Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:27, курсовая работа
Целью работы является оценить и повысить уровень конкурентоспособности строительного предприятия ОАО «Монолитстрой».
Основные задачи:
подробно рассмотреть сущность конкурентоспособности, методы ее оценки и виды конкурентных преимуществ предприятия;
проанализировать влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность предприятия;
определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия и оценить их экономическую эффективность.
Так, изменение технологии выполнения каких-либо работ сопровождается изменением содержания работ, выполняемых тем или иным исполнителем, а чаще всего также и перераспределением самих работ. Равным образом изменение системы документооборота организации, так или иначе, вызывает изменения содержания работы исполнителей с документами. Объединение структурных единиц в организации приводит к изменению ответственности и прав у руководителей этих структурных единиц, даже если никакого другого изменения технологии работы при этом не произошло, хотя чаще всего изменяются потоки отчетной документации, схемы принятия решений и прочее. Внедрение новой информационной системы, освоение новой производственной технологической линии — все это, так или иначе, включает организационные преобразования. Даже простое перемещение сотрудников организации в пространстве рабочего помещения чаще всего вызывает изменение содержания работ отдельных исполнителей.
Особо следует отметить, что изменение имущественно-правовой структуры или организационно-правовой формы организации всегда вызывает организационные изменения, которыми следует сознательно управлять. Любые слияния, поглощения, объединения, выделения, учреждение новых юридических лиц всегда вызывает появление новых или изменение старых информационных потоков, отдельные операции которых являются чьими-то должностными обязанностями.
Каждый организационный проект должен переводить организацию на новый этап жизненного цикла, более высокий уровень конкурентоспособности. На рис. 3 представлена последовательность таких переходов в направлении увеличения конкурентоспособности (организованности и управляемости, зрелости) строительной организации.
Рис. 3. Объемная модель роста конкурентоспособности и увеличения ее уровня как совокупная последовательность проектов организационных преобразований
Данная модель показывает, что строительная организация в ходе постоянного управления ростом конкурентоспособности (при отсутствии воздействий со стороны внешней среды) стремится к бесконечному повышению уровня конкурентоспособности.
Таким образом, организационные проекты, являющиеся ключевыми в системе управления, направлены на рост конкурентоспособности организации в целом[1,12,13].
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Метод сравнения по критериям
Одним из методов определения конкурентоспособности предприятия является сравнение исследуемого предприятия с конкурентами по различным критериям (табл.).
Таблица 2 – Система оценки деятельности основных конкурентов
Параметры оценки |
Оценка, в баллах | ||
1-2 |
3-4 |
5-6 | |
Местоположение |
Невыгодное |
Среднее |
Выгодное |
Качество товара |
Низкое |
Среднее |
Высокое |
Уровень цен |
Высокие |
Средние |
Низкие |
Доставка товара |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Объемы заказов |
Низкие |
Средние |
Высокие |
Финансовое положение |
Неустойчивое |
Среднее |
Устойчивое |
2. Метод Целиковой Л.В.
Целикова Л.В. для оценки конкурентоспособности предприятия разработала номенклатуру показателей, которые сгруппированы в следующие семь групп[14]:
Интегральный показатель конкурентоспособности определяется по формуле:
, |
|
Как следует из формулы (7), наивысшую
конкурентоспособность имеет тот хозяйствующий
субъект рынка и выпускаемая им продукция,
у которых суммарный результат по всем
однонаправленным показателям выше, чем
у остальных. Данная модель определяет
конкурентоспособность по максимальному
удалению от начала координат. Полученный
результат соотносим с полученным эталоном
или результатом конкурента (если он имеется).
Данное отношение должно находиться в
интервале от 0 до 1. По специально разработанной
шкале определяют уровень конкурентоспособности
товара. В данном случае для этого воспользовались
шкалой, разработанной И. Ансоффом, с некоторой
долей модификации:
О
К < 0,40 — неудовлетворительный уровень
конкурентоспособности;
0,40 К < 0,70 — удовлетворительный уровень конкурентоспособности;
0,70 К < 0,80 — хороший уровень конкурентоспособности;
0,80 К : 1,00 — высокий уровень конкурентоспособности.
3. Метод Белоусова В.Л.
Для анализа конкурентоспособности фирмы Белоусовым В.Л. предлагается следующая методика[2].
В целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков и их секторов критерии конкурентоспособности группируются по отдельным, элементам комплекса маркетинга:
1. По продукту:
,
где — коэффициент рыночной доли;
- объем продаж продукта фирмой;
— общий объем продаж продукта на рынке.
Коэффициент показывает долю, занимаемую фирмой на рынке.
,
где
— коэффициент предпродажной подготовки;
— сумма затрат на предпродажную подготовку;
- сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.
Этот показатель характеризует усилие фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. В случае, если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то принимается, что =1.
, |
|
где — коэффициент изменения объема продаж;
Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет роста объема продаж.
2. По цене:
|
|
где -
- коэффициент уровня цен;
— максимальная цена товара на рынке;
- минимальная цена товара на рынке;
— цена товара, установленная фирмой.
Показывает рост или снижение конкурентоспособности
фирмы за счет динамики цен на продукт.
3. По доведению продукта до потребителя:
|
|
где
- коэффициент доведения продукта
до потребителя;
- сумма затрат на функционирование
системы сбыта на конец отчетного периода;
- сумма затрат на функционирование
системы сбыта на начало отчетного периода.
Показывает стремление фирмы к повышению
конкурентоспособности за счет улучшения
сбытовой деятельности.
4. По продвижению продукта:
|
|
где
- коэффициент рекламной деятельности;
— затраты на рекламную деятельность
на конец отчетного периода;
— затраты на рекламную деятельность
на начало отчетного периода.
Характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности.
|
|
где
- коэффициент использования персональных
продаж;
— сумма затрат на оплату труда торговых
агентов на конец отчетного периода;
— сумма затрат на оплату труда торговых
агентов на начало отчетного периода.
Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности
за счет роста персональных продаж с привлечением
торговых агентов.
|
|
где
- коэффициент использования связей
с общественностью
— затраты на связи с общественностью
на конец отчетного периода;
— затраты на связи с общественностью
на начало отчетного периода
Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью.
Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определяется итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта - коэффициент маркетингового тестирования конкурентоспособности.
|
|
где
- коэффициент маркетингового тестирования
конкурентоспособности
— общее число показателей в числителе.
В данном случае L = 8.
Следует отметить, что большинство коэффициентов имеют разные величины для разных продуктов. Тогда для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы нужно определить сумму коэффициентов для всех ее продуктов:
|
|
где — количество продуктов (услуг) фирмы.
Кроме этого для расчета полной конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты. Общефинансовые коэффициенты рассчитываются на основе анализа баланса фирмы за отчетный период.
|
|
где
- коэффициент общей ликвидности;
- капитал оборотный;
- Капитал краткосрочных обязательств.
Нормативное значение коэффициента —
не менее 2.
|
|
где
- коэффициент обеспеченности собственными
средствами;
- капитал собственный;
- капитал основной.
Нормативное значение — не менее 0,1.
Таким образом, полная формула расчета
конкурентоспособности предприятия выглядит:
|
|
Автором методики так же предложена градация
организаций по показателю конкурентоспособности
представленной в таблице 1:
Таблица 1 - Градация организаций по показателю конкурентоспособности
Информация о работе Конкурентоспособность строительного предприятия ОАО «Монолитстрой»