Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:47, курсовая работа
Целью исследования является выявление основных потребностей, мотивов и стимулов человека, изучение воздействия на них с помощью механизма мотивации, а также рассмотрение осуществления мотивации в рамках организации.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
-рассмотреть основные термины и понятия мотивации;
-изучить механизм мотивации;
-изучить наиболее известные теории мотивации;
-привести примеры эффективной мотивации;
-описать методы и структуру мотивационного процесса в организации;
Введение………………………………………………………………………..…….3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала туристического предприятия…………………………………………………………………….……6
1.1 Понятие и сущность мотивации……………………………………………….6
1.2. Основные теории мотивации…………………………………………...……..17
1.3 Принципы мотивационного менеджмента в туристических фирмах…….…23
2. Мотивация персонала как залог успешной деятельности туристической фирмы (на примере ООО «Лайт»)……………………………………………...…25
2.1. Общая характеристика туристической фирмы ООО «Лайт»……...………..25
2.2. Анализ хозяйственной деятельности туристической фирмы ООО «Лайт»)……………………………………………………………………………...26
2.3. Анализ деятельности по мотивации персонала ООО «Лайт»)……………..30
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации в туристской организации………………………………………………………..….38
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы………………………………………….…..44
Приложение…………………………………………………………………………46
Как уже говорилось, ООО «Лайт» является малым предприятием, число сотрудников насчитывает семь человек.
Схема 4. Организационная структура ООО «Лайт»
Изначально, фирма была организована единомышленниками, которых связывают дружеские отношения.
Этим, во многом, объясняется слаженная работа коллектива, отсутствие напряженности и конфликтов.
В ООО «Лайт» работают профессионалы в области туристического бизнеса, имеющие высшее образование. Это квалифицированные опытные менеджеры, специалисты по направлениям, и др. Каждый сотрудник несет персональную ответственность за тот или иной участок работы.
Все сотрудники ООО «Лайт» попадают в возрастную группу от 30 до 45 лет.
Стаж работы в туристских агентствах колеблется от 8 до 15 лет у каждого из менеджеров ООО «Лайт» .За плечами каждого специалиста — богатый опыт работы в нескольких туристских фирмах. И одной из причин ухода из них как раз и является недостаточная мотивационная среда. Все это учитывалось при создании нового туристского агентства.
На протяжении всего периода существования, в ООО «Лайт» отсутствует текучесть кадров. Что свидетельствует об эффективном управлении предприятием, достойном уровне оплаты труда и удовлетворенности работников условиями труда, трудовыми и социальными льготами. В свою очередь, постоянные кадры, длительное время работающие на предприятии, совершенствуют свою квалификацию, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, создают определенную деловую атмосферу в коллективе и активно влияют поэтому на уровень производительности труда.
Цели туристского предприятия
воплощают в жизнь его
Персонал туристского предприятия ООО «Лайт» отвечает самым высоким требованиям:
- имеет профессиональную подготовку и квалификацию, наличие специального образования;
- отлично ознакомлен с законодательными и нормативными актами, формальностями международных норм в сфере туризма, материалами и документами международных туристских организаций, иностранным языком в объеме соответствующем выполняемой работе
При формировании туристского предприятия кадровая работа сводится к следующему:
- определение качественной и количественной потребности в персонале и формирование штатного расписания;
- разработка правил внутреннего трудового распорядка;
- разработка должностных инструкций персонала;
- подбор персонала;
В настоящее время прогноз потребности в кадрах не производится.
2.3 Анализ деятельности по мотивации персонала ООО «Лайт»
В первую очередь была проведена
диагностика существующей системы
мотивации персонала в
В ходе диагностики был
проведен анализ смежных областей,
таких, как особенности
Система мотивации в ООО «Лайт» складывается из двух основных блоков: материального и нематериального.
Материальное стимулирование.
Индивидуальные заработки работников фирмы определяются их личным трудовым вкладом, качеством труда, результатами производственно-хозяйственной деятельности и максимальным размером не ограничиваются. В качестве базы используется тарифная система оплаты труда.
Заработная плата работников складывается из:
Заработная плата
Должностные оклады руководителям, специалистам и служащим устанавливаются генеральным директором общества на основе штатного расписания в соответствии с должностью и квалификацией работника.
При оплате труда служащих применяется:
- повременная оплата, согласно
окладам, утвержденных в
- дельная оплата труда
за фактически выполненную
К должностным окладам работников фирмы установлены следующие доплаты:
- доплата за совмещение
профессий (должностей), расширение
зоны обслуживания, увеличение объема
выполняемых работ в размере,
устанавливаемом
- доплата за работу
в вечерние и ночные часы - в
размерах и порядке,
- доплата за администрирование смены;
- доплата за сверхурочную работу;
- доплата за выходные и праздничные дни.
Премирование работников
осуществляется ежемесячно и имеет
своей целью поощрение за качественное
и своевременное выполнение трудовых
обязанностей, инициативности и предприимчивости
в труде. Основным условием начисления
премий работникам является безупречное
выполнение трудовых функций и обязанностей,
предусмотренных
Проведенный анализ условий
оплаты труда и премирования показывает,
что размер заработной платы сотрудников
предприятия поставлен в
Было проведено исследование значения зарплаты для работника предприятия (посредством опроса работников предприятия).
Показатели позволяют определить ряд выводов о значимости зарплаты для работника:
1. Зарплата крайне важный показатель их деятельности;
2. В сегодняшних условиях
уровень зарплаты персонал
3. Имеет место тесная
корреляция между зарплатой,
4. Работники уделяют внимание
системе оплаты труда и
5. Работники не удовлетворены ни системой оплаты, ни реальной зарплатой;
6. Сопоставление своей
зарплаты с другими
7. Зарплата, отношение к ней сопоставимы с положением в регионе;
8. Сопоставление зарплаты
рабочих и менеджмента не
Таблица 3.
Значение зарплаты для работника мотеля «Лайт» (оценка по пятибалльной системе)
Показатели качества |
средний балл | |||
рабочие |
специалисты | |||
важность |
удовл. |
важность |
удовл. | |
Потребность |
5 |
1,7 |
5 |
1,2 |
Статус, самооценка |
4,5 |
2,8 |
5 |
3,1 |
Степень значимости в сравнении Зарплата интересная работа уважение отношение в коллективе |
5 3,2 4,6 4,5 |
1,7 2,8 4,1 4,3 |
5 4,1 4,5 4,2 |
1,2 3,6 4,4 4,1 |
Справедливость при оценке труда и определении величины зарплаты |
4,6 |
2,6 |
4,9 |
2,1 |
Удовлетворенность системой оплаты |
3,5 |
1,2 |
3,2 |
1,4 |
Удовлетворенность получаемой зарплатой |
- |
0,2 |
- |
0,5 |
Сопоставление зарплаты с работниками своего отдела (участка) |
4,6 |
3,2 |
4,2 |
2,8 |
Сопоставление зарплаты с зарплатой в регионе |
3,6 |
3,4 |
3,8 |
3,8 |
Сопоставление зарплаты с зарплатой менеджмента |
3,2 |
4 |
4,1 |
3,8 |
Таким образом, данные анализа
показывают значимость оплаты труда, как
фактора мотивации для
Среди методов социально-
Таким образом, управление персоналом
предприятия осуществляется с помощью
сочетания административных, экономических
и социально-психологических
Мощным мотивационным фактором являются так называемые рекламники. Это система рекламных туров, организуемых туроператорами для ознакомления работников турфирм с конкретными условиями принимающей стороны, различными отелями, экскурсионной программой и т.п. Как правило, участники таких поездок размещаются в пятизвездочных отелях на 1 – 2 суток, затем переезжая в следующий отель.
Кроме того, часто по результатам работы агентства или конкретного менеджера (большое число продаж), туроператоры награждают их также бесплатными поощрительными турами — своего рода инсентив-туризм.
Руководство ООО «Лайт» регулярно поощряет лучших менеджеров такими рекламными турами (3 - 4 раза в год), принимая их оплату на себя.
Обучение персонала. ООО «Лайт» постоянно совершенствует качество обслуживания туристов, в том числе и путем участия в информационных и обучающих семинарах для сотрудников туристических агентств, главная цель которых – получение и предоставление достоверной информации клиентам. Обычно подобные семинары организуются крупными туроператорами и проводятся в различных городах России, Украины, Казахстана, Беларуси, других стран СНГ и Балтии.
Для сотрудников агентства, которые хотят "подкрепить" свои знаниях еще и официальным документом (именным сертификатом туроператора), существует возможность пройти он-лайн тестирования, которые проводятся после семинаров по определенным темам.
Мощным фактором обучения и повышения квалификации персонала ООО «Лайт» является также участие в информационных турах, о которых уже было сказано выше.
В практике агентства - безвозмездная материальная помощь (рождение ребенка, свадьба, тяжелая болезнь ближайших родственников или их смерть).
Нематериальное стимулирование.
Для «Лайт» характерно соблюдение всех норм Трудового кодекса РФ: работа по трудовой книжке, стабильность в выплате зарплаты, оплачиваемые отпуска и больничные листы.
Одним из главных факторов
благоприятной рабочей
Еще одним фактором успешной мотивации выступает личный пример руководителя. Его выгодно отличает имидж менеджера, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения и причастности к работе на фирме.
Несмотря на закрепленные обязанности, распространена совещательность и участие в вопросах управления фирмой. На фирме созданы ориентирующие условия, то есть раскрыты цели организации и ее миссия. Каждый сотрудник хорошо знает эти цели и, удовлетворяя личные потребности, он одновременно работает, чтобы выполнить цели, стоящие перед организацией в целом.