Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика экономических методов управления и анализ их применения на базе торгового предприятия.
В рамках поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность такой категории менеджмента как «экономические методы»;
2. классифицировать существующие экономические методы;
3. охарактеризовать такие распространенные в современном управлении методы как применение коммерческого и внутрифирменного расчета;
4. проанализировать применение экономических методов управления на примере ресторана;
5. оценить эффективность применения экономических методов на рассматриваемом предприятии и предложить пути совершенствования механизма управления.
Введение………………………………………………………………....3
1.Теоретические основы экономических методов…………………...5
1.1 Сущность экономических методов управления……………..5
1.2.Коммерческий расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования……………………………………………..10
1.3. Внутрифирменный расчет…………………………………...14
1.4. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента…………………………………………….....16
2. Использование экономических методов в управлении на примере ресторана «Антонио»…………………………………………………………….....18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия …18
2.2.Применение экономических методов в управлении рестораном «Антонио»……………………………………………………………….23
2.3.Рекомендации по совершенствованию экономических методов в управлении рестораном «Антонио»…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………………………….39
В качестве примера проявления экономических методов управления персоналом можно привести следующее:
При рыночной системе хозяйствования в условиях свободного рынка и сложного взаимодействия усиливается роль экономических методов управления. Они становятся условием радикальной перестройки хозяйственного механизма, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой.
1.2 Коммерческий расчет
как важнейший экономический
метод механизма хозяйствования
В экономической науке категория «коммерческий расчет» – одна их труднейших. Она имеет исторически переходящий характер. Действие коммерческого расчета обусловлено действием закона стоимости.
Эффективность общественного производства обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. Духовно-материальная деятельность работника, его профессионализм и человечность так же влияют на рост производительности труда, как и реализация законов стоимости, спроса и предложения, конкурентности и эквивалентности обмена.
Итак, коммерческий расчет – это метод ведения хозяйства на основе соизмерения затрат на хозяйственную деятельность и ее результатов, выраженных в денежной форме.
Коммерческий расчет – один из инструментов решения социально-экономических проблем с использованием системы стоимостных категорий и адекватных им экономических показателей. Это – способ разрешения противоречий между потребительной стоимостью и стоимостью товара в социально ориентированной рыночной экономике. Исторически именно это противоречие «породило» такую категорию как хозрасчет. Хозрасчет – это категория, развивающаяся в связи и взаимодействии с категориями стоимости, цены продукции, производительности и оплаты труда [10, 12].
Организация коммерческого расчета в любой отрасли (в том числе и в торговле) основана на ряде принципов:
Каждое
предприятие имеет свой расчетный
счет в банке, может получать в
банках и других кредитных учреждениях
ссуды. Также оно имеет
Если
предприятие не выполняет плана
производства продукции, ухудшается ее
качество, допускаются брак, простои,
неудовлетворительно
Наряду
с ответственностью предприятия
в целом, существует и индивидуальная
ответственность его
Хорошая работа предприятия – выгодна, прежде всего, его персоналу, так как за счет прибыли формируется фонд материального поощрения, за счет которого осуществляется стимулирование работников за лучшие результаты труда. Таким образом, повышение заработной платы, материальное стимулирование работников зависит, прежде всего, от роста производства, улучшения качества продукции, увеличения массы прибыли и повышения рентабельности производства.
Серьезное значение
для контроля рублем имеет порядок
финансирования капитальных вложений.
Финансируя, кредитуя производство, банки
и другие финансово-кредитные
Как видно из перечисленных выше принципов, коммерческий расчет является обязательным условием развития рыночных отношений, поскольку отражает саму суть рыночной экономики (ограничение вмешательства государства в экономику, практически полная независимость хозяйствующих субъектов) и положение «рыночная экономика без коммерческого расчета» – нонсенс. При такой модели хозяйствования ставится вопрос о приближении принципов коммерческого расчета, указанных выше, к конкретному работнику, конкретному рабочему месту. То есть, речь идет о создании внутреннего коммерческого расчета как инструмента повышения эффективности труда, а значит эффективности производства как основного условия выживания в условиях, пусть даже самой социальной, но все-таки рыночной экономики.
Благодаря тому, что коммерческий расчет синтезирует в себе как функцию управления, так и экономические рычаги и инструменты, он способствует обеспечению рентабельности производства, оптимальном использованию капитала, развитию технологии, эффективной кадровой политике. Вырабатывая политику по всем этим вопросам, центральные органы управления используют дифференцированные подход к отдельным подразделениям в зависимости от характера в содержания их деятельности.
Коммерческий расчет использует такие экономические рычаги и инструменты, как ценообразование, издержки производства, финансирование и кредитование. Это использование направлено на конечную цель коммерческого расчета – получение устойчивой прибыли.
Каждый
из названных рычагов и
На
реализацию принципов коммерческого
расчета оказывают влияние
Коммерческий расчет превращается в метод реализации функций планирования и контроля путем подчинения всей хозяйственной деятельности организации задаче выполнения заранее определенных и запланированных показателей. Возмещение всех расходов за счет получаемых доходов и обеспечение устойчивой прибыли организации в целом предусматривается за счет снижения затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов [10, 26].
Предоставление
оперативной самостоятельности предприятиям,
производственным подразделениям и филиалам
составляет вторую особенность коммерческого
расчета. Как результат в рамках коммерческого
расчета возникла такая форма взаимоотношений
внутри предприятия, которую определяют
как внутрипроизводственный (внутрифирменный)
расчет.
1.3
Внутрифирменный расчет
Внутрифирменный расчет – это коммерческий расчет производственных единиц, цехов, отделов, служб и т.д., охваченных системой экономических отношений, в целях эффективного использования имеющихся резервов и получения более высокого результата работы фирмы в целом.
Основными
задачами нового внутрихозяйственного
механизма предприятия
Внутрифирменный расчет строится на принципах сочетания оперативно-хозяйственной самостоятельности структурного подразделения с централизованным плановым руководством, самоокупаемости и рентабельности, материальной заинтересованности и материальной ответственности, единства интересов личности и коллектива структурного подразделения.
Внутрипроизводственный расчет направлен на достижение коммерческого расчета и содержит его элементы. Внутрифирменный расчет отличается от коммерческого тем, что он осуществляется в рамках собственной организации, а коммерческий – между различными собственниками, но это единая система хозяйственного расчета. Имеются различия и в ценах. При коммерческом расчете в ценах отражаются существующие товарно-денежные отношения. Внутрифирменный же расчет предполагает установление внутренних цен организации.
Внутрифирменный
расчет применяется в организациях,
имеющих децентрализованную структуру
управления и развитые внутрихозяйственные
связи между подразделениями. В основу
хозяйственных отношений между отдельными
подразделениями кладутся условно-расчетные
(трансфертные) цены, по которым ведутся
расчеты одной организации (фирмы). Продукт
выступает в форме лишь по форме, не являясь
товаром по существу. Цены устанавливаются
руководством организации в рамках единой
ценовой политики. Внутрифирменный расчет
осуществляется на основе минимизации
затрат на всех стадиях производства.
Устанавливаются также платные отчисления,
которые оказывают влияние на производственную
и экономическую деятельность, выполняя
роль регуляторов затрат.
Информация о работе Использование экономических методов управления на примере ресторана "Антонио"