Использование зарубежного опыта в области менеджмента на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Oднoй из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этой проблемы может быть разумное использование западного опыта менеджмента.
До нeдавнего времени в отечественной литературе преобладали критические оценки теории и практики западного менеджмента, которые хотя и признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали негативный фон в общественном сознании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления……………………………….5
Модели управления……………………………………………………………….5
1.1 Американская модель…………………………………………………….....12
1.2 Японская модель……………………………………………………….........15
1.3 Маркетинговая модель……………………………………………………...20
Глава 2. Использование элементов зарубежного менеджмента в России.....23
2.1 Проблема выбора модели управления………………………………….......23
2.2 Внедрение системы контроллинга на предприятии……………….............25
2.3 Выбор организационной культуры……………………………………...….28
2.4 Рекомендации по выбору организационной структуры………………......30
Глава 3. Развитие трудового потенциала персонала российских предприятий в контексте использования зарубежных обучающих методик…………….....32
3.1. Понятие методов развития трудового потенциала организации………...32
3.2. Обучение как основной метод развития персонала…………………...….35
Заключение…………………………………………………………………….…40
Список используемой литературы……………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2 курс).docx

— 274.42 Кб (Скачать файл)
      • планирование;
      • организацию;
      • руководство (директирование);
      • контроль.

Можно заметить, что все авторы выделяют функции планирования и  контроля. Таким образом, можно сделать  вывод о приоритетной важности этих функций менеджмента и невозможности их совмещения с другими функциями.

Ниже будет более подробно рассмотрен процесс налаживания функций  планирования и контроля в западных фирмах с целью анализа возможностей применения такого опыта в российских условиях. На Западе разработана система  поддержки указанных функций  менеджмента, называемая контроллингом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Американская модель (система)

Система управления в американских фирмах жестко организована. Это машинно-конвейерная, электронно-формализованная система  управления, пригодная для любой  капиталистической фирмы.

Большинство американских фирм носит  на себе отпечаток того типа предприятий, который сложился на ранних ступенях их развития. Это в первую очередь  определяет характер взаимоотношений  между внутрифирменными подразделениями. Ранним американским фирмам была присуща  трестовская организация, поэтому  и сейчас в таких известных  компаниях, как «Дженерал моторс», «Крайслер», «Форд моторс», предприятия в составе производственных отделений лишены самостоятельности. Руководители таких предприятий полностью находятся в зависимости от руководителей производственных отделений.

В функции производственного отделения  входят  распределение заказов между предприятиями, материально-техническое снабжение, контроль за выполнением планов выпуска продукции, а также за выполнение таких общих функций, как планирование, управление качеством, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами.

Американский менеджмент в 80-е гг. претерпел изменения, которые вызвали  структурную перестройку и перераспределение  полномочий при принятии управленческих решений. Имеет свои особенности  и американский стиль управления. Здесь четко определена ответственность каждого работника. Каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Однако зарубежные филиалы американских корпораций более свободно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской кампании. В общем, суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности  использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как «закрытая система».

При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными  в течении длительного времени. Основной стратегией является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху. В американской модели менеджмента представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск кандидатов на конкретную должность, иными словами людей приспосабливают к системе.

 

Пример: Сеть супермаркетов «Кировский» придерживается американской модели управления, следовательно, эксплуатация работников значительно более жесткая, чем в аналогичных компаниях в Екатеринбурге, а социальных гарантий меньше. Такой подход часто не оправдывает себя и снижает эффективность управления фирмой. Рациональная организация управления является одним из основных факторов достижения фирмой успеха и реализации поставленных перед ней целей и задач. Такая структура позволяет избежать завышения расходов на оплату труда, тем самым, помогая снизить себестоимость продукции и получить большую прибыль. В сети супермаркетов «Кировский» широко применяется материальное и моральное поощрение работников, осознание работниками ответственности за порученное им дело, и, таким образом, улучшение социально-психологического климата в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Японская модель (система)

В последнее время стремительно повышается конкурентоспособность  японской экономики. Несомненно, положительную  роль в этом оказал японский менеджмент. Система японского менеджмента  оказалась более приспособленной  к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская система. Максимальная ориентация на технологические  и технические нововведения. В  первую очередь начали процветать те корпорации, которые применение передовой

техники и психологических методов, разработанных в Европе и Америке. Японский менеджмент основан на учете  социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей  страны. Они учитывают и используют десятки специфических,  неповторимых элементов.

Выделяют ряд отличительных  элементов японского менеджмента:

      • Система пожизненного найма и продвижение по служебной лестнице в зависимости от выслуги лет;
      • Организация групповой работы;
      • Оплата труда с учетом выслуги лет и вклада в рационализацию и качество процесса;
      • Система непрерывного обучения преимущественно на производстве.

          

В японском менеджменте, например, не человека подбирают под должность, а наоборот, тщательно изучив с  помощью психологических тестов человека, определяют, какие обязанности  ему можно поручить. Чтобы повысить статус и заработную плату руководителей, должностное положение которых  не менялось уже несколько лет, хотя опыт и знания с годами растут, вводится система рангов и званий, позволяющих  работнику расти по горизонтали. Заслуживает внимание подход к планированию в японских фирмах, где преобладает  ориентация на долгосрочное планирование. Японские фирмы ставят своей основной целью долговременное увеличение объемов  производства товаров, рост доли принадлежавшего  им рынка и удельного веса новых  изделий. С этим хорошо корреспондируется  состав японских менеджеров, имеющих, как правило, инженерное образование. Американские менеджеры, наоборот, стремятся  получить немедленную прибыль, что  вполне соответствует их экономическому или юридическому образованию. В  отличии от американского менеджмента, ориентирующего на индивидуума, японский менеджмент имеет дело с группой, члены которой принимают коллективные, согласованные решения и несут равную ответственность за их реализацию. Принадлежность к определенной группе, фирме, преданность ей высоко ценятся в Японии. Они подкрепляются и усиливаются практикой долгосрочного, нередко пожизненного найма, организацией внутрифирменных профсоюзов, кружков качества, неформальным общением и контролем. Члены группы способны совмещать профессии, заменять друг друга и заинтересованы в ее успехе в целом.

Суть японской модели менеджмента  и организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения  У. Оучи в его так называемой «теории». Японская модель, являющаяся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами.

Пример: В начале 1990-х годов усилиями Российского и Японского центров производительности труда на ряде швейных отечественных предприятий удалось запустить механизм, повышающий эффективность труда. Например, японские подходы к организации производства используются в АО «Первомайская заря». О подъеме производства и повышении качества продукции данного предприятия говорит хотя бы то, что ее охотно заказывают торговые дома Франции, Швеции, Германии.

Сотрудничество этого предприятия  с Японским центром промышленности началось в 1992 г. Специалисты Японского  и Всероссийского центров производительности проанализировали производственную и  экономическую деятельность предприятия  и помогли выделить основные проблемы, которые требуют решения в  первую очередь.

Например, были организованы так называемые проблемные группы, в круг рассмотрения которых вошли все сферы деятельности - от подготовки производства до мотивации  труда. В составе групп работали руководители и специалисты функциональных подразделений, причем в процессе работы выявились новые лидеры (что немаловажно). Каждая проблема глубоко анализировалась, тщательно рассматривались предлагаемые решения, составлялись планы-графики  на 2-3 и 6 месяцев, где фиксировалась  программа основных мероприятий, реализация которых способствовала решению  определенной проблемы.

Об этой стороне работы представление  может дать перечисление проблемных групп, действующих на «Первомайской  заре»:

«Качество-I” (повышение конкурентоспособности продукции);

«Сегмент» (изучение новых сегментов  рынка);

«Рынок, маркетинг» (обработка системы  сбора и анализа информации от фирменных магазинов до реализации продукции, разработка системы формирования заказа по ассортименту);

«Подготовка» (сокращение цикла от моделирования до запуска в производство);

«Процессы» (изучение качества изделий  в процессе пошива);

«Качество-II” (снижение уровня брака при раскрое);

«Структура» (организационные преобразования);

«Стимулы» (управление персоналом);

«Затраты» (повышение конкурентоспособности  продукции за счет снижения издержек).

1.3 Маркетинговая модель (новая философия управления)

Суть маркетинговой модели –  новой «философии» управления определяется следующими моментами:     

    • ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);      
    • фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;       
    • фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма  – «открытая система». Главные  предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам.

Новая концепция управления требует  новых установок персоналу, новой  управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, организации на освоение новых возможностей и т.п.).

Пример: Эффективность  маркетинговой   концепции   управления   на   примере автомобильной промышленности России.

   Очевидно, что  российская  автомобильная  промышленность  находится  в состоянии затяжного кризиса. многие заводы закрылись или оказались на  грани закрытия (например, завод АЗЛК).  Конечно,  это  можно  объяснить  нехваткой средств, отсталостью технологий и другими причинами. Но суть  заключается  в недостатках системы управления. Найти деньги  для  перспективной  разработки -задача  управления,  а  следовательно,  и  маркетинга.  Разработать   новую модель, составить  проект  производства,  наладить  необходимые  контакты  с поставщиками и дилерами,  запустить  производство,  изучить  потребительский рынок -это все задачи, входящие в сферу  деятельности  маркетинга.  Конечно, при плановой экономик»  все  было  отчасти  проще  -заводу  давали  указания сверху: у какого поставщика купить  сырье,  как  организовать  производство, куда сбыть продукцию. Но экономические условия объективны,  и  производители вынуждены считаться с этим.

      Продукция  завода  ВАЗ  отчасти  удовлетворяет   запросы  потребителя  - автомобили относительно недороги, как по цене,  так  и  в  эксплуатации.  По сравнению с  другими  отечественными  автозаводами  продукция  выигрывает  в качестве. Но все большее количество потенциальных покупателей  задумывается, не проще ли купить подержанную иномарку, чем новые «жигули»? И  многие  едут в страны Европы за подержанными  автомобилями,  благо  с  запчастями  сейчас проблем нет, и цены на ремонт автомобилей иностранного  производства  вполне сопоставимы с л-1 ал о личными показателями для отечественных автомобилей.

     Лучше дела  обстоят у завода «ГАЗ». Они  вовремя уловили запросы рынка  и выпустили  модель  «Газель».  Она  хоть  и  проигрывает   по   сравнению   с зарубежными аналогами по качеству, зато значительно выигрывает по  цене.  На эту модель есть устойчивый спрос как в стране, так и за  рубежом  (например, завод «ГАЗ» собирается наладить автосборочное производство моделей  «Газель» и «Соболь» в Египте). Это говорит о продуманной маркетинговой стратегии и тактике завода. Подобный подход сразу дает ощутимые результаты.

     Но гораздо  больше заводов, у которых дела  обстоят значительно хуже.  К примеру, завод АЗЛК оказался на грани закрытия, так как  продукция  не  была востребована на рынке. Завод спасла поддержка государственных структур.

Информация о работе Использование зарубежного опыта в области менеджмента на российских предприятиях