Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:41, курсовая работа
Карьера (от фр.Carriera - жизненный путь) – результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанные с должностным или профессиональным ростом. [1,с.543]
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.
Введение………………………………………………………..3
Глава I . Карьера как социально-психологический феномен……..5
§1. Понятие карьеры, ее сущность…………………………………..5
§2. Типы и виды карьеры…………………………………………….16
Глава II. Влияние карьеры на личностный рост профессионала……….24
§1. Личностный рост: сущность и содержание………………………24
§2. Выбор карьеры в соответствии с психотипом личностей……….30
Заключение…………………………………………………………38
Библиография…………………………………………………39
Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала. Личностный потенциал — это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал — это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев.[13]
Разные авторы предлагают различные показатели личностного потенциала: личностная автономия и независимость, внутренняя свобода; осмысленность жизни; жизнестойкость в сложных обстоятельствах; готовность к внутренним изменениям; способность воспринимать новую неопределенную информацию; постоянная готовность к действию; особенности планирования деятельности; временная перспектива личности. Нетрудно заметить, что все эти показатели не противоречивы, а дополняют друг друга. Воспоминания людей, переживших затяжные тяжелейшие жизненные ситуации (Ленинградскую блокаду, концлагеря, природные и техногенные катастрофы и т. п.) свидетельствуют о том, что самыми стойкими, сохраняющими способность к эффективным решениям и действиям, оказывались не наиболее физически крепкие, а те, кто имел «внутренний стержень», не изменял своим основополагающим внутренним принципам, не терял человеческого достоинства.
Личностный рост зависит прежде всего от усилий самого человека, но только их не достаточно. Полноценный личностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими». Это легко понять, поскольку личностный потенциал тесно связан с «Я-образом», который, как мы уже знаем, формируется в совместной деятельности с другими людьми.
Важно отличать личностный рост от широко распространенного понятия «гармоническое развитие человека», под которым понимается обычно приобретение человеком некоторой суммы знаний и умений, усвоение морально-этических норм и правил поведения.
При личностном росте происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа» и может «жить настоящим». При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.
Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.
Личностный рост способствует формированию целостной личности, у которой нет неразрешимых противоречий между стремлениями, желаниями и возможностями, между требованиями жизни и морали, между реальностью и планами и т. п. Это не значит, что такая личность не переживает кризисов. Они возможны и неизбежны, поскольку всегда сохраняются различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Но личностный рост дает человеку важное средство преодоления кризисов — личностный смысл, ощущение внутренней осмысленности (а не внешней обусловленности) всех своих мыслей, чувств и действий. Попадая в трудную, даже кризисную ситуацию, он не задает себе вопросы типа: «Почему? За что? Откуда это взялось?» и, тем более: «Кто виноват?» Он спрашивает: «Зачем? Какую пользу я могу извлечь из преодоления этой ситуации? Какой опыт получу для себя и других?»
Например, представим себе человека, который делал нечто, что считал полезным, причем делал старательно и хорошо. Но подвергся резкой критике. Естественно, он испытывает отрицательные эмоции. Существует много способов неконструктивного защитного поведения. Человек может просто не обратить внимания на критику, отбросить ее и забыть, но затаить зло на того, кто критиковал. Он может, наоборот, потратить много усилий на то, чтобы доказать себе и другим, что критик не прав. Он может отомстить критику. Перечень способов реактивного поведения того же рода можно продолжать. Но все эти способы неконструктивны, так как мешают человеку извлечь позитивный опыт из ситуации.
Более развитая личность прежде всего попытается вдуматься в критику и поискать в ней рациональное зерно. Кроме того, следует проанализировать, чем вызвана критика и почему с ней выступил именно данный человек и в данный момент. Может быть, критикуемые действия были неправильно поняты другими людьми, и нужно как-то изменить свое поведение или дать разъяснения. Сам критик рассматривается не как враг, а как источник ценной информации. Даже если человек придет к выводу, что критика его действий была совершенно неконструктивной, он получит неоценимый опыт.
Процесс личностного роста непрерывен. Он может быть более медленным в спокойные периоды жизни, когда не приходится решать сложных жизненных задач и общение не очень интенсивно. Он может быть более интенсивным в периоды жизненных кризисов и/или при интенсивном общении — взаимодействии с другими людьми.
Для личностного роста важен сам факт движения. Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Открытие и обретение себя дают возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как условия для своей жизни.[3]
§2. Выбор карьеры в соответствии с психотипом личности.
Карьера во многом зависит от жизненного сценария личности, который закладывался в детстве. Сценарий – это постепенно разворачивающийся жизненный план, который формировался в детстве под влиянием родителей.
Сценарии – не пожизненное явление и поддаются изменениям в зависимости от того, насколько личность способна к процессу осознания и саморефлексии, к постоянному личностному росту.
Удачная карьера во многом зависит от того, какими ресурсами (способностями, здоровьем, материальным достатком) располагает человек и какой стиль жизни – активный или пассивный – он для себя выбирает.
Есть два подхода к проблеме соответствия требованиям профессии:
1.Любой руд хорош, если хорошо оплачивается (инструментальная ориентация).
2. Ценится тот труд,
который максимально
Если жизненная задача личности – достижение «самости», индивидуация (по Юнгу), то лучший вариант – выбор оптимального пути для саморазвития. От личности требуется:
- жить «здесь и сейчас».
- соотносить свои представления с мнениями других.
- принимать мир таким, какой он есть.
- вкладывать энергию, напрягать усилия.
Теории профессионального развития.
Выделяются 5 основных направлений:
Дифференциально-аналитическое направление (1909 г. Ф. Парсонс):
а) Каждый человек по своим индивидуальным качествам и прежде всего по профессионально значимым способностям наиболее подходит для единственной профессии;
б) Профессиональная успешность и удовлетворенность профессией и обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;
в) Профессиональный выбор является сознательным и рациональным процессом, в котором индивид соизмеряет свои требования с требованиями профессии.
Ограничения данного метода: помимо несовершенства самих методик изменчивы и личностные структуры и профессиональные требования. Человек на протяжении всей жизни сталкивается с различным профессиональным миром, а не с какой-то одной профессией.
Психоаналитическое направление (психодинамическое)
Еще в работах Фрейда выбор профессии рассматривается как фора удовлетворения ранних детских инстинктивных потребностей благодаря выходу в ту или иную профессиональную область либидиозной энергии. Выбор профессии понимается как процесс сублимации.
У. Мозер ввел понятие оперотропизма. Оперотропизм - это особые формы замещенной деятельности в условиях, когда базовая потребность наталкивается на препятствия, созданные социальным окружением.
Выбор профессии
понимается как попытка найти
в профессиональной жизни
а) Защитный оперотропизм – при неразвитом самосознании или чувстве угрозы потребность не удовлетворяется, а вместо этого меняется самооценка, происходит выход из ситуации или идентификация с угрозой.
б) Клапанный оперотропизм – регрессия поведения до более примитивных форм, приводящих к диссоциализации ( объединение в субкультурные группы).
в) Собственно сублимация – когда потребность находится под контролем «Я», достигается высокая адаптивность, переориентировка агрессии на поиски и реконструкцию объекта профессиональной деятельности.
г) Интегральный оперотропизм – отражает все многообразие уровней разрешения тематики конфликта для данного человека.
Ограничения метода: могут быть произвольные интерпретации, не учитывается личностная активность.
Э. Роу рассматривает
профессиональный выбор как
Индивидная (работа с людьми) – предметная.
Защитная – незащитная.
Ориентированная на других – на себя.
Так, небрежный тип отношений родителей и детей обуславливает ориентацию индивида на технологию. Но эта градация профессиональной зависимости Роу очень прямолинейна и не всегда адекватна.
Теория решения.
Изучается процесс выбора
профессии. Профессиональный выбор
выступает как система
Тидеман и О’ Хара включают в ситуацию профессионального выбора Я-концепцию индивида. Профессиональная судьба определяется последовательностью выбираемых позиций. Внутренним содержанием профессионального выбора является структура процессов решения и контекст, на основе которого происходит осуществление решений. В каждой профессиональной ситуации есть три периода:
Теория развития
Выбор профессии обусловлен определенным уровнем развития, сфомированностью способностей и интересов. Профессиональный выбор – это длительный, продолжающийся более 10 лет процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных решений.
Эмоциональный уровень проблем при выборе профессии:
а) испробование своих способностей
б) обдумывание временной перспективы
в) поиски адекватной формы удовлетворения личных потребностей и интересов.
Э. Гинцберг выделяет следующие стадии профессионального выбора:
1. Стадия пробуждения – пробуждаются индивидуальные способности, появляются предпочтения.
2. Стадия исследования – индивид пробует себя в различных ролях при ориентации на свои реальные профессиональные возможности.
3. Стадия консолидации – стремление обеспечить в найденном профессиональном поле устойчивую личностную позицию.
4. Стадия сохранения
– профессиональное развитие
индивида идет в одном
5. Стадия спада – происходит развитие новых ролей: частичное участие в профессиональной жизни других людей.
Типологическая теория Д. Холланда.
Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда.
Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентации, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен.
Личностные типы:
Каждый тип представляет собой комплексную ориентацию личности. Холланд выделяет следующие типы ориентаций:
Реалистическая ориентация – мужской тип, активность, агрессивность, интерес к физической активности, моторные способности, предпочтение конкретной работы. В профессиональном выборе - ремесленные занятия, сельское и лесное хозяйство.