Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа
Постоянный успех сопутствует компаниям, способным быстро меняться. Стремительно изменяется рынок, потребители, конкуренты, и тот, кто стоит на месте - неизбежно отстает. Динамика современного рынка требует от бизнеса получения высоких результатов в сжатые сроки, эффективных инноваций, профессионально разработанных и внедренных изменений.
Содержание
Введение.....................................3
1. Консультирование. Основные понятия.........................4
1. 1. Деловые услуги................................4
1. 2. Консультирование. Консультационные услуги................5
1. 3. Профессиональные консультанты.....................10
2. Выбор консультационной фирмы..........................11
2. 1. Причины обращения к консультантам....................11
2. 2. Критерии профессионализма консультанта..................13
2. 3. Поиск консультанта...........................15
3. Организация совместной работы клиентной организации и консультационной
фирмы. Оценка результатов................................19
3. 1. Контракт. Организация отношений между клиентом и консультантом.....19
3. 2. Модели и методы консультирования...................23
3. 3. Управление консультационным проектом...................26
3. 4. Результативность и эффективность консультирования.............30
Заключение..............................................33
Список используемой литературы .........................34
Приложение....................................35
управление офисом, организация и методы менеджмента, регулирование риска.
3. Финансовый менеджмент:
системы учета, оценка
доходы, налоги, финансовые резервы т.д..
4. Менеджмент персонала: оборот кадров, планирование рабочей силы, набор
персонала, поиск кадров, обучение, мотивация, повышение квалификации,
психологическая оценка, анализ функционирования.
5. Маркетинг: реклама и сбыт, имидж фирмы и связи с общественностью,
послепродажный сервис, прямой маркетинг, международный маркетинг,
исследование рынка, стратегия маркетинга, новая продукция, ценообразование,
социально-экономические
дилерство, управление сбытом, обучение сбыту.
6. Производство: автоматизация, использование и обслуживание
оборудования, схема организации работ, промышленный инжиниринг, переработка
материалов, регулирование внутреннего распределения материалов, упаковка,
конструирование и совершенствование продукции, управление производством,
планирование и контроль, производительность, контроль качества, контроль за
поставками, закупки.
7. Информационные технологии: САПР-АСУ, компьютерный аудит, электронные
публикации, информационно-управленческие системы, проектирование и
разработка систем.
8. Специальные услуги.
Включают девять видов
- обучающее,
- по управлению электроэнергетикой,
- инженерное,
- экологическое,
- информационное,
- юридическое,
- по управлению распределением материалов и материально-техническому
снабжению,
- по управлению в государственном секторе,
- по телекоммуникациям.
Современная ситуация на рынке консалтинговых услуг[4].
Исследование рынка
наметившаяся тенденция
дорогой ценой.
Выручка ста крупнейших консалтинговых компаний по итогам первых шести месяцев
этого года увеличилась на 41% и составила 7,2 млрд рублей. По сравнению с
прошлым годом темпы роста рынка консалтинга снизились на 24 процентных пункта
(в первом полугодии 2003 г. прирост составил 65%, а в 2002 г. - 70%).
Основная причина снижения темпов роста - перемещение компаний в более
скромную ценовую нишу и привлечение дополнительных ресурсов под новые
проекты. Это повлекло за собой снижение эффективности деятельности и
изменение спроса на основные виды консалтинговых услуг.
Так наиболее динамично развивающимся сектором по итогам первых шести месяцев
стал стратегический консалтинг (по сравнению с прошлым годом данный сектор
вырос на 66%). Рост спроса на данный вид услуг был обусловлен появлением
клиентов из новых быстрорастущих областей экономики (страхование, туризм,
машиностроение и т.д.).
Значительно упали темпы роста ИТ-консалтинга. За год его прирост составил
60%. Это объясняется снижением спроса на глобальные ИТ-проекты.
Рост сектора оценочной
консультирования за год увеличился на 45,5%, а юридического - на 13,8%.
Данные показатели прироста значительно ниже прошлогодних, так как
реструктуризация клиентской базы изменила спрос и на эти виды консалтинговых
услуг.
Сектор производства товаров и услуг за год увеличился всего на 2,5%. А доля
данного направления в общей структуре рынка снизилась с 3,3% до 2,4%. Выручка
компаний-участников Топ-100, оказывающих услуги в сфере кадрового консалтинга
увеличилась за год всего на 2% (против 180% в прошлом году). Объем выручки от
консалтинга в области маркетинга и связей с общественностью снизился на 18%.
Это объясняется тем, что интерес к данным видам услуг со стороны крупного
бизнеса практически иссяк, а со стороны представителей среднего бизнеса пока
не возник.
1. 3. Профессиональные консультанты.
Консультант – физическое или юридическое лицо, специалист в конкретной
области, который обладает знаниями, аналитическими и диагностическими
навыками, способный применить их для решения проблем клиента, приглашаемый
клиентом на основе принятого решения для выполнения работы.
Консультанты, оказывая деловые услуги, выступают в роли временных,
дополнительных работников, которых
нецелесообразно постоянно
предприятия. Они не реализуют самих функций управления, а дают рекомендации
по их выполнению.
По отношению к клиентной организации консультанты подразделяются на внешних и
внутренних.
Внутренние — консультируют, используя свои знания, связи, будучи сотрудниками
клиентной организации.
Внешние — не являются членами клиентной организации. Они имеют опыт решения
аналогичных проблем на различных предприятиях, знают различные методы
диагностики, решения проблем и внедрения рекомендаций; соблюдают
профессиональную этику (конфиденциальность получаемых данных, недопустимость
одновременного обслуживания конкурентов и т.д.).
Советы и предложения
силы приказа или распоряжения.
Он предлагает различные варианты решения проблемы с анализом их
положительных и отрицательных сторон. Так как консультант не является штатным
работником и нанимается для решения четко сформулированной проблемы, его
функции, обязанность, ответственность определяются совместно с клиентом и
фиксируются в контракте.
2. Выбор консультационной фирмы.
2. 1. Причины обращения к
Процесс развития организации представляет собой непрерывный цикл решения
проблем и осуществления изменений. Проблема — отклонение фактического
состояния управляемого объекта от заданного, любая тенденция, которая может
привести к ухудшению в будущем, а потому требует принятия соответствующих
мер.
Информация о внешней и внутренней среде может свидетельствовать о текущих
проблемах предприятия или тенденциях, которые могут неблагоприятно сказаться
на деятельности в перспективе.
При самостоятельном определении проблемы клиенты сталкиваются с определенными
трудностями. Происходит это из-за некоторой ограниченности – им сложно
«посмотреть» на компанию непредвзято. Часто они не способны увидеть причины
нестабильности, а это приводит к неправильному определению проблемы, а
следовательно, к потере времени и дополнительным тратам.
В пособии «How to select and use consultants. A client’s guide.» (стр. 60
) М. Кубр выделил 7 наиболее распространенных ошибок определения проблем:
1. Принятие симптомов за проблему;
2. Предвзятое мнение о причинах проблем;
3. Определение проблемы с позиций власти (причину проблемы может определить
только руководитель);
4. Сложно установить, что является причиной, а что следствием;
5. Незавершенный диагноз проблем;
6. Не учитываются все аспекты управленческой проблемы;
7. Не учитывается восприятие
проблемы в разных частях
Консультанты раскрывают суть проблемы, ее изначальные причины. Хотя трудности
возникают и у консультантов. Тут многое зависит от их опыта, знаний, навыков.
Конечно, после определения проблемы
нет необходимости сразу
консультанта для ее решения. Ведь со многими проблемами фирма может
справиться и самостоятельно. Нужно решить, хватит ли у фирмы ресурсов для
самостоятельного улучшения
и проще было бы пригласить консультанта?
В случае наличия заинтересованных, имеющих необходимые знания и опыт
работников, которых можно задействовать в данной области без особого вреда
для деятельности компании, клиентская организация должна сформировать команду
специалистов, проранжировать возникшие проблемы по степени важности,
разработать программу действий и процедуру реализации.
Если же возможность самостоятельных действий у компании отсутствует,
принимается решение о приглашении консультанта. Основные причины обращения к
консультанту следующие:
1. Использование особых знаний и опыта – темп изменений в окружающей
среде настолько высок, что даже крупной организации может не хватить
внутренних ресурсов для решения новых проблем и использования новых
возможностей.
2. Интенсивная профессиональная помощь на временной основе –
невозможность высвобождения своих специалистов для решения проблемы.
3. Беспристрастный
взгляд со стороны –
позволяет консультанту быть объективным.
4. Обучение посредством
консультирования –
консультанта, освоение методов консультанта, используемых для выявления
проблем и осуществления изменений.
5. Помощь в разработке
решения – в силу
человека (административная модель человека Герберта Саймона), недостатка
информации, консультант может помочь руководителю разработать наиболее
приемлемое решение для данной ситуации, выступить своеобразными источниками
информации.
6. Обоснование решений,
принятых руководством –
консультантов, обоснование решения при сильном сопротивлении со стороны
оппонентов.
Также основанием для приглашения консультанта может служить и простое
любопытство. Зачастую, приглашая консультантов, некоторые менеджеры даже для
себя не очень четко определяют, зачем они это делают. Имидж консультантов,
успех кого-то, кто вроде бы пользовался их услугами. Все это порождает
вопрос: «Почему бы не попробовать?» В России особенно часто так приглашают
иностранцев. Затем отечественные менеджеры, истратив кругленькую сумму за
адаптированный для них
разочаровываются в
2. 2. Критерии профессионализма
Для наиболее эффективного использования консультационных услуг консультанты как
профессионалы должны удовлетворять
общим критериям
знаний и умений, этических норм и личностных качеств (таблица 1
[5]):
Требования к личности |
Требования к профессиональной компетенции | |
Должен знать |
Должен уметь | |
• Творческое мышление • Развитые навыки делового общения • Психологическая зрелость • Хорошее физическое и духовное здоровье • Стабильность в поведении, уверенность в себе • Способность к • Самокритичность • Профессиональная этика |
• Проблемы теории и практики управления • Методы управления • Процедуры ведения отчетности • Системы обработки информации • Основы вычислительной техники • Организационные основы консультирования • Методические основы консультирования • Факторы, влияющие на результативность консультирования |
• Определять и решать проблемы • Принимать нестандартные управленческие решения • Обучать, передавать знания • Побуждать работников к творческой деятельности • Формировать и развивать эффективные рабочие группы • Применять ранее накопленный опыт консультирования в различных областях при решении различных проблем • Непрерывно пополнять и обновлять знания • Участвовать в разработке и реализации стратегии консультационной организации |
Таблица 1. Критерии профессионализма консультанта
В соответствии с перечисленными знаниями, умениями и опытом этим выделяют
консультантов-универсалов и
широкое образование и широкий круг интересов. В круг их обязанностей входит
подготовка и координация
диагностики, представление клиенту предложения по решению проблем.
Специалисты имеют знания и опыт в конкретной отрасли или области работ.
Большое разнообразие видов консультационных услуг предполагает и разнообразие
специализаций консультантов. По базовому образованию они могут быть
управленцами, экономистами, юристами, математиками, психологами,
социологами, инженерами.
Следует отдельно обратить внимание на внутреннего консультанта:
Появление должности внутреннего консультанта обусловлено необходимостью
защиты государственной и
конфиденциальностью получаемой информации и отсутствием четкого
законодательного
внутренних консультантов
профессионализма (таблица 1). Они способны оказать услуги по широкому
спектру вопросов.
Однако в ряде случаев эффективно использование и внутренних и внешних
консультантов: масштабность проекта, сложность решаемых проблем; ограниченные
сроки решения проблем, потребность
в специальных знаниях и
которых нет в клиентной организации, нецелесообразность иметь в штате
внутреннего консультанта определенной специализации.
В случае необходимости совместной работы по проекту внешних и внутренних
консультантов, внутренние консультанты:
- оценивают
обоснованность приглашения
- координируют работу по проекту;
- определяют
объемы и характер работ,
консультантов;
- занимаются внедрением рекомендаций.
- выполняют задачи, находящиеся в их компетенции;
Использование принципа взаимодополнения внешних и внутренних консультантов
позволяет повысить качество решения проблем, снизить проектные расходы и
повысить квалификацию внутренних консультантов.
2. 3. Поиск консультанта.
Во многих консалтинговых фирмах развитых стран существует специальная должность
– менеджер по контактам с клиентами (или менеджер по ключевым
проблемам клиента), который отвечает за руководство этим процессом. Для успеха
Информация о работе Кафедра управленческого консультирования