Исполнительная власть региона – взаимодействие с федеральным уровнем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я выбрал анализ структуры системы исполнительной власти в Российской Федерации и непосредственно в Самарской области для определения сложившихся проблем во взаимоотношениях органов исполнительной власти в Самарской области с федеральными органами исполнительной власти.

Содержание

I. Характеристика исполнительной власти:
1) Теория разделения властей…………………………………….…..5-6
2) Признаки исполнительной власти…………………………………...6
3) Понятие и виды исполнительных органов государственной власти…………………………………………………………………....7-8
4) Система исполнительных органов государственной власти…….8-9
5) Центральные федеральные исполнительные органы…………...9-11
6) Территориальные федеральные органы субъектов Федерации ………………….……………………………………………………..11-13
II. Исполнительная власть субъектов Российской Федерации
1) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………………………14-24
2) Органы исполнительной власти в Самарской области………..24-32
Заключение…………………………………………………………....33-34
Список используемой литературы…………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 88.59 Кб (Скачать файл)

Тема: Исполнительная власть региона – взаимодействие с федеральным уровнем управления.

 

Оглавление………………………………………………………..……….3-4

I. Характеристика исполнительной  власти:

1) Теория разделения властей…………………………………….…..5-6

2) Признаки исполнительной  власти…………………………………...6

3) Понятие и виды исполнительных  органов государственной власти…………………………………………………………………....7-8

4) Система исполнительных  органов государственной власти…….8-9

5) Центральные федеральные  исполнительные органы…………...9-11

6) Территориальные федеральные  органы субъектов Федерации ………………….……………………………………………………..11-13

II. Исполнительная власть  субъектов Российской Федерации

1) Органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации……………………………………………………………14-24

2) Органы исполнительной  власти в Самарской области………..24-32

 Заключение…………………………………………………………....33-34

 Список используемой  литературы…………………………………..35-36

 

Введение

Тема курсовой работы «Исполнительная  власть региона – взаимодействие с федеральным уровнем управления»  была выбрана мной, поскольку данная проблема является значимой со времени  возникновения теории разделения властей  и представляет особую важность и  актуальность и на сегодняшний день. Исполнительная власть, олицетворяемая Президентом и Правительством, по своей природе является вторичной  ветвью власти. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. От исполнительной государственной  власти требуется эффективность  в ее деятельности по оперативному управлению общественной жизнью и добросовестность в соблюдении законов. Она должна быть наделена достаточными полномочиями, самостоятельностью в реализации своих  функций, но в рамках закона.

 Целью своей работы  я выбрал анализ структуры  системы исполнительной власти  в Российской Федерации и непосредственно  в Самарской области для определения сложившихся проблем во взаимоотношениях органов исполнительной власти в Самарской области с федеральными органами исполнительной власти.

 Структура данной работы  поможет раскрыть в полном  объеме ее содержание. В первом  разделе этой курсовой работы  дана характеристика исполнительной  власти государства. Важное место  и роль в этой характеристике  играет теория разделения властей,  как основа построения всей системы государственной власти большинства современных государств. В этом же разделе характеризуются как центральные, так и территориальные федеральные исполнительные органы.

 Будучи уроженцем Самарской  области, я посвятил целый раздел  структуре исполнительной власти  в области. Данный раздел раскрывает  проблематику на примере одного  из Субъектов Российской Федерации  – Самарской области. В этом  подразделе определяется компетенция  и функции высших должностных  лиц и органов исполнительной  власти, а также способы взаимодействия  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  Самарской области.

 

 

 

Заключение

В Российской Федерации важнейшей  задачей на современном этапе  является реформирование исполнительной власти с целью существенного  повышения ее эффективности. Стратегическая цель на этом пути - укрепление государства  в лице всех институтов и всех уровней  власти. Без решения этой ключевой проблемы не достичь успехов ни в  экономике, ни в социальной сфере. «Мы, - сказал Президент РФ В.В. Путин в  Послании Федеральному Собранию РФ 2001 года, - поставили цель: выстроить  четко работающую исполнительную вертикаль, добиться правовой дисциплины и действенной  судебной системы. И от этой цели не должны отступать. Именно здесь сам  механизм реализации государственных  решений, эффективной защиты прав наших  граждан».

 Задач у этой реформы  несколько.

 Во-первых, наведение  порядка в отношениях между  федеральным и региональным уровнем  власти, так как отсутствие четкого  разграничения полномочий, а также  работоспособного механизма взаимодействия  между уровнями власти приводит  к большим экономическим и  социальным потерям. Для решения  этой задачи необходимо определение  конкретных, четких полномочий центра  и субъектов Федерации в рамках  их совместной компетенции, разграничение  федеральными законами предметов  ведения и полномочий между  федеральным центром и региональным  уровнем управления.

 Во-вторых, добиться порядка  в системе территориальных структур  федеральных органов исполнительной  власти. Сейчас они финансово  и организационно слабы, дублируют  деятельность региональных органов  и не в состоянии выполнять  подчас даже контрольные функции.  Для преодоления этих трудностей  Правительство РФ должно определить  обновленный порядок создания  и деятельности территориальных  органов федеральных министерств  и ведомств.

 За годы проводимых  в стране экономических и политических  преобразований, механизмы принятия  решений и их реализации, не  были подвергнуты серьезному  системному анализу. В первую  очередь, это касается нечеткости  в определении функций и сфер  ответственности различных управленческих  звеньев,...

 

 

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют  власть в регионе посредством  преимущественно государственного регулирования производственно-экономической  и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

 

 Органами исполнительной  власти в регионе являются  администрации, правительства, руководство  которыми осуществляет глава  администрации, губернатор или  председатель правительства. Наименование  органа исполнительной власти  и его структура устанавливаются  субъектом федерации в соответствии  с местными традициями и особенностями.  Региональные органы исполнительной  власти руководят хозяйственным,  социально-культурным строительством, организуют управление объектами  государственной собственности  региона, разрабатывают организационную  структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере  экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере,  ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания  населения и др.

 

 Органы исполнительной  власти в соответствии со своими  полномочиями решают задачи обеспечения  социально-экономического развития  региона в непосредственном взаимодействии  с органами представительной  власти. Основой формирования структур  регионального управления является  примерная структура, определенная  Правительством РФ, вместе с тем,  при создании структурных подразделений  региональных органов исполнительной  власти, определении их состава  учитываются особенности конкретного  региона. Таким образом, для  региональных органов исполнительной  власти (также как и для представительной  власти) характерно значительное  разнообразие структур, состава  и численности.

 

 Органы  регионального управления можно  разделить на две основные группы.

1. Территориальные органы  федеральных органов управления (например, территориальные органы  министерства по налогам и  сборам, министерства по антимонопольной  политике, территориальные управления  Центрального Банка и др.). Эти  органы не входят в структуры  региональных администраций и  правительств, не подчиняются главам  региональных органов представительной  и исполнительной власти. Они  реализуют федеральные функции  управлении на территории данного  региона в соответствии со  своей компетенцией с целью  обеспечения исполнения общефедеральных  интересов, реализации федеральной  политики в регионе. Свою деятельность  они осуществляют во взаимодействии  с региональными органами представительной  власти и региональными администрациями (правительствами).

2. Органы регионального  управления непосредственно входящие  в состав региональных администраций  (правительств). Эти органы управляют  всеми составляющими региональной  экономической системы, в целях  обеспечения интересов региона.

 

 Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

 

 В структуре  органов управления производственно-экономической  и бюджетно-финансовой сферах  региона обычно выделяются:

- финансовое управление;

- управление экономики  (экономики и прогнозирования,  экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);

- комитет по управлению  имуществом (имущественным отношениям и др.);

- управление по внешнеэкономическим связям;

- комитет по инвестициям;

- управление цен;

- департамент транспорта;

- департамент промышленности;

- департамент агропромышленного комплекса;

- управление ЖКХ;

- другие.

 

 В управлении  социальной сферой:

- управление здравоохранения;

- управление образования (образования и науки);

- управление культуры;

- комитет по физкультуре и спорту;

 - управление по делам молодежи;

- управление социальной защиты населения;

- комитет по труду;

- департамент занятости

- другие.

 

 В управлении инфраструктурой региона:

- управление капитального строительства;

- управление архитектуры и градостроительства;

- управление автодорог;

- государственный архитектурно-строительный надзор;

- другие.

 

 В управлении ресурсной сферой региона:

- комитет по земельным ресурсам;

- комитет по охране  окружающей среды и природным ресурсам;

- управление лесами;

- управление водного  хозяйства;

- другие.

 Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона - анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.

 

 

 

Содержание

Раздел 1. основные проблемы организации взаимодействия федеральных  органов власти и органов власти субъектов российской федерации  на современном этапе

1.2 Конституционные принципы  разграничения предметов ведения,  полномочий и функций между  федеральными и региональными  органами государственной власти

1.3 Приоритет федеральных  законов при решении вопросов  разграничения полномочий и проблемы  разграничения нормотворческой  деятельности

Раздел 2. основные направления  и задачи формирования эффективного механизма взаимодействия

2.2 Совершенствование процедур  разрешения разногласий во взаимоотношениях  между федеральными и региональными  органами государственной власти

2.3 Первоочередные задачи  и направления совершенствования  механизма взаимодействия в 2004 -2005 гг.

Раздел 3. взаимодействие федеральных  и региональных органов государственной  власти в россии: проблемы и перспективы

Список использованной литературы

Учебная литература

 

Федеральные и региональные органы государственного управления

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр

 

1.2 Конституционные принципы  разграничения предметов ведения,  полномочий и функций между  федеральными и региональными  органами государственной власти 11

 

1.3 Приоритет федеральных  законов при решении вопросов  разграничения полномочий и проблемы  разграничения нормотворческой  деятельности 15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Успешное решение сложных  внутренних и внешних задач, стоящих  ныне перед Россией, напрямую связано  с повышением роли государства, его  усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение механизма  государства, укрепления и слаженной  работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой  для этого нормативно-правовой основы.

 

 В Послании Президента  РФ В. Путина Федеральному Собранию 18 апреля 2002 отмечено, что «ключевой  задачей остается работа по  разграничению сфер ведения между  федеральным, региональным и местным  уровнями власти». На заседание  комиссии по разграничению предметов  ведения и полномочий между  тремя уровнями власти в России 30 мая 2002 г. В. Путин зая­вил, что первый этап - восстановления единого правового пространства России - подходит к завершению, а следующий шаг, подготовкой которого занимается специальная комиссия, заключается в четком разграничении полномочий.

 

 Совет Федерации, в  свою очередь, приступил к обсуждению  проблемы разграничения полномочий  центра и регионов. В частности,  председатель Совета Федерации  Сергей Миронов, открывая заседание  палаты 25 октября 2002 г., заявил, что  полномочия федерального центра  и субъектов Федерации в сфере  межбюджетных отношений должны  быть четко разграничены и  «необходимо четко определить, что  является прерогативой центра, а  какие бюджетные обязательства  должны выполняться регионами».

Информация о работе Исполнительная власть региона – взаимодействие с федеральным уровнем управления