Конкурентоспособность строительного предприятия ОАО «Монолитстрой»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является оценить и повысить уровень конкурентоспособности строительного предприятия ОАО «Монолитстрой».
Основные задачи:
подробно рассмотреть сущность конкурентоспособности, методы ее оценки и виды конкурентных преимуществ предприятия;
проанализировать влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность предприятия;
определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия и оценить их экономическую эффективность.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовое.docx

— 249.29 Кб (Скачать файл)
 

 
Показатель конкурентоспособности

 
Лидеры

 
9,1-10

 
Претенденты на роль лидера

 
3,1-9

 
Последователи

 
1,1-3

 
Занявшие рыночную нишу

 
(-6,9)-1

 
Банкроты

 
(-10)-(-7)


Рыночные лидеры — фирмы, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности от 9,1 до 10. Как правило, эти фирмы имеют максимальную рыночную долю при продажах, являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и т.д. Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона. 

Рыночные претенденты — фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Эти фирмы, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности. 

Рыночные последователи — фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1,1 до 3. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности. Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения, касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они. как правило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов. 

Фирмы, действующие в рыночной нише. Расчетный коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от — 6,9 до 1. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них. 

Банкроты — фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от — 10 до — 7. Эти фирмы принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.

 

 

    1. ВИДЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Надежной основой выживания предприятий строительного комплекса в сложных условиях внешней среды является выработка стратегии, ориентированной не на существующие условия, а на те, которым еще предстоит сложиться. Стратегический подход к управлению конкурентоспособностью и устойчивым развитием строительных предприятий состоит в обеспечении их устойчивого конкурентного преимущества. 

Рыночная конкуренция настолько интенсивна, что для обеспечения устойчивости конкурентных преимуществ предприятий строительного комплекса должна быть разработана стратегия, способствующая завоеванию прочных позиций на внутреннем и внешнем рынках.

Стратегическая конкурентоспособность строительного предприятия предполагает наличие у него устойчивых управляемых конкурентных преимуществ на длительную перспективу развития, отработанных управленческих методов реагирования на изменения внешней и внутренней среды. Конкурентные преимущества создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами, которыми владеет строительное предприятие, теми стратегически важными для данного бизнеса сферами деятельности, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе[4].

Можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы. (Рис.4)

- стремление иметь самые  низкие в отрасли издержки  производства (стратегия руководящей  роли в области издержек производства);

- поиск путей дифференциации  производимой продукции от продукции  конкурентов (стратегия дифференциации);

- фокусирование на узкой  части, а не на всем рынке (стратегия  фокуса или ниши).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Основные стратегические подходы к ведению конкурентной борьбы.

 

Рассмотрим данные стратегии более подробно.

1. Стратегия руководящей роли в области издержек производства (стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства).

Издержки никогда не должны определять цену, но они играют решающую роль в формировании стратегии ценообразования. Ценовые решения неизбежно привязаны к решениям об объемах продаж, а продажи связаны с производственными, маркетинговыми и управленческими издержками. Верно то, что готовность покупателей заплатить ту или иную сумму не зависит от издержек производителя, но верно также и то, что решение продавца о том, какие товары и в каком количестве производить, зависит именно от стоимости производства этих товаров[6].

Что касается новых подходов к стратегии управления издержками, то они не отвергают необходимости анализа структуры издержек внутри фирмы. Но исходная посылка меняется. Суть в том, что анализ издержек производства и управление ими не могут ограничиваться рамками фирмы. Создание добавленной стоимости должно учитывать экономические связи с поставщиками, покупателями и другими факторами внешней среды [8]. 

Существуют три разных способа, используя которые компания может сократить свои затраты на единицу продукции благодаря эффективной организации своих внутренних операций. (Рис.5)


 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 - Способы сокращения себестоимости

 

а) Экономия за счет ассортимента.

Ассортимент - это величина "портфеля" товаров, выпускаемых фирмой. Фирма, которая тщательно подбирает свой "портфель" товаров для максимизации общих издержек, способна довести свои дополнительные затраты до более низкого уровня по сравнению с дополнительными затратами конкурентов, имеющих менее эффективные "портфели".

б) Экономия за счет масштаба.

Масштаб - это размер фирмы, измеряемый как ее долговременный устойчивый уровень выпуска. Практически в любом виде работ, начиная от закупок и заканчивая производством, продвижением и сбытом, существует тенденция к снижению величины затрат по мере роста объемов производства.

в) Экономия за счет накопленного опыта.

Экономия за счет опыта - это сокращение издержек, которое возникает с ростом кумулятивных объемов производства, что отличает ее от экономии за счет масштаба, зависящей от текущего объема производства.

В дополнение к эффективности внутренних издержек компания также может снизить издержки за счет правильного выбора и управления своими внешними контактами с клиентами и поставщиками. Она может организовать это с помощью маркетинговых мероприятий для использования экономии от концентрации и организации закупочной деятельности (экономия от интеграции). При этом внешние издержки могут быть минимизированы путем применения следующих стратегий. (Рис.6)


 

 

 

 

 

Рисунок 6 - Способы минимизации внешних издержек

 

а) Экономия от концентрации на покупателе.

Компания часто может значительно увеличить экономию путем сосредоточения маркетинговых исследований на одном или двух продуктах или рыночных сегментах.

б) Экономия от интеграции материально-технического обеспечения (логистики).

Улучшение взаимодействия с поставщиками может минимизировать стоимость товарно-материальных запасов, а лучшая координация спецификаций свести к минимуму потребность дальнейшей доработки продукции поставщика, более высокая координация в ценообразовании может сделать компанию и ее поставщиков более конкурентоспособными и рентабельными.

в) Использование эффективного трансфертного ценообразования.

Все компании в производственной цепи - поставщики сырья, те, кто производит детали, те, кто осуществляет сборку, и те, кто реализует изделие конечному потребителю, - получают выгоду, когда вся цепочка операций работает эффективно. Неэффективность одного из звеньев цепочки поднимет цену для конечного покупателя и тем самым приведет к снижению продаж для всех звеньев цепи. Эта проблема, известная как трансфертное ценообразование, представляет собой одну из наиболее известных причин, почему независимые компании иногда менее конкурентоспособны с точки зрения цен и менее прибыльны, чем их вертикально интегрированные конкуренты.

Стратегия управления издержками, включающая в себя учет многообразных экономических связей фирмы, позволяет ей адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям и добиваться ощутимых конкурентных преимуществ. В связи с этим парадигма управления издержками производства вполне применима к российским предприятиям и может быть эффективна при учете следующих особенностей[7]:

Во-первых, система управления издержками производства в условиях отсутствия равновесного состояния экономики и совершенной рыночной инфраструктуры не может ориентироваться исключительно на приоритет внешних факторов развития предприятия. Следует применять комплексный подход, при котором внутренние и внешние факторы рассматриваются как равнозначные.

Во-вторых, комплексное управление издержками производства придает важное значение способам организации этой работы. Резервы снижения себестоимости имеются во всех направлениях работы предприятия.

В-третьих, особое значение в российских условиях управления издержками имеет их воздействие на цену. Если мы исходим из предпосылки о комплексном подходе к использованию внутренних и внешних факторов снижения издержек, то очевидно, что все они прямо или косвенно влияют на цены, поэтому необходимо учитывать всю вокупность затрат. Эту функцию призваны выполнять центры управления затратами[10].

2. Стратегия дифференциации (поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов).

Дифференциация - это способность обеспечить компанию уникальной и большей стоимостью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Стратегии дифференциации уместны в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются от покупателя к покупателю и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства стандартной продукции.

Успешно проведенная дифференциация позволяет фирме:

  • устанавливать премиальную наценку на свою продукцию;
  • продавать больший объем продукции (поскольку привлекается дополнительное число покупателей);
  • сделать торговую марку фирмы более популярной среди покупателей (поскольку некоторое число покупателей сильно привязывается к дифференцирующим признакам).

Дифференциация может дать дополнительную прибыль, если премиальная наценка способна покрыть дополнительные затраты, связанные с ее проведением. Дифференциация не приносит желаемых результатов, если признаки, положенные в основу дифференциации продукции, не оценены покупателями столь высоко, чтобы окупить дополнительные издержки фирмы по дифференциации.

Наиболее успешными типами стратегий дифференциации считаются стратегии, имитация которых конкурентами требует значительных затрат времени и средств. Здесь большую роль играет наличие исключительного совершенства. (Рис.7)


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 - Наиболее эффективные направления дифференциации

Как правило, стратегии дифференциации лучше всего применяются в случаях, когда:

1) существует множество  возможных способов дифференциации  продукции или услуг, и значительная  часть покупателей воспринимает  данные различия как имеющие  определенную цену;

2) потребности покупателей  в данном продукте различаются, причем, сам продукт можно использовать  по-разному;

3) незначительное число  конкурирующих фирм опирается  на подобный подход к дифференциации.

 

3. Стратегия фокуса или ниши (фокусирование на узкой части, а не на всем рынке).

Фирма-продавец концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка, разрабатывает маркетинговые подходы и производит товары в расчете на удовлетворение потребителей именно этих групп покупателей.

Согласно такой стратегии товар обязан в максимальной степени отвечать потребностям соответствующей группы потребителей. Фирма детально изучает рынок с целью выявления оптимального сегмента своей деятельности и анализирует сегменты по экономическим, коммерческим и социальным характеристикам. По каждому сегменту рынка фирма конструирует отдельную маркетинговую программу, хотя это связано с построением долгосрочных стратегических целей и увеличением расходов.

Стратегия концентрирования очень широко применяется для существенного снижения затрат. Брокерские конторы, продающие товар со скидкой, снижают свои затраты путем концентрирования на клиентах, заинтересованных главным образом в купле-продаже и не желающих пользоваться такими услугами, как исследование капиталовложений, консультации по инвестициям и др., предлагаемым фирмами. Выгодно снизить затраты, применяя стратегию концентрирования, удается в случае, если фирма находит пути значительного снижения затрат, ограничивая свою клиентскую базу строго определенным сегментом покупателей.

Сегменты рынка, благоприятные для использования стратегии концентрирования, должны обладать одной или несколькими из перечисленных ниже характеристик [5]:

  • сегмент достаточно велик для извлечения прибыли;
  • сегмент обладает высоким потенциалом для развития;
  • сегмент не дает успеха большинству конкурентов;
  • фирма, концентрирующаяся на сегменте, обладает квалификацией и ресурсами, необходимыми для эффективного обслуживания сегмента;
  • фирма, концентрирующаяся на сегменте, может защитить себя от конкурентов за счет установившихся хороших отношений с клиентами и лучших возможностей обслуживания покупателей в сегменте.

Информация о работе Конкурентоспособность строительного предприятия ОАО «Монолитстрой»