Карьера и личностный рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Карьера (от фр.Carriera - жизненный путь) – результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанные с должностным или профессиональным ростом. [1,с.543]
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.

Содержание

Введение………………………………………………………..3
Глава I . Карьера как социально-психологический феномен……..5
§1. Понятие карьеры, ее сущность…………………………………..5
§2. Типы и виды карьеры…………………………………………….16

Глава II. Влияние карьеры на личностный рост профессионала……….24
§1. Личностный рост: сущность и содержание………………………24
§2. Выбор карьеры в соответствии с психотипом личностей……….30

Заключение…………………………………………………………38
Библиография…………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный Университет сервиса и экономики

           Институт туризма и международных экономических отношений

 

Кафедра «Социальный менеджмент».

 

 

 

             

 

 

      Курсовая работа по дисциплине «Теория и практика домоведения»

      На тему: «Карьера и личностный рост».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Работу выполнила: ст. гр.100110, Земскова М. В.

 

                                                 Научный руководитель:

                                                            к. п. н. доц. Королева Н. И.

                                      

 

 

 

 

 

 

 

                                                

                                             

                                                    Санкт-Петербург

                                                      2010

             Содержание:

 

Введение………………………………………………………..3

Глава I . Карьера как социально-психологический  феномен……..5

§1. Понятие карьеры, ее сущность…………………………………..5

§2. Типы и виды карьеры…………………………………………….16

 

Глава II. Влияние карьеры  на личностный рост профессионала……….24

§1. Личностный рост: сущность  и содержание………………………24

§2. Выбор карьеры в соответствии с психотипом личностей……….30

 

Заключение…………………………………………………………38

Библиография…………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Актуальность.

Обращение  к  проблематике карьеры в последнее  время  большого числа

исследователей  различных областей деятельности породило множество

определений  понятия “карьера”.

В словаре С. И. Ожегова  слово «карьера» трактуется как  «род

занятий, профессия» и  «положение в обществе, достигнутое  деятельностью в какой-либо области». В переводе с итальянского карьера- «бег, жизненный путь, поприще». В  это понятие включаются результаты профессионального или должностного роста, а также индивидуальный стиль и прогресс в непрофессиональной жизни.

Понятие карьеры связывается  сегодня с продвижением вверх  по служебной лестнице представителей среднего класса внутри конкретной профессиональной группы, обладающей специальными знаниями и разнообразными ритуалами посвящения при переходе из одной страты в другую.

Карьера также предполагает переход из подчиненного положения  в ту социальную страту, которая  дает большую свободу и независимость.

Планирование  человеком своей судьбы и карьеры напрямую связано с пониманием им свое миссии, осознания своего жизненного пути, своих личных и профессиональных целей.

 

Карьера (от фр.Carriera - жизненный  путь) – результат осознанной позиции  и поведения человека в области трудовой деятельности, связанные с должностным или профессиональным ростом. [1,с.543] 
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.

 

 

     Объект исследования: карьера.

 

Предмет исследования: взаимосвязь  карьеры и личностного роста.

 

Цель исследования: изучить влияние карьеры на личностный рост.

 

Задачи исследования:

  1. Определение сущности и содержания понятия карьеры
  2. Раскрыть виды карьеры

3) Рассмотреть понятие личностного роста

4) Рассмотреть взаимосвязь между психотипом личности и выбором определенной карьеры.

Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования.

Методологические основы исследования: Андреева И. В., Гневко В. А., Иванов В. Ю., Королева Н.И., Молл Е. Г., Петрова Н.П., Петрушин В. И., Тараненко В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Карьера как социально-психологический феномен.

                  

                         §1. Понятие карьеры, ее сущность.

 

Карьера – это субъективно осознанные собственные суждения работника  о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работников. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности.

Иначе говоря, карьера - это индивидуально  осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Процессная сущность карьеры отражена в большинстве определений этого  понятия, о чем красноречиво свидетельствуют  используемые в них термины “движение”, “продвижение”, “рост”, а также  подтверждается этимологией слова  “карьера” (что в переводе с итальянского означает “бег”).

Так под карьерой понимают “активное  продвижение человека в освоении и совершенствовании способа  жизнедеятельности, обеспечивающего  его устойчивость в потоке социальной жизни” карьеру трактуют как движение человека в пространстве организационных позиций, предполагающие последовательную смену функций статуса, социально - экономического положения. То есть карьера это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами, признанными в обществе или организации. Таковыми являются:

- должностные ступени, уровни  иерархии;

- ступени квалификационной лестницы  и связанные с ней разряды,  дифференцирующие навыки и знания  людей по уровню мастерства;

 

- статусные ранги, отражающие  величину вклада работника в  развитие организации (выслуга лет, уникальные рациональные предложения, судьбоносные для организации) его положение в коллективе;

- ступени власти как степени  влиятельности в организации  (участие в принятии важных  решений, близость к руководству);

- уровни материального вознаграждения, дохода (уровень заработной платы и разнообразие социальных льгот). При этом следует подчеркнуть, что перечисленные блага могут быть рассмотрены как через призму субъективности человека, так и сточки зрения его среды (организации профессиональной сферы, общества), оценены как чисто субъективно в форме самоощущений, самооценки достижений, так и подкреплены признанием их в среде в виде повышения в должности, уровня оплаты и т.д. Например, человек может ощущать изменения своих навыков, знаний, но окружающие воспримут, “увидят” его профессиональный рост только после того, как ему повысят квалификационный разряд.

Таким образом, карьера - это процесс  профессионального роста человека, роста его влияния власти авторитета, статуса в среде, выражений в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.  

Карьера – это динамическое  явление, то есть  постоянно изменяющийся  и развивающийся процесс. Карьера может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле понятие “карьера” определяется как “общая последовательность  этапов развития человека в основных  сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой)”. Карьера – это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся.        

В узком смысле карьеру  связывают  с трудовой  деятельностью человека, с его  профессиональной жизнью. Под карьерой  понимают   целенаправленный  должностной  и профессиональный рост, “поступательное продвижение  по служебной  лестнице, изменение навыков, способностей квалификационных  возможностей  и размеров вознаграждения, связанных  с деятельностью работника”. Все это имеет  отношение к организационному аспекту карьеры.      

Личностный  аспект  предполагает  рассмотрение  этого явления  с позиции  человека личности, раскрывает особенности  видения  карьеры  ее деятелем. С этим  связаны  выражение  индивидом субъективной оценки (самооценки) характера   протекания  своего карьерного процесса, промежуточных результатов  развития его карьеры,   рождающиеся по этому поводу личные  ощущения. “Карьера – это субъективно осознанные  собственные суждения   работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути  самовыражения и удовлетворения  трудом”, это “ индивидуально осознанные  позиция и поведение, связанные  с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей  жизни  человека”.

Наконец можно выделить  социальный  аспект, представления о карьере  с точки   зрения  общества. Во-первых, это выработанные в  процессе  развития общества  карьерные маршруты, “проторенные” пути  достижения  определенных высот (успехов)  в той  или иной  сфере  профессиональной деятельности, в той или иной  области  общественной  жизни. Во – вторых, это  устоявшиеся  представления о характере  движения  по этим  путям,  связанном  с быстротой, стремительностью, траекторией карьеры, об используемых методах. Эти  выработанные  общие  схемы движения   к успеху, а также  особенности их  реализации в  жизни влияют на оценку  обществом  частных карьер индивидов, выступая своего  рода эталонами для сравнения. [4] 
 

На разных этапах карьеры человек  удовлетворяет различные потребности.

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить  несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность  к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, капитале других организаций, акции, облигации).

Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовиться к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

На последнем, пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (Живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье. [15]

Карьера имеет свои движущие мотивы, отталкиваясь от которых менеджеры принимают активные усилия для того, чтобы достичь конкретных целей. К таким мотивам относятся:[19]

Автономия. Человеком движет стремление к независимости, возможности делать все по-своему. В рамках организации ее дают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми все вынуждены считаться.

Функциональная  компетентность. Человек стремиться быть лучшим специалистом в своем деле и уметь решать самые сложные проблемы. Для этого он ориентируется на профессиональный рост, а должностное продвижение рассматривает сквозь призму профессионального. К материальной стороне дела такие люди в основном безразличны, зато высоко ценят внешнее признание со стороны администрации и коллег.

Информация о работе Карьера и личностный рост