Инфраструктура менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие инфраструктуры менеджмента. Внешняя и внутренняя среда организации………………………………………………………………………………………………………….
2. Трансформация инфраструктуры менеджмента…………………………………………….
3. Создание инфраструктуры менеджмента в условиях региона………………………
4.Заключение……………………………………………………………………………………………………….
5. Список использованных источников……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 203.12 Кб (Скачать файл)

 Общие закономерности мирового  экономического развития дают  возможность качественно оценить  предысторию и перспективы экономического  развития того или иного города  или региона. По своей доминирующей  отраслевой принадлежности можно  выделить города и регионы  доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В городах и регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы и к ним применимы различные рецепты по управлению ходом их социально-экономического развития.

 

 На стадии индустриального  развития в городе или регионе  действуют закономерности, определяемые  ролью ведущих отраслей, "локомотивов  индустрии", которые создают так  называемый мультипликативный эффект  и определяют весь ход развития  города или региона в целом.  Ведущая отрасль создает дополнительные  рабочие места, вся остальная  инфраструктура города как бы  обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются  города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.1

 На постиндустриальной стадии  развития города или региона  главным фактором, определяющим  их благосостояние, становится уровень  развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь,  жилищный сектор, сфера услуг  и индустрия развлечений, насколько  доступны офисные помещения, низок  уровень преступности, насколько  обеспечен город квалифицированными  кадрами, настолько и подготовлен  потенциал развития постиндустриального  города. Способность инфраструктуры  города принять новые виды  бизнеса и новых людей, быстро  и эффективно приспособиться  к новым условиям определяет  потенциал постиндустриального  развития.

 Главным препятствием, с которым  столкнулось сегодня промышленное производство, является неразвитость городской инфраструктуры: проектно-управленческой, финансовой, коммуникационно-информационной, социально-образовательной. Это стало основным ограничением и одновременно условием развития городов и регионов в современном мире.2

Из сферы прямого управления городов практически выпали хозяйствующие  субъекты, прежде всего приватизированные  промышленные предприятия, предприятия  сферы услуг, торговли и т.д. В  то же время произошли качественные изменения в составе ресурсов их экономического развития. К традиционным ресурсам (сырьевым, трудовым, культурно-рекреационным, финансовым и др.) добавились те их виды, которые в условиях прежних экономических  отношений либо в принципе не могли  быть использованы, либо применялись  крайне неэффективно. К ним, в частности, относятся:

 

- земля, здания и сооружения;

- коммунальная инфраструктура, городской  транспорт и связь;

- налоговая система и организационные условия ведения бизнеса;

- безопасность бизнеса и личности;

- наличие стратегического плана  развития, информационные услуги для инвесторов и пр.1

 Все возможные виды воздействия  региональной администрации на  ход экономического развития  можно подразделить на три:

 

- формирование благоприятных общих  условий для развития деловой активности;

- регулирование деловой активности  в регионе;

- прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

 Рассмотрим эти три  вида воздействий последовательно.

 

1. Формирование благоприятных  общих условий для развития деловой активности.

 К таким условиям следует  отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих  прав на нее для развертывания  новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь,  офисное хозяйство и пр.

 В странах Запада администрация  все чаще осуществляет инвестиции  в региональную инфраструктуру, предпринимает определенные акции  по реорганизации земельных участков, а также привлечению новых  видов бизнеса в регион. Администрации  российских регионов в условиях  становления рыночных отношений,  помимо этих видов косвенного  воздействия, осуществляют прямую  поддержку новых институтов, составляющих  основу рыночной инфраструктуры.

 

 Традиционными являются активные  действия по созданию и укреплению  инфраструктуры, которая выступает  базой для всех видов бизнеса:  дороги, телефон, городские вокзалы,  аэропорт и пр. По отношению  к земле также можно совершать  целенаправленные действия - объединять  и дробить земельные участки,  выкупать и продавать, сдавать  в аренду и даже передавать  в безвозмездное пользование.  От конкретных действий в отношении  земли зависит как общее направление,  так и интенсивность новой деловой активности в регионе.

 Относительно самостоятельным  фактором экономического развития  любого региона в последнее  время стал международный фактор: чем более интенсивны международные  связи, тем больший импульс  получает экономическое развитие  региона. Содействие международным  связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций  в регион в совокупности становятся  относительно самостоятельными  и весьма эффективными инструментами  экономического развития в целом.

2. Регулирование деловой активности.

 В этом случае администрация  формирует побудительные мотивы  предпринимателей с целью принятия  ими решений, необходимых для  развития данного региона. Это  достигается, в частности, путем  уменьшения местных налогов, либо  путем предоставления дешевого  капитала с помощью инструментов  займа, субсидий и гарантий.

 Данные методы воздействия  на предпринимателей в западной  литературе подвергаются развернутой  и обоснованной критике. В частности,  утверждается, что такие меры  ведут к прямым потерям ресурсов  регионов и городов и не  влияют в конечном счете на размещение новых видов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местного налогообложения, как правило, есть величина несоизмеримо меньшая, чем различия по другим условиям бизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близость рынков сбыта и пр.). Более того, конкуренция между регионами и городами часто ведет к выравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один из вступающих в такую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, с одной стороны, и, с другой стороны, все они заранее уменьшают поступления в свой бюджет.

 

 В целом стратегия налогового  и прочего воздействия оказывается  эффективной лишь в том случае, если у властей имеется подробная  информация (в том числе аналитическая)  о состоянии того или иного  бизнеса и о факторах, влияющих  на принятие стратегических решений.  Обычно такой информации у администрации нет. Более того, информация подобного рода чаще всего утаивается с целью получения налоговых и других льгот. Все это приводит к тому, что налоговые льготы становятся необоснованным и односторонним выигрышем бизнеса.

 В то же время особый  налоговый режим для новых  инвестиционных проектов в современных  российских условиях позволяет  достичь весьма значимых результатов.  Так, администрация Новгородской  области установила налоговые  льготы для инвестиций на территории  области, получила существенный  приток иностранных инвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий  потенциал экономического развития  области в будущем.

 К регулирующим воздействиям  администрации относится также  установление правил пользования  землей. Выделение соответствующих  зон использования земли для  промышленного и жилищного строительства,  торговли и бизнес-центров оказывает влияние на частных инвесторов. При планировании и осуществлении того или иного строительства администрации могут изменять обычные правила застройки, предоставляя тем самым конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы.

 Регулирование порядка застройки  может дать весьма ощутимый  эффект в длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта возможно только при условии проработки стратегических планов развития города, при четком установлении долгосрочных и краткосрочных целей его развития.

3. Прямая кооперация администрации и бизнеса.

 В случае осуществления крупных  проектов развития городов иногда  оказывается целесообразным непосредственное  сотрудничество администрации и  частных организаций. Примерами  такого рода могут служить  проекты "Сити" и "Манежная  площадь" в Москве. Будучи масштабными  долгосрочными проектами, способствующими  развитию города в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации города. В ряде случаев для координации деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания. Однако в таких компаниях наблюдается конфликт интересов частного и общественного сектора, всегда сложно до конца согласовать интересы развития города с предпринимательскими интересами, связанными с извлечением прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов, прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования, достаточно эффективным контролем и наличием авторитетного и влиятельного руководства со стороны местной администрации.1

 Общемировой тенденцией последних  лет стал рост числа организаций  неправительственного, негосударственного  характера, вовлеченных в решение  проблем экономического развития  городов. Как правило, это бесприбыльные  организации, которые могут оказывать  помощь частному бизнесу, содействовать  его развитию. К таким организациям  можно отнести местные торгово-промышленные  палаты, специализированные агентства  по социально-экономическому развитию  или маркетингу региона. Кооперация  администрации с этими организациями  приносит пользу региону в целом.

 Руководители местной администрации  действуют подчас как посредники, как "создатели коалиций", как  помощники реальных действующих  лиц, используя разнообразные  подходы к содействию экономическому  развитию. Поэтому работа по экономическому  развитию может и должна строиться  с привлечением руководителей  крупнейших предприятий и работодателей  региона. В такой кооперации  с руководителями предприятий  региональная администрация может  более эффективно решать вопросы  обучения персонала, развития  инфраструктуры, стимулирования малого  и среднего бизнеса.

 Таким образом, инструментами  управления экономическим развитием  на региональном уровне являются следующие:

- создание общих условий для  бизнеса (дороги, связь, офисы,  рыночная инфраструктура);

- регулирование деловой активности (местные налоги, зонирование, особые условия);

- прямая кооперация администрации  и бизнеса (совместные проекты).

 

 В современных условиях для  выхода из кризисного состояния  необходимы целевые планы и  программы действий, предусматривающие  комбинацию всех методов воздействия  на экономическое развитие региона.  При этом весьма важным аспектом  составления таких программ может  стать анализ баланса результатов  и затрат, связанных с их осуществлением.

 Независимо от того, какие  конкретные виды влияния на  экономическое развитие региона  применяет администрация, сама  по себе функция воздействия  на такое развитие обладает  рядом особенностей. Прежде всего,  это нерутинная функция, в отличие от стандартных функций инфраструктуры жизнеобеспечения населения (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов и пр.). Более того, нерутинность этой функции обусловливает гибкий, неординарный способ организации. Данная функция предполагает нестандартный подход к решению проблем, организацию переговоров с частными и негосударственными организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегического планирования и маркетинга.

 В настоящее время в деятельности  региональной администрации, направленной  на социально-экономическое развитие  региона, широко используются  новые управленческие технологии, среди которых:

- инструменты региональной промышленной  политики, включающие в себя и  широкий спектр методов привлечения  инвестиций в регион;

- методы стратегического планирования развития регионов;

- приемы регионального маркетинга  и методы "продвижения" регионов  и городов.1

 

 Новые управленческие технологии  развития регионов требуют постоянного  обновления знаний и трансформации  персонала администраций. Для  реализации таких технологий  необходимо осуществлять регулярные  вложения в человеческий капитал  регионов и городов. Целесообразно  при формировании и развитии  дееспособной команды администрации  следить за непрерывным повышением ее квалификации, используя инновационные семинары и стажировки. Повсеместно следует применять приемы так называемого бенчмаркинга, т. е. целенаправленного переноса передового опыта других регионов и городов.2

Информация о работе Инфраструктура менеджмента