Использование зарубежного опыта в области менеджмента на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Oднoй из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этой проблемы может быть разумное использование западного опыта менеджмента.
До нeдавнего времени в отечественной литературе преобладали критические оценки теории и практики западного менеджмента, которые хотя и признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали негативный фон в общественном сознании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления……………………………….5
Модели управления……………………………………………………………….5
1.1 Американская модель…………………………………………………….....12
1.2 Японская модель……………………………………………………….........15
1.3 Маркетинговая модель……………………………………………………...20
Глава 2. Использование элементов зарубежного менеджмента в России.....23
2.1 Проблема выбора модели управления………………………………….......23
2.2 Внедрение системы контроллинга на предприятии……………….............25
2.3 Выбор организационной культуры……………………………………...….28
2.4 Рекомендации по выбору организационной структуры………………......30
Глава 3. Развитие трудового потенциала персонала российских предприятий в контексте использования зарубежных обучающих методик…………….....32
3.1. Понятие методов развития трудового потенциала организации………...32
3.2. Обучение как основной метод развития персонала…………………...….35
Заключение…………………………………………………………………….…40
Список используемой литературы……………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2 курс).docx

— 274.42 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2.  Использование элементов зарубежного менеджмента в России

2.1 Проблема выбора модели  управления

Сравнительный анализ показал существенные различия между существующими в  мире моделями управления. В России в настоящее время наблюдается  неопределенность в выборе моделей  управления каждой конкретной фирмой. Как правило, руководство не задается вопросом о выборе модели управления.

На данный момент можно выделить две тенденции. Часть фирм, как  правило, крупные компании, придерживаются американской модели управления. Обычно это объясняется их происхождением. В России существует не так много  крупных компаний, изначально построенных  на российском капитале. Компании, созданные  частично на западном капитале, планировались  по западному образцу не в самом  лучшем смысле этого слова. Известно, что в России в таких компаниях  эксплуатация работников значительно  более жесткая, чем в аналогичных  компаниях на Западе, а социальных гарантий в них меньше. Таким образом, в этих фирмах реализуется американская модель управления: каждый работник рассматривается  как человек, способный занимать конкретное рабочее место. В таких  фирмах работник может быстро сделать  карьеру, однако он часто не имеет  никаких гарантий своей занятости  через некоторый промежуток времени. Отсутствие стабильности может отрицательно влиять на мотивацию работника (хотя бывает и наоборот).

В мелких фирмах один работник часто  вынужден выполнять множество функций, часто ему не свойственных. В таких  фирмах речь не идет о какой-либо модели управления. Существующая ситуация весьма далека от японской модели, хотя отдельные  элементы присутствуют - медленное  продвижение, например. При этом часто  нестабильность положения работника  такая же, как и в крупных  компаниях. Руководство мелких фирм часто пытается формально использовать элементы американской модели управления (жесткий отбор потенциальных работников по ряду существенно завышенных критериев). Такой подход часто не оправдывает себя и снижает эффективность управления фирмой.

Вывод: в идеале можно рекомендовать  небольшим фирмам использовать в  своей деятельности индивидуалистическую модель управления, однако, в современных  условиях немногие фирмы способны реально  следовать подобной рекомендации. Многие элементы этой модели зависят от законодательной  базы и от общеэкономической ситуации в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Внедрение системы контроллинга на предприятии

Концепция контроллинга предполагает ответственность каждого работника предприятия за результат своей деятельности. Основу контроллинга составляет сравнение фактических показателей с запланированными с целью принятия управленческих решений на основании выявленных отклонений.

Важной частью контроллинга является система калькулирования неполной себестоимости, называемая «директ-костингом» или системой учета прямых затрат. Сущность этой системы заключается в разделении производственной себестоимости на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема работ. Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельные счета и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов («Прибыли и убытки»).

Российским предприятиям с 1992 года разрешено калькулировать себестоимость  продукции по системе «директ-костинг». С 1996 года изменены формы бухгалтерской отчетности с целью их приближения к западным стандартам. Проблема адаптации западных методов учета затрат к российским условиям выходит за рамки данной курсовой работы, однако, она достаточно хорошо освящена в специальной литературе. Таким образом, для руководства фирмы, которое рассматривает возможность внедрения системы контроллинга, не составит проблемы ознакомление с соответствующим материалом.

Внедрение новой системы управления прибылью связано с возрастанием трудоемкости расчетов. Существует специальное  программное обеспечение для  контроллинга. Система программного обеспечения должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Система должна быть простой,  чтобы любой пользователь мог  освоить ее за несколько дней, не имея знаний ни в области  программирования, ни в области  систем обработки данных. Не обязательно,  чтобы пользователь имел специальное  экономическое образование. Эти  знания он приобретет постепенно - в процессе использования системы  и анализа результатов ее работы.

2. Все ответственные лица и  получатели отчетов системы должны  понимать их сразу без дополнительных  расшифровок. Этого легче достичь,  если разработчик программного  обеспечения является специалистом  в области контроллинга, т.е. имеет опыт использования подобных систем.

3. Необходимо, чтобы в системе  использовались принятые на предприятии  определения статей и видов  мест возникновения и носителей  затрат, сфер производства и т.д., чтобы информация на экране  компьютера была изложена «на  языке данного предприятия».

4. Качество системы программного  обеспечения определяют не только  по уровню обработки и представления  данных, но и по четкости и  ясности справочников.

5. Система должна чутко реагировать  на изменения требований к  объему и качеству информации  в связи с развитием предприятия.  Необходимо предусмотреть возможности  совершенствования системы без  нарушения ее связей и комплексности.

Во многих российских фирмах, вероятно, приемлема структура, имеющая широкое  распространение в США, где не существует такой отдельной штатной  единицы, как контроллер, а обязанности  по руководству системой контроллинга возложены на коммерческого директора предприятия, который и является главным контроллером предприятия. Главный бухгалтер и руководители других функциональных подразделений непосредственно ему не подчиняются, хотя контроллер по рангу выше и имеет право давать рекомендации и принимать решения по более широкому кругу вопросов, чем каждый из них. Он несет ответственность за успешное функционирование всей системы и обязан с помощью системы внутрипроизводственной отчетности:

    • снабжать информацией (показателями) отдельные подразделения предприятия;
    • выявлять причины отклонений от плановых величин;
    • предлагать соответствующие меры для их регулирования.

Целесообразно было бы также поручить либо главным бухгалтерам либо заместителям директоров функции контроллеров в  каждом из подразделений, поскольку  объем работы, необходимой для  внедрения новой системы управления затратами и прибылью, достаточно велик. А при отсутствии быстрой  переработки информации, составления  отчетов и своевременного внесения предложений теряется основное достоинство  системы контроллинга - ее оперативность.

 

 

 

 

 

 

2.3 Выбор организационной культуры

Интересен западный опыт применения разновидностей линейно-функциональной организационной структуры. На крупных  предприятиях эффективно использовать дивизиональную структуру.

Матричная структура используется в основном на крупных предприятиях, осуществляющих разработку масштабных проектов, неоднородных по своей природе. Например, она может применяться  в крупных строительных организациях, в производственных организациях, в  которых нет узкой специализации  по продукту или по потребителю. Иногда целесообразно использовать отдельные  элементы матричной структуры - автономные группы. Например, фирма может их применять при разработке нового продукта, сохраняя в целом свою прежнюю структуру. На небольших  предприятиях использование матричной  организационной структуры затруднено из-за высоких накладных расходов.

Организационная структура предприятия  не является постоянной. Руководство  фирмы должно периодически проводить  анализ существующей структуры с  целью выявления целесообразности ее дальнейшего применения. На протяжении жизненного цикла фирмы организационная  структура может несколько раз  быть изменена. Общей закономерностью  является переход от простых структур к более сложным.

Вывод: рациональная организационная  структура является одним из основных факторов достижения фирмой успеха и  реализации поставленных перед ней  целей и задач. Такая структура  позволяет избежать завышения расходов на оплату труда, тем самым, помогая  снизить себестоимость продукции  и получить большую прибыль. Другим аспектом использования рациональной организационной структуры является материальное и моральное поощрение  работников, осознание работниками  ответственности за порученное им дело, и, таким образом, улучшение социально-психологического климата в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Рекомендации по выбору организационной структуры 
        Интересен западный опыт применения разновидностей линейно-функциональной организационной структуры. На крупных предприятиях эффективно использовать дивизиональную структуру. 
       Матричная структура используется в основном на крупных предприятиях, осуществляющих разработку масштабных проектов, неоднородных по своей природе. Например, она может применяться в крупных строительных организациях, в производственных организациях, в которых нет узкой специализации по продукту или по потребителю. Иногда целесообразно использовать отдельные элементы матричной структуры – автономные группы. Например, фирма может их применять при разработке нового продукта, сохраняя в целом свою прежнюю структуру. На небольших предприятиях использование матричной организационной структуры затруднено из-за высоких накладных расходов.

 
       Организационная структура предприятия не является постоянной. Руководство фирмы должно периодически проводить анализ существующей структуры с целью выявления целесообразности ее дальнейшего применения. На протяжении жизненного цикла фирмы организационная структура может несколько раз быть изменена. Общей закономерностью является переход от простых структур к более сложным. 
       Рациональная организационная структура является одним из основных факторов достижения фирмой успеха и реализации поставленных перед ней целей и задач. Такая структура позволяет избежать завышения расходов на оплату труда, тем самым, помогая снизить себестоимость продукции и получить большую прибыль. Другим аспектом использования рациональной организационной структуры является материальное и моральное поощрение работников, осознание работниками ответственности за порученное им дело, и, таким образом, улучшение социально-психологического климата в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Развитие трудового потенциала персонала российских предприятий в контексте использования зарубежных обучающих методик

3.1. Понятие методов развития трудового потенциала организации

Анализ практического опыта  формирования трудового потенциала отечественными и зарубежными компаниями позволяет выделить следующие важные аспекты, на которые должны обращать внимание менеджеры и руководители кадровых служб организаций при  принятии решения об использовании  того или иного метода:

  • приоритет стратегических целей компании;
  • специфика деятельности фирмы при формулировании требований к квалификации, личностным качествам кандидатов;
  • соответствие метода корпоративной культуре, философии организации;
  • особенности территориального рынка труда.

Исследование практики управления персоналом в современных фирмах, ее изучение позволяют систематизировать  методы развития трудового потенциала в зависимости от того, на изменение  каких составляющих трудового потенциала они направлены (представлены в табл. 1). Следует обратить внимание, что  в табл. 2 приведен не исчерпывающий  перечень всех методов развития трудового  потенциала, а лишь наиболее популярные, часто используемые в современных  компаниях, и уникальные, представляющие интерес в качестве бенчмаркинга для использования другими компаниями. 

Таблица 1 Классификация методов развития трудового потенциала организации

 
Составляющие ТПК

 

Методы развития

Психофизиологический

  • разработка и реализация социальных программ (ДМС, спортклуб и т.п.); введение в штат службы управления персоналом психолога или организация психологической поддержки персонала;
  • соблюдение гигиены труда;
  • развитие социальной инфраструктуры (санатории, дома отдыха);
  • пропаганда здорового образа жизни как элемент корп. культуры;предоставление льготных путевок, специального питания и др.

Ценностно-мотивационный

  • управление карьерой; работа с кадровым резервом;
  • бонусные системы;
  • развитие системы льгот и компенсаций;
  • предоставление займов на льготных условиях;
  • возможность приобретения акций компании на льготных условиях;
  • создание прозрачной системы оценки результатов труда;
  • формирование корп. ценностей;
  • создание положительного имиджа организации в глазах сотрудников;
  • обогащение труда и др.

Инновационно-творческий

  • ротация персонала;
  • проведение конкурсов проектов;
  • поддержка рационализаторских предложений;
  • создание проектных групп; работа с пулом талантов и др.

Поведенческий

  • внедрение кодекса корпоративного поведения управления организационной культурой;
  • демонстрация желаемых моделей поведения руководством компании и др.

Профессионально-квалификационный

  • переподготовка персонала;
  • наставничество;
  • стажировка;
  • инструктаж;
  • профподготовка и повышение квалификации и др.

Образовательный

  • получение сотрудниками дополнительного образования за счет компании;
  • Интернет, база знаний компании;
  • корп. университет;
  • проведение тренингов и семинаров;
  • привлечение руководства к обучению сотрудников;
  • сотрудничество с вузами и др.

Информация о работе Использование зарубежного опыта в области менеджмента на российских предприятиях