно  облегчают  процесс  внедрения  и  повышают   эффективность дальнейшего использования  системы.  Далее  приведены  основные  проблемы  и задачи, возникающие в большинстве случаев при внедрении систем управления  и

рекомендации по их решению.

       Основные проблемы  и  задачи,  требующие  особого   внимания  при  их

решении в Техническом университете:

          1) Отсутствие  постановки задачи менеджмента  на предприятии;

          2) Необходимость  в частичной или  полной  реорганизации  структуры

             предприятия;

          3)  Необходимость   изменения  технологии   бизнеса   в   различных

             аспектах;

          4)  Сопротивление  сотрудников предприятия;

          5) Временное  увеличение нагрузки на сотрудников  во время внедрения

             системы;

          6)   Необходимость   в   формировании   квалифицированной   группы

             внедрения и сопровождения системы,  выбор сильного  руководителя

             группы.

       Теперь опишем  эти пункты  подробнее.  Отсутствие  постановки  задачи

менеджмента  является  наиболее  значимым  и  сложным.  На первый  взгляд,  его  тема  перекликается  с  содержанием  второго   пункта, посвященного реорганизации структуры предприятия. Однако, на самом деле,  он является  более  глобальным  и  включает  в  себя  не   только   методологии управления, но также философские и психологические аспекты. Дело в том,  что большинство руководителей управляют своим подразделением, только  исходя  из своего опыта, своей интуиции, своего видения  и  весьма  неструктурированных данных о его состоянии и динамике. Как правило, если руководителя  попросить описать в каком-либо виде описать структуру деятельности своего  предприятия

или набор положений, исходя из которых  он принимает управленческие  решения, дело достаточно быстро заходит в тупик.

       Грамотная постановка  задач менеджмента является важнейшим   фактором, влияющим как и на успех деятельности предприятия в целом,  так  и  на  успех проекта   автоматизации.   Например,   совершенно   бесполезно    заниматься внедрением автоматизированной системы  электронного  документооборота,  если сам  документооборот  не  поставлен  в  организации  должным  образом,   как определенный последовательный процесс.

       К сожалению,  на настоящий момент  в  России  до  конца  не  сложился

национальный подход к менеджменту, и в данный момент  российское  управление представляет собой гремучую смесь из теории западного  менеджмента  (которая во  многом  не  является  адекватной  существующей  ситуации)  и   советско- российского  опыта,  который,  хотя  и  во  многом  гармонирует   с   общими жизненными принципами, но  уже  не  отвечает  жестким  требованиям  рыночной конкуренции.

       Поэтому, первое, что  необходимо  сделать   для  того,  чтобы  проект внедрения  автоматизированной  системы   управления   оказался   удачным   - максимально формализовать все те контуры управления, которые  собственно  Вы планируете автоматизировать. В большинстве случае, для  осуществления  этого не обойтись без привлечения профессиональных  консультантов,  но  по  опыту, затраты на консультантов просто не сопоставимы с  убытками  от  проваленного проекта автоматизации. Однако нужно не ошибиться в выборе консультантов,  но это уже отдельный сложный вопрос.

Информация о работе Информационное обеспечение управления организацией