Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 16:56, курсовая работа
Выход на рынок сбыта практически всегда предполагает вступление в конкурентную борьбу, смысл которой заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке.
Транспортабельность товара определяется широким набором показателей. Это объясняется разнообразием продукции, способов и средств её транспортирования. В основу транспортабельности может быть положена сохраняемость товара, и в этом смысле она влияет на конкурентоспособность через качество.
Сервисные факторы действуют на стадии обращения и учитываются в деятельности как предприятия-изготовителя, оказывающих сервисные услуги, так и предприятий сферы бытовых услуг.
Сбытовые и сервисные факторы как услуги тесно корреспондируют между собой, так как преследуют одни и те же цели: обеспечение надлежащего качества товаров; доступность товара для потребителя по цене и другим параметрам; обеспечение рационального ассортимента, соответствующего спросу различных категорий покупателей по разным параметрам.
Факторы также делятся на внешние и внутренние.
Под внешними факторами будем понимать те факторы, на которые предприятие – производитель продукции не может оказывать влияния. Внутренние факторы – это факторы, которые могут изменяться под воздействием предприятия- изготовителя продукции.
21
Внешние факторы:
1. Уровень
конкурентоспособности страны (с
увеличением этого показателя
улучшаются все интегральные
и частные показатели
2. Уровень
конкурентоспособности отрасли (с
увеличением этого показателя
улучшаются все интегральные
и частные показатели
3. Уровень
конкурентоспособности региона (с
увеличением этого показателя
улучшаются все интегральные
и частные показатели
4. Уровень
конкурентоспособности
5. Сила
конкуренции на выходе системы,
среди ее конкурентов (старых
и новых) (увеличение силы (интенсивности)
конкуренции повышает
6. Сила
конкуренции на входе системы,
среди поставщиков сырья, материалов,
комплектующих изделий и
7. Сила
конкуренции среди товаров-
8. Появление
новых потребностей (снижает
9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня
22
организации повышает конкурентоспособность товара);
10. Активность
контактных аудиторий (общественных
организаций, общества потребителей,
СМИ и т. д.) (с увеличением активности
контактных аудиторий
Внутренние факторы:
1. Патентоспособность
(новизна) конструкции (структуры, состава)
товара (с повышением
2. Рациональность
организационных и
3. Конкурентоспособность
персонала системы (повышение
4. Прогрессивность
информационных технологий (с увеличением
удельного веса прогрессивных
технологий повышается
5. Прогрессивность
технологических процессов и
оборудования (с увеличением удельного
веса прогрессивных технологий
повышается
6. Научный
уровень системы управления (менеджмента)
(с увеличением количества
7. Обоснованность
миссии системы (миссия системы
должна быть ориентирована на
достижение
23
Существует также мнение, что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.
Издержки производства – это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.
Производительность труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
В последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. Более
24
жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству
товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.
Критерий конкурентоспособности - это качественная и количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности.
По отношению к количеству характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.
Единичный критерий конкурентоспособности относится к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.
Комплексный критерий конкурентоспособности относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерий.
Групповой критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны.
Обобщенный критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результатах
25
оценки конкурентоспособности продукции. Примером являются уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.
Рассмотрим критерии конкурентоспособности продукции для целенаправленного и прогнозируемого воздействия через них на конкурентоспособность.
Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в этом случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару предприятием, совпадает с мнением покупателя. Следовательно, вначале необходимо разобраться с совокупностью критериев, существенных с точки зрения потребителя.
Уровень качества как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемой продукции и аналога.
Качество продукции - это совокупность
свойств и характеристик продукции, обусловливающих
её способность удовлетворять установленные
или предполагаемые потребности. Оценка
качества продукции состоит в проверке
соответствия продукции требованиям к
качеству - перечню количественных характеристик
и качественных признаков.
Показатель качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество. В зависимости от характера решаемых задач по оценке уровня качества показатели качества можно классифицировать по ряду признаков.
26
Признаки классификации. показателей |
Группы потребительских качества. |
1. По количеству характеризуемых свойств. |
1. Единичные 2.Комплексные. |
2.По форме представления. |
1.Абсолютные. 2. Относительные. |
3.По виду характеризуемых свойств. показатели.
|
1.Показатели назначения. 2.Эргономические 3.Показатели надежности. 4.Показатели безопасности. 5.Эстетические показатели. 6.Экологические показатели. 7.Показатели транспортабельности. 8.Показатели стандартизации и унификации. 9.Патентно-правовые показатели. |
Эргономические показатели характеризуют соответствие конструкции изделия особенностям человеческого организма. Насколько конструкция подходит человеку, настолько товар удобен для него. Удобство по
27
отношению к пользе выступает в качестве своеобразной количественной характеристики затрат сил и энергии человека, которые надо применить, чтобы получить от товара желаемый полезный эффект.
Показатели надежности характеризуют способность изделия выполнять заданные функции в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.
Показатели безопасности характеризуют степень защиты человека от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при использовании товара. Соблюдение мер безопасности обуславливает отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителя.
Экологические показатели характеризуют способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации и утилизации.
Эстетические показатели характеризуют способность товаров выражать свою общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках формы.
Показатели транспортабельности товара, обусловленные его габаритными и весовыми параметрами.
Показатели
стандартизации и унификации
используются для оценки
Патентно-правовые показатели товара используются для оценки его патентной защиты и патентной чистоты.
В принципе, такое разделение критериев можно использовать в оценке конкурентоспособности любой продукции независимо от отрасли.
Число критериев конкурентоспособности зависит от вида и сложности
28
продукции в техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой точности оценки, цели исследования и других факторов.