Исследование организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования состоит в том, что специфика системы местного самоуправления опирается на властные структуры в вопросах реализации, в пределах собственной компетенции закрепленных полномочий, на гражданское общество при максимальной приближенности и взаимодействии с населением, а также на хозяйствующих субъектов, представляющих собой муниципальные образования – производителей и потребителей продукции и услуг с собственным бюджетом. Это позволяет говорить о целесообразности принципиально нового подхода к функционированию и возможностям отдельных институтов властных полномочий. Система местного самоуправления как раз является таким единым институтом, который сочетает в себе все вышеперечисленные составляющие.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы местного самоуправления………………….5
1.1. Основные этапы становления системы МСУ в РФ……………….5
1.2. Понятие и принципы МСУ в РФ…………………………………...7
1.3. Функции МСУ………………………………………………………10
2. Анализ системы МСУ в Вологде…………………………………….13
2.1. Характеристика системы МСУ…………………………………….13
2.2.Факторы препятствующие органам МСУ………………………….17
3. Совершенствование организации МСУ……………………………..25
Заключение ………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

titulnik.docx

— 131.45 Кб (Скачать файл)

          Во-вторых, главы муниципальных образований одновременно являются председателями представительного органа и возглавляют местную администрацию. Эта особенность присуща организационной структуре местного самоуправления города Череповца, Бабаевского, Бабушкинского, Белозерского, Вашкинского, Верховажского, Вожегодского, Вологодского, Устюженского, Харовского, Чагодощенского, Череповецкого и Шекснинского муниципальных районов.

          В-третьих, состав органов местного самоуправления, закрепленный в уставах, различен. Так, в состав органов местного самоуправления не входят:

  • главы Великоустюгского, Грязевцкого муниципальных районов, городов Вологды и Череповеца;
  • исполнительные органы Вашкинского, Тотемского и Устюженского районов.

               Вступающий в силу с 2006 г. новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" жестко регламентирует организацию местного самоуправления:

  • На всей территории страны устанавливается единая двухуровневая модель организации местного самоуправления. Согласно этой модели местные органы власти формируются не только в крупных городах и районах, но и в сельских поселениях.
  • Унифицирована структурная организация местного самоуправления. В состав его органов должны входить глава муниципального образования, представительный и исполнительно-распорядительный органы.
  • В поселениях с численностью обладающих избирательным правом жителей менее 100 человек представительный орган может не избираться. Его полномочия осуществляет сход граждан.
  • Глава муниципального образования не может одновременно совмещать должности председателя представительного органа и главы местной администрации (исключения составляют поселения с численностью населения менее 1000 человек).
  • Структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны закрепляться уставом муниципального образования, принимаемым представительным органом.

          Вместе с тем новый закон предоставляет муниципалитетам право самостоятельно определять порядок избрания представительного органа района, главы муниципального образования и целесообразность совмещения им должности председателя представительного органа местного самоуправления или главы администрации. [2]

          Конечно, идеальной организационной структуры местных органов власти не существует. Более того, по мере социально-экономического развития конкретного муниципального образования, а также местного самоуправления в субъекте РФ и стране в целом может потребоваться изменение сложившейся организационной структуры в соответствии с новыми целями и условиями функционирования. Однако для повышения эффективности местного самоуправления оптимизация его структурной организации является необходимой.

          Выявленные особенности функционирования местного самоуправления в регионе и требования российского законодательства позволяют утверждать, что местное самоуправление в муниципальных районах Вологодской области может быть организовано согласно схеме, представленной на рисунке 1.1

рис.  1.1. Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления в муниципальных образованиях области

          Предлагаемая модель включает в себя два уровня.

Первый уровень.

Органы местного самоуправления поселений:

  • главы и представительные органы поселений избираются населением;
  • главы поселений возглавляют местные администрации;
  • представительные органы поселений избирают председателей из своего состава.

рис. 1.2. Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления в городских округах области

Второй уровень.

Органы местного самоуправления района:

  • глава района избирается населением и возглавляет администрацию района;
  • представительный орган района формируется из глав входящих в его состав поселений;
  • представительный орган района избирает председателя из своего состава.

Предлагаемый вариант организационной  структуры местного самоуправления отвечает требованиям законодательства и позволит:

  • достичь большей заинтересованности глав администраций в результатах труда, чем в условиях найма на контрактной основе;
  • повысить информированность депутатов представительного органа района о положении дел на местах по сравнению с избранием депутатов на муниципальных выборах;
  • достичь большей заинтересованности депутатов представительного органа района в результатах своего труда;
  • избежать затрат на организацию выборов в представительный орган района и найм глав администраций района и поселений.

Для применения в городских округах  области предлагается вариант организации  местного самоуправления (см. рис. 1.2), согласно которому:

  • глава и представительный орган городского округа избираются населением;
  • глава городского округа возглавляет местную администрацию;
  • представительный орган городского округа избирает председателя из своего состава.

          В соответствии с положениями новой редакции закона органы государственной власти субъекта РФ устанавливают численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, сроки их полномочий и назначают дату выборов. В свою очередь, существующие и вновь созданные органы местного самоуправления приводят в соответствие с требованиями федерального законодательства уставы муниципальных образований, в которых закрепляется порядок формирования, подотчетность, подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления. При этом устав, а следовательно, и организационная структура местных органов власти принимается представительным органом муниципального образования. Однако дефицит квалифицированных специалистов в области муниципального управления и законотворческой деятельности позволяет считать целесообразным осуществление координации со стороны органов власти региона процессов становления первооснов местного самоуправления в муниципальных образованиях.

          Учитывая, что органы государственной власти субъекта Федерации правомочны выносить рекомендации по организации местного самоуправления на уровне Правительства Вологодской области целесообразно, на наш взгляд, провести следующий комплекс мероприятий.

         Во-первых, создать рабочую группу из представителей районов и государственных органов власти региона для выработки типовых вариантов уставов района и сельского поселения.

          Во-вторых, в качестве варианта организационной структуры местных органов власти рекомендовать рассматривать модели, предлагаемые в данной работе.

          В-третьих, организовать проведение экспертизы проектов уставов в органах юстиции.

          В-четвертых, разместить типовые варианты уставов и результаты экспертиз на интернет-сайте Правительства области.

          В-пятых, рекомендовать для рассмотрения типовые варианты уставов местным органам власти районов и поселений.

          В-шестых, рекомендовать местным органам власти муниципальных районов направить результаты работы группы на рассмотрение органам власти вновь образованных поселений.

           Экономико-организационная эффективность предлагаемого комплекса мероприятий зависит от количества муниципальных образований, принявших предлагаемый типовой вариант в качестве официального устава, и заключается:

  • в сокращении суммарных расходов регионального и местного бюджетов на разработку уставов;
  • обеспечение единообразия организации местного самоуправления в регионе;
  • гарантии соответствия типового варианта устава требованиям законодательства;
  • использовании муниципальными образованиями преимуществ предлагаемой модели         организации местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что  несмотря на проведённую работу, основные тенденции регионального развития и их роль в обеспечении общественно-социального  развития, а также комплексное  исследование широкого круга данных проблем, связанных с доступным  и качественным удовлетворением  потребностей населения регионов на основе рыночных механизмов региональной конъюнктуры до сих пор не получили достаточного развития.

Сдерживающим фактором в реализации реформы местного самоуправления в  Вологодской области, как и в  других субъектах Федерации, служат недостатки в развитии федерального законодательства, которые в определенной степени сказываются и на развитии регионального законодательства в  области местного самоуправления.

Так, в настоящее время на федеральном  уровне в отдельных сферах управления не проведено четкое разграничение  полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Федерации и  органами местного самоуправления. Это  негативным образом отражается на развитии местного самоуправления, а в отдельных  случаях приводит к ущемлению  прав муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бердников П.В. Реформа местного самоуправления (на примере Ставропольского края) / П. В. Бердников // Эко. – 2008. – № 1. – C. 98.
  2. Молодые исследователи – регионам: материалы всероссийской научной конференции. В 2-х т. – Вологда: ВоГТУ, 2011. – Т.2.-395 с.
  3. Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития: сводный доклад по результатам полевых исследований 2008 г. / под общей ред. проф. И.Ю. Юргенса. – М.: Экон-Информ, 2009. – 84 с.
  4. Сергиенко А.М., Муру Р.Н. Вопросы местного значения // Управленческое консультирование. – №1. – 2007 г. – 1,0 п.л. /0,5 п.л.
  5. Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в Российской Федерации / Т.Я. Хабриева // Экономика региона. – 2008. – № 2. – C. 26.
  6. Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  7. http://www.duma-vologda.ru/info/charter.php?ELEMENT_ID=783
  8. http://www.duma-vologda.ru/info/charter.php?ELEMENT_ID=783
  9. http://www.dgs35.ru/mestnoe-samoupravlenie/normativnie-pravovie-akti--D232
  10. http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=%2040296

 




Информация о работе Исследование организации местного самоуправления в муниципальном образовании