Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы как раз и является рассмотрение развития организационного поведения как науки и определение роли данной дисциплины в развитии современного менеджмента.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
сформулировать определение дисциплины «Организационное поведение;
проследить развитие концепций организацонного поведения;
рассмотреть современные теории управления;
определить различие между понятиями «менеджер» и «руководитель»;
выявить уровень организационного поведения в современном менеджменте.
Введение 3
Глава 1 6
§1. Концепция организационного поведения 6
§2. Понятие управления 12
§3. Факторы, влияющие на организационное поведение 13
§4. Эволюция моделей организационного поведения 14
Выводы к Главе 1 17
Глава 2 18
§1. Взаимосвязь организационного поведения с поведенческими науками 18
§2. Значение организационного поведения и роль менеджера в организации . 21
§3. Современные подходы к управлению . 22
§4. Наука управления в настоящее время 24
Выводы к Главе 2 26
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложение 33
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
История организационного поведения как науки и роль данной дисциплины в развитии современного менеджмента
Москва 2011г.
Содержание
Россия XXI века – это современное развивающеесе государство, имеющее вес по многим вопросам в международной политике и экономике, стремящеесе разрабатывать инновационные идеи в области оборонной промышленности, науки и медицины.
Современная организация в России – это по сути самостоятельно сформировавшаяся система современных деловых отношений в условиях государства с насыщенной историей и пережившего масштабные изменения в последние 20 лет.
Переход от плановой экономике к рыночной, осуществленный в столько непродолжительный период времени (примерно 1986-1991 г.г.) повлек за собой резкое измение политики деловых отношений между предприятиями и организациями. За модель рыночной экономики в основном брались идеи американской и европейской систем.
В результате, в связи с несовершенством адаптированности новой системы в российских организациях происходил процесс «копирования» и первое время провозглашались цели скорее быстрого обогащения предприятий и привлечение финансов к руководящим должностям, чем реформирование структуры организации изнутри и пересмотр принципов управления вцелом.
Принципиальные изменения
полической и экономичеокй жизни
страны требуют от руководителей
предприятий изучения современных
методов и форм управления трудовыми
ресурсами, а также совершенствования
методов воздействий и
Рыночная экономика предполагает наличие конкуренции, а значит помогать отстающему никто не будет.
«Итак, изменения в политико-экономической жизни страны, а также такие экономические факторы, как значительное усиление конкуренции, необходимость привлечения новых технологий, появление личной ответственности руководителей организаций привели к тому, что резко повысилась необходимость в современных и квалифицированных руководителях, создающих такую корпоративную культуру, которая сможет организовать, сплотить и вдохновить весь коллектив компании.
В настоящий момент именно устойчивая организационная культура, сильный управленческий персонал компании – вот конкурентное преимущество перед другими фирмами, приносящее дополнительную прибыль. Сегодня на менеджеров ложится основная ответственность по достижению целей деятельности предприятия, направленной на получение прибыли. Необходимость временных и финансовых затрат на развитие персонала очевидна. А также понятно, что руководству, осуществляющему вклады в кадровую политику, естественно, хотелось бы видеть результат этих вкладов – повышение эффективности труда.»1
Появление самого понятия организационное поведение обычно связывают с докладом Р.Гордона и Д.Хаужла (1959), в котором они представили результаты анализа опросов студентов и преподавателей бизнес-школ, а затем пришли к выводу, что будущим менеджерам недостаточно просто изучать психологию, а необходимо создать такую учебную дисциплину, которая охватывала бы широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и групп организации и аккумулировала бы опыт практического менеджмента, управленческого кунсультирования и основывалась бы на концепциях и теориях не только психологии, но и социологии, теории оргнизаций и других областей знаний.
В свою очередь Г.Левитт в 1958 г. в своей книги Managerial Psychology представил структуру дисциплины «Организационное поведение», которая состояла из следующих пунктов:
Целью данной курсовой работы как раз и является рассмотрение развития организационного поведения как науки и определение роли данной дисциплины в развитии современного менеджмента.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
Курсовая работа состоит из двух глав, первая из которых посвящена вопросам дисциплины «организационное поведение», а во второй рассматривается роль организационного поведения в развитии современного менеджмента.
Глава 1.
Дисциплина «организационное поведение». Становление концепции организационного поведения. Понятие управления. Факторы, влияющие на организационное поведение. Эволюция моделей организационного поведения.
§ 1. Концепция организационного поведения.
Для изучения становления концепции организационного поведения необходимо рассматривать историю развития науки в целом, которая вместе с общенством прошла путь эволюции – плавного, поэтапного развития. Именно этот факт естесственой формы становления науки подтвержает ее жизнеспособность.
В развитии науки организационного поведения ученые предлагают выделять два этапа: эмпирический и научный.
Первые попытки осмыслить поведение человека возникали еще в глубокой древности (в IV-V вв.до н.э.). Фундаментальные проблемы личности на эмпирической основе формулировали в своих трудах великие древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель. Они впервые в истории европейской общественной мысли задумались о проблемах взаимоотношений личности и общества, социальной среды, соотношения индивидуализма и коллективизма.
Позднее вопросы поведения личности в окружающей среде рассматривались в различных религиозных учениях.
Предпосылками становелния научной же концепции организационного поведения можно считать идеи свободы, равенства и братства французских просветителей Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, П.А. Гольбах, социалистов-утопиство Т. Мор, Т. Кампанелла и Р. Оуэн.
В середине XVIII в. определенным прорывом явилось классовое учение К. Маркса.
А к середине XIX в. в Германии появляется учение В.Вундта о психологии народов.
Многие идеи мыслителей прошлого и современности имеют прямое отношение к проблемам межличностного общения и группового взаимодействия людей.
Принято считать, что на научной основе организационное поведение развивалось с середины XIX в. в рамках следующих учений.
Теория постулирует: чтобы понять истинное поведение, необходимо раскодировать подсознательную (бессознательную) часть личности и определить силу влияния на личность моральных установок. Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности.
Каждое научное направление имело свои ограничения, но в целом способствовало формированию современной концепции организационного поведения. Теория организационного поведения в XX в. развивалась параллельно развитию научных подходов к менеджменту.
В Таблице 1 представлены подходы и школы научной мысли, начиная с 1900 г.г. прошлого века.
Таблица 1
Подходы и школы научной мысли ХХ в.2
Школа |
Период |
Аспект |
Описание |
Организационная теория до 1900 г. |
До 1900 г. |
Структурный |
Заостряет внимание на разделении труда и его облегчении с помощью применения машинного оборудования |
Научный менеджмент |
1912-е гг. |
Структурный |
Описывает менеджмент как науку, где работники имеют точно определенную задачу; отбор, обучение, развитие каждого из них основаны на научных исследованиях; равное разделение труда между рабочими и менеджерами |
Классическая школа |
1920-е гг. |
Структурный |
Описывает функции менеджера (планирование, организация, контроль, координация) и основные принципы: специализация работ, скалярная цепь команд, координация деятельности |
Бюрократия |
1920-е гг. |
Структурный |
Заостряет внимание на приказах, рациональности, формализации менеджмента |
Школа человеческих отношений |
1920-е гг. |
Поведенческий |
Фокусируется на важности положения и ощущений работников, неформальные роли и нормы влияют на результативность деятельности |
Неоклассическая школа |
1930-е гг. |
Структурный |
Пересмотр классических принципов, описанных выше |
Групповая динамика |
1940-е гг. |
Поведенческий |
Участие индивидуумов в принятии решений, влияние сформированных групп на деятельность организации |
Лидерство |
1950-е гг. |
Поведенческий |
Описывает важность лидеров (социальных и по задачам) для группы; различие между теориями X и Y |
Партисипативный подход к принятию решений |
1950-е гг. |
Интегративный |
Предполагает, что люди удовлетворены, когда участвуют в процессе принятия решений |
Социально-техническая школа |
1960-е гг. |
Интегративный |
Обращается к технологии и к рабочим группам, рассматривая их как единое целое |
Теория систем |
1960-е гг. |
Интегративный |
Рассматривает организацию как открытую систему со своими входами, выходами, обратной связью |
Ситуационный подход |
1980-е гг. |
Интегративный |
Обращается к связи между обстановкой во внешней среде и процессами внутри организации; указывает на связь между организационной структурой и различными ситуациями |
Синергетический подход |
1980-е гг. |
Интегративный |
Теория хаоса, парадигма самоорганизации в состояниях неустойчивых нелинейных систем, согласованное взаимодействие (поведение) частей в едином целом, дающее синергетический эффект |
Интеракционистский подход |
1980-е гг. |
Поведенческий |
Человеческая природа и социальный порядок являются продуктом коммуникации в окружающей среде |
§ 2. Понятие управления.
Управление – это всеобъемлющее понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которые входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и контроля. В некотором смысле плановые и оперативные решения неразличимы, характерным признаком служит лишь порядок их следования.
Теория управления как наука возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения.
Само понятие «научное управление» впервые ввел в обиход не Фридерик У. Тейлор, по праву считающийся родоначальником теории управления, а представитель американских фрахтовых компаний Луис Брандейс в 1910 г.
Впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим понятием подчеркивая, что «управление – это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы».
Позднее Лютер Гьюлик, теоретик в области управления 1930–1940-х годов, заявил, что управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что «стремится на системной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества».
Вполне очевидно, что эволюция теории и практики управления тесно связана с развитием промышленности и науки вообще. Видимо, эти процессы являются сопутствующими и тесно переплетены друг с другом.
§ 3. Факторы, влияющие на организационное поведение.
Специалисты выделяют множество факторов, воздействующих на организационное поведение. С теченеие времени и развития организационного поведения и культуры эти факторы расширяются, заменяются, но в целом их можно разделить на определенные группы.
В таблице 2 представлена группировка основных факторов, влияющих на организационное поведение: 3
Таблица 2
Группировка факторов, влияющих на организационное поведение
Внешняя среда Макроэкономические факторы |
|
Внутренняя среда Микроэкономические факторы |
|
Социо-культурная Среда |
|
Правовая среда |
|