Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа
Целью работы является выработка практических рекомендаций для эффективного использования полученных знаний, путём детального изучения теоретических и практических аспектов данной проблемы, а также примеров, имевших место на современном рынке.
Необходимо поставить основные задачи работы:
рассмотрение теоретических основ маркетинга в системе конкурентных взаимодействий и рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
оценка конкурентоспособности коммерческого предприятия на примере фирмы «Стоун-Сервис-Нева » (г. Санкт-Петербург); выработка практических рекомендаций для ООО «Стоун-Сервис-Нева» по повышению конкурентоспособности.
Введение 2
Глава 1. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия 4
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 4
1.2. Анализ сильных и слабых сторон организации 8
1.3. Оценка конкурентоспособности продукции и услуг 13
1.4. Конкурентное преимущество организации 15
1.4.1. Конкурентные стратегии 15
1.4.2. Факторы конкурентных преимуществ предприятия 20
1.5. Методология оценки конкурентоспособности предприятия 20
1.5.1 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя 21
1.5.2 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке 22
1.5.3 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке 22
Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стоун-Сервис- Нева» 26
2.1. Общая характеристика предприятия 26
2.2.Оценка конкурентоспособности «Стоун-Сервис- Нева» на рынке инструмента для камнеобработки 27
2.4. Рекомендации по повышению конкурентоспособности 30
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
"Омский государственный технический университет"
Кафедра "Менеджмент"
Курсовая работа
по дисциплине: «Менеджмент»
Тема: " Конкурентоспособность организации "
Выполнил:
студент гр. А-519
Сивкова Н. А.
__________________________
Проверил:
ст. преподаватель
Сухорукова Е. А.
_________________________
Омск 2013
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Определение
конкурентоспособности
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 4
1.2. Анализ сильных и слабых сторон организации 8
1.3. Оценка конкурентоспособности продукции и услуг 13
1.4. Конкурентное преимущество организации 15
1.4.1. Конкурентные стратегии 15
1.4.2. Факторы
конкурентных преимуществ
1.5. Методология оценки конкурентоспособности предприятия 20
1.5.1 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя 21
1.5.2 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке 22
1.5.3 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке 22
Глава 2. Оценка
конкурентоспособности
2.1. Общая характеристика предприятия 26
2.2.Оценка конкурентоспособности «Стоун-Сервис- Нева» на рынке инструмента для камнеобработки 27
2.4. Рекомендации по повышению конкурентоспособности 30
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия. На сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли – естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Оценка конкурентоспособности
предприятия может прояснить
сложившуюся ситуацию, определить его
положение на рынке, выдвинуть решения
назревших проблем в
Предметом исследования в данной работе является деятельность предприятий по анализу состояния конкуренции на рынке потребительских товаров и, собственно, оценке их конкурентоспособности.
Целью работы является выработка практических рекомендаций для эффективного использования полученных знаний, путём детального изучения теоретических и практических аспектов данной проблемы, а также примеров, имевших место на современном рынке.
Необходимо поставить основные задачи работы:
Первая глава работы посвящена общему понятию конкурентоспособности промышленного предприятия и теоретической основе анализа конкуренции и оценки конкурентоспособности предприятия.
Вторая глава посвящена практической оценке конкурентоспособности на примере фирмы ООО «Стоун-Сервис-Нева», действующей на территории Санкт-Петербурга. Выработаны рекомендации по формированию плана маркетинговых мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности.
С середины 70-х годов понятие
конкурентоспособности
Вопросом изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы: Е. П. Голубкова, А. Н. Печенкина, А. Глухова, П. С. Завьялова, Г. Л, Багиева, Т. А. Блашенковой, М. О, Ермоловой, А. П. Градова, В. С, Ефремова, Т. М, Каретниковой, М. В. Каретникова, И. Максимовой, Н. И, Шайдуровой, Н. С, Яшина, А. Ю. Юданова, Дж. Амела, И. Ансоффа, Р. Ватермана, Дж. Кея, Т. Коно, Г. Минтсберга, М. Портера, Ф. Котлера, Е. Дихтля, С. К. Пралада, Р. Т, Паскаля, Т. Петерса, Н. Петса и. т.д.1
Но, несмотря на значительное количество
работ, посвященных данной проблеме,
существуют некоторые различия в
понимании категории «
Прежде всего, необходимо отметить,
что различают
«Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований»2.
Часто категорию «
Однако конкурентоспособность
товара является необходимым, но не достаточным
условием конкурентоспособности
Можно выделить следующие основные
отличия между понятиями
Проанализируем определения
Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке»4.
Ивахник Д. Е. «Конкурентоспособность
промышленного предприятия – это комплексная
характеристика субъекта хозяйствования
за определенный период времени в условиях
конкретного рынка, отражающая превосходство
перед конкурентами по ряду определяющих
показателей – финансово-экономических,
маркетинговых, производственно-
Эти авторы рассматривают
Практически все вышеприведенные
определения рассматривают
Принимая во внимание уже существующие
определения
«Конкурентоспособность
Если рассматривать
С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Существует большое количество подходов к оценке количественных и качественных характеристик состояния элементов внешней среды. Однако наиболее распространенными, получившими практическое применение в различных отраслях и сферах деятельности, являются модель М. Портера, PEST-анализ и SWOT-анализ, объединенные системным подходом к исследованию внешней и внутренней среды. С их помощью можно определить состояние конкурентной среды в какой-либо отрасли, получить общее представление о конкурентном положении фирмы и, в частности, её конкурентоспособности.
Методика анализа степени влияния факторов макросреды получила название PEST или, иначе, STEP-анализа. Так, обозначение STEP соответствует первым буквам названия макросред: S (С) – социальная среда; T (Т) – техническая (научно-техническая) среда; E (Э) – экономическая среда; P (П) – политическая среда.
Сопоставляя эти среды с принятыми в маркетинге элементами внешней макросреды можно идентифицировать социальную среду с демографической и культурной.
Анализ факторов макросреды состоит из этапов. На первом этапе исследуется тенденция развития основных показателей, характеризующих каждую среду и создающих условия для производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, его конкурентов, поставщиков и потребителей на микроуровне.