Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:46, курсовая работа
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является
Введение 3
1. Планирование как функция управления предприятием 5
1.1Сущность планирования 6
1.2.Виды стратегического планирования 6
1.3.Необходимость стратегического планирования на предприятии 9
2. Методология и организация стратегического планирования 11
2.1.Система методологии и логика стратегического планирования 11
2.2.Принципы методологии стратегического планирования 15
2.3.Миссия, цели, задачи 17
2.4.Ограничение стратегического планирования 21
3. Разработка стратегии фирмы 26
3.1.Анализ внутренней среды фирмы 26
3.2.Анализ внешней среды фирмы 29
3.3.Разработка миссии 33
3.4.Анализ стратегического потенциала 34
3.5.Разработка стратегии 36
Заключение 37
Список использованных источников 39
4. Улучшение социальной политики фирмы.
Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.
Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планирование производства продукта как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее
Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспектив.
Основные области долгосрочного планирования:
Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и так далее. Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и другое. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании - производителя и ее партнеров.
Особое значение для предприятия имеет краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах.
Краткосрочное финансовое планирование складывается из следующих планов:
1. Очередного финансового плана:
2. Финансового плана нейтральной области деятельности предприятия:
3. Кредитного плана;
4. Плана капитальных вложений;
5. Плана по обеспечению ликвидности. Он охватывает выигрыши или потери предшествующих планов:
Кроме того, краткосрочный план включает в себя:
Этапы составления краткосрочного плана:
1. Анализ ситуации и проблемы.
2. Прогнозирование будущих условий деятельности.
3. Постановка задач.
4. Выбор оптимального варианта.
5. Составление плана.
6. Корректировка и увязка.
7. Конкретизация плана.
8. Выполнение плана.
9. Анализ и контроль.
Виды управленческой деятельности в рамках планирования.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
Распределение ресурсов:
Данный процесс, включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде:
Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
Внутренняя координация:
Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
Осознание организационных стратегий:
Это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое
может учится на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса
(Рис. 1).
Рис. 1. Процесс стратегического планирования
1.3. Необходимость
стратегического планирования
Отсутствие планирования ставит фирмы в такое положение когда они:
При применении планирования деятельности фирм и их деловых отношений создает следующие важные преимущества:
Как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а, скорее, являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Многие предприятия, в том числе российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечение стабильности.
Для российских предприятий можно очертить 2 сферы, нуждающиеся в применении планирования.
1. Вновь возникшие частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и усложнению деятельности многих из этих форм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству.
Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере –недоверие к формальному планированию, основанному на мнении, что бизнес – умение “крутиться”, правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже не очень отделенному будущему. Тем не менее, многие из крупных частных фирм начали создавать подразделения планирования или, по крайне мере, вводить должность плановика.
2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные, предприятия. Для них функция планирования является традиционной, однако, их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управлявшейся экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровне, а, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития.
Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.
Современный рынок предъявляет
особые требования к фирмам. Сложность
высокая подвижность
2.1.Система
методологии и логики
Методология любой науки представляет собой органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных методов познания и специфической, частной методологии.
Это позволяет видеть в теорико -методологической подсистеме науки стратегического планирования следующих три структурных элемента:
В основе первого структурного элемента науки стратегического планирования лежат: теория познания, диалектика, а так же теория функционирования рыночной экономики.
Второй структурный элемент науки стратегического планирования включает в себя очень развитую систему общенаучных методов, например: наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция; традиции, аналогии, сочетание исторического и логического, моделирование социально экономических процессов, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д..
Третий
структурный элемент науки
В философии
методология науки определяется
как система принципов и
Опираясь на данное определение
методологии науки мы можем дать
следующие определение
Система методологии стратегического планирования, является научной основой разработки системы прогнозов, проектов, программ и планов, позволяет получить ответ на следующие пять важных вопросов: 1) Каковы цели развития соответствующего объекта стратегического планирования? 2) Какой должна быть последовательность процесса разработки управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов? 3) Какими должны быть сами стратегические прогнозы, программы и планы и какими требованиям они должны удовлетворять? 4) Какие методологические подходы к решению каких проблем стратегического планирования следует использовать? 5) С помощью какой системы показателей и методов можно обеспечить оптимизацию стратегических прогнозов, программ и планов?
Информация о работе Исследование организации стратегического планирования в российских организациях