История и современная система менеджмент-образования в России История и современная система менеджмент-образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:07, реферат

Краткое описание

Важную при этом роль играет Государственный стандарт специальностей, по которым осуществляется менеджмент-образование, хотя его действие распространяется только на систему вузовской подготовки специалистов, а для послевузовской подготовки такого стандарта пока не существует.

Содержание

Введение 1. История менеджмент-образования в России 1.1 История менеджмент-образования 1.2 Подходы формирования теории образовательного менеджмента 1.2.1 Подход «от образования» 1.2.2 Подход от классического менеджмента 1.2.3Комплексно-методологический подход 2. Современная система менеджмент-образования в России 2.1 Менеджмент-образование в России и влияние западных стран 2.1.1 Модели подготовки управленческих кадров 2.2 Типы управления образованием 3 . Модели менеджмент-образования в России и концепция LLL 3.1 Концепция LLL 3.1.1 История концепции LLL 3.1.2 Критерии концепции LLL 3.2 Менеджмент-обрзование в России 3.2.1 Цели образования 3.2.2 Содержание образования 3.2.3 Методы и формы образования 3.3 Модели бизнес-образования в России 3.3.1 Модель I. Высшее образование 3.3.2 Модель II. Повышение квалификации 3.3.3 Модель III. Профессиональная переподготовка 3.3.4 Модель V. LLL для менеджеров МСБ Заключение Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент в образовании.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)

В японской модели подготовка управленческих кадров предполагается исключительно на базе самих корпораций и как правило без отрыва от производства. В рамках университетских курсов студентам читаются лишь отдельные курсы по менеджменту, нацеленные скорее на общее интеллектуальное развитие слушателя, нежели на подготовку соответствующего специалиста.

Отнесение системы управленческого  образования отдельной страны к  одной из трех указанных моделей  достаточно условно, т.к. в каждой стране имеются существенные неповторимые особенности. Например, в Нидерландах  специальное управленческое образование можно получить исключительно в высших профессиональных учебных заведениях соответствующего профиля. В рамках университетского образования управленческих специальностей не предусмотрено, хотя допускается изучение отдельных дисциплин такого профиля.

Общепризнанно, что наиболее продвинутой сегодня является англо-американская модель подготовки управленческих кадров. Ее отличительными особенностями является двухступенчатость основного (управленческого) образования, непрерывность обучения, гибкость и практическая направленность учебных программ.

Внешне двухступенчатость основного управленческого образования выглядит как существование в учебных заведениях двух типов программ:

·  программы подготовки специалистов по управленческим специальностям (чаще всего это специальности "Менеджмент" или "Деловое администрирование") до уровня бакалавра;

·  программы повышения квалификации бакалавров до уровня магистров по соответствующей специальности.

К обучению по программе  магистра управления (или делового администрирования) допускаются лица, имеющие уже степень бакалавра (необязательно по управленческой специальности), а также не менее, чем двухлетний опыт практической работы. Продолжительность очного (full-time) курса обучения по программе бакалавра управления равна 4 годам, а очно-заочного (part-time) -от 5 до 6 лет. Продолжительность обучения по программам магистра управления варьируется, соответственно, от 1,5 - 2 лет до 2 - 2,5. Важно отметить, что двухступенчатость управленческого образования имеет глубокие социально-экономические корни. Человек, имеющий диплом бакалавра управления, никогда не сможет занять руководящие должности в системе управления, должности, требующие от него принятия ответственных решений. Будучи квалифицированным (graduated) специалистом, он, тем не менее, всегда будет оставаться исполнительным элементом в системе управления. Если дипломированный специалист связывает свою дальнейшую карьеру со служебным ростом в системе управления, то ему необходимо стать высококвалифицированным (post-graduated) специалистом, пройдя курс пост-квалификационного обучения по одной из программ для получения степени и диплома магистра управления. Характерно, что в США квалификационное (graduated) и пост квалификационное (post-graduated) образование называется еще и «доопытным» (preexperience) и «послеопытным» (post-experience) соответственно.

На базе школ бизнеса и  управления осуществляются разнообразные  программы дополнительного обучения менеджеров всех уровней - от младших  администраторов (administrator) до старших управляющих (senior executive). Особое положение занимают здесь программы подготовки резерва старших управляющих (senior executive development programs), поскольку они являются следующей после магистратуры логической ступенью управленческого образования.

Учебные программы подготовки бакалавров, магистров и резерва  старших управляющих имеют существенные различия в методиках и условиях обучения. Если при подготовке бакалавров основной упор делается на широкие  управленческие знания, а при подготовке магистров - на их углубление и специализацию, то программы подготовки резерва  старших управляющих преследуют цель развития у слушателей навыков  принятия управленческих решений.

Можно отметить следующую  тенденцию развития образовательных  программ подготовки бизнесменов в  России. Первоначально в большинстве  случаев учебные планы и образовательные  программы строились на основе переноса зарубежного опыта менеджмент-образования. Однако в дальнейшем возникли российские варианты подготовки предпринимателей. Многие бизнес-школы провели самостоятельное исследование рынка специалиста потребностей фирм и предприятий и на этой основе составили оригинальные образовательные программы.

Одной из важных тенденций  развития менеджмент-образования в России является повышение внимания к преподавательскому корпусу, его возможностям использовать современные методические приемы подготовки бизнесменов и менеджеров, такие как деловые игры, кейс-стади, тестирование, проблемно-образовательные семинары, компьютерные тренинговые программы, самостоятельные проектно-аналитические работы и пр. Резко увеличилось количество стажировок преподавателей в зарубежных образовательных центрах, университетах и бизнес-школах. Это определило заметное движение опыта и идей менеджмент-образования в нашу страну.

Одной из тенденций развития менеджмент-образования в России является открытие образовательных организаций по подготовке бизнесменов в технических вузах и университетах страны.

Тенденция развития менеджмент-образования в России сопровождается его резкой коммерциализацией. Не только негосударственные образовательные структуры, но и государственные вузы осуществляют подготовку по экономическим специальностям на коммерческой основе. Вообще большая часть специалистов в России по экономике, предпринимательству, менеджменту, маркетингу и т.д. готовятся на коммерческой основе, где бы их ни обучали. При этом цены на такую подготовку постоянно растут. Сегодня они достигают от 2000 долларов в год до 5000. Наиболее прибыльными оказываются краткосрочные виды подготовки. Поэтому большинство школ бизнеса стремится к сокращению сроков подготовки. А это в некоторых случаях сказывается на качестве специалистов.

Множество образовательных  учреждений сегодня организует свою работу по краткосрочным образовательным  программам.

Образовательные программы  школ бизнеса весьма разнообразны по срокам обучения от двух недель до десяти месяцев. Но наибольшим спросом пользуются все-таки программы продолжительностью не более двух-трех месяцев. В случае получения второго образования  эти программы рассчитаны на 2 - 2,5 года обучения с учетом государственного стандарта по составу дисциплин  и требований к специалисту.

Содержание образовательных  программ при всем их разнообразии сводится к известным концепциям программы МВА и различным  ее модификациям. Наиболее распространенными  дисциплинами, входящими в эти  образовательные программы, являются менеджмеСодержание 

 

1. Понятие педагогический менеджмент

2. Принципы педагогического менеджмента

3. Функции педагогического менеджмента  

 

 

1. Понятие «педагогический  менеджмент»

Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта:

·  совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;

·  социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;

·  научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.

В русском языке его  синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства  предприятием или учреждением.

В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.

Хотя менеджмент возник в  сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.

В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.

Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.

В современной научной  литературе менеджмент раскрывается как:

- процесс постановки и  достижения целей посредством  мобилизации труда людей, их  интеллекта, мотивов поведения, а  также финансовых и технических  ресурсов;

- управление бизнесом  через филигранную работу с  людьми;

- специальный вид управленческой  деятельности, вращающейся вокруг  человека;

- умение руководителя  добиваться поставленных целей,  используя труд, интеллект и мотивы  поведения подчиненных; 

- функция, вид деятельности  по руководству людьми в самых  разнообразных организациях;

- область человеческого  знания, помогающая эффективно осуществлять  управленческие функции. 

Из приведенных определений  можно заключить, что в науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».

Наиболее подходящее и  полное определение менеджмента, которое  может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал  известный американский теоретик менеджмента  П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг  общих целей предприятия, - иначе  никогда из толпы не создать  коллектива).

2) Развивать в каждом  сотруднике предприятия его потребности  и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не  останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки и  профессиональная подготовка людей,  работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные  виды работ, постольку их производственная  деятельность должна строиться  на основе коммуникации между  работниками и на их индивидуальной  ответственности.

5) О предприятии нельзя  судить только по объему выпуска  продукции и базовым производственным  линиям. В этом отношении предприятие  схоже с человеком: так же, как  ему необходимы разнообразные  средства для оценки здоровья  и деятельности, такие же различные  средства требуются и для оценки  функционирования предприятия. 

 

2. Принципы педагогического  менеджмента

Традиционная система  принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при  внедрении идей педагогического  менеджмента в практику образовательных  учреждений.

С позиций педагогического  менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:

- принцип уважения и  доверия к человеку;

- принцип целостного взгляда  человека;

- принцип сотрудничества;

- принцип социальной справедливости;

- принцип индивидуального  подхода в управлении;

- принцип обогащения работы  педагога;

- принцип личного стимулирования;

- принцип консенсуса;

- принцип коллективного  принятия решения;

- принцип целевой гармонизации;

- принцип горизонтальных  связей;

- принцип автономизации управления;

- принцип постоянного  обновления.

Остановимся несколько более  подробно на каждом из названных выше принципе.

Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.

Требования этого принципа:

уважайте личное достоинство  человека, признавайте за человеком  соответствующие права и возможности;

уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в  других также присутствует человек;

предоставляйте личности когда это возможно, свободу выбора;

доверяйте человеку; его  потенциальные возможности неисчерпаемы;

создавайте атмосферу  доверия на основе взаимоуважения;

уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;

создавайте обстановку, в  которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;

максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти  себя в коллективе;

поощряйте достижения и личный вклад каждого в дела образовательного учреждения;

гарантируйте каждому  педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.

Принцип целостного взгляда человека – вторая очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:

стройте свои отношения с  педагогом не как должностное  лицо с подчиненным, а как человек  с человеком;

Информация о работе История и современная система менеджмент-образования в России История и современная система менеджмент-образования в России