Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 07:13, контрольная работа
Разумно созданная структура системы управления в значительной мере определяет ее эффективность, так как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов объекта управления и обеспечивает целостность системы. Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на формы и организацию планирования, оперативного управления, способы организации работ и их координацию, даёт возможность измерить и сравнить результаты деятельности каждого звена системы.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Основные типы структур управления, их содержания,
достоинства и недостатки…………………………………………………………...4
2.Понятие «дерево целей» организации и его роль в менеджменте…………….11
Задача………………………………………………………………………………..13
Тест………………………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………….……………17
Список используемой литературы………………………………………………...18
Приложение. Схемы основных типов структур управления………………….19
Разновидностью функциональной структуры является линейно-функциональная структура, которая обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Как правило, руководители функциональных подразделений не имею права самостоятельно отдавать распоряжения. [4, с. 70]
Достоинства | Недостатки |
- более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников | - отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями |
- освобождение линейных менеджеров от решения многих вопросов | - каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы |
- построение связей «руководитель – подчинённый» по иерархической лестнице, при которой каждый работник подчинён только одному руководителю | - чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали |
- аккумулирование на верхнем уровне наряду со стратегическими оперативных задач |
Дивизиональная (филиальная) структура управления. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся менеджеры, возглавляющие производственные подразделения, на предприятиях создаются производственные отделы, которым предоставляется определённая самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности.
Каждое из входящих в организацию подразделений специализируется на производстве полного набора продукции и услуг для нужд данного региона. Это позволяет сэкономить средства за счет сосредоточения в одном месте коммерческих операций, лучше учитывать местные условия, поддерживать личные контакты.
При продуктовом подходе к формированию структуры организации, каждое из входящих в нее подразделений сосредоточено на выпуске какого-то одного вида продукции или услуг для всех групп потребителей, проживающих на территории, где действует данная фирма.
Рыночный подход к формированию организационной структуры состоит в том, что каждое подразделение выпускает продукцию или оказывает услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, в совокупности образующих рынок.
Инновационный подход предполагает создание в рамках организации специальных центров, занимающихся разработкой, освоением и развертыванием производства новых видов продуктов и услуг.
Область применения: многопрофильные предприятия; предприятия, с расположением в различных регионах; предприятия, осуществляющие сложные инновационные процессы. [4, с. 71]
Достоинства | Недостатки |
- более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде | - высокая потребность в руководящих кадрах |
- улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу | - сложная координация |
- возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых форм | - повышенные затраты за счёт дублирования функций |
- чёткое разграничение ответственности | - сложность осуществления единой политики |
- высокая самостоятельность структурных единиц | - разобщённость персонала |
- разгрузка высшего менеджмента | |
- простота коммуникационных сетей |
Матричная структура управления - это пример гибкой структуры, которая может сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям. Она представляет собой решетчатую структуру, в которой организация управления по функциям осуществляется начальниками отделов. Организация выполнения проектов осуществляется руководителями проектов. Эта структура построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю функциональной службы, с другой стороны – руководителю проекта, который наделён необходимыми полномочиями в соответствии с запланированными сроками выполнения данного проекта.
Основное внимание концентрируется на интеграции всех видов деятельности, создании условий, благоприятствующих эффективному выполнению целевой программы.
В рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).
В установившуюся линейную структуру вводятся особые штабные органы, которые координируют существенные горизонтальные связи по выполнению конкретной программы, сохраняя при этом вертикальные отношения, свойственные данной структуре.
Создание матричной структуры управления организацией считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.
Область применения: многопрофильные предприятия со значительным объемом НИОКР; холдинговые предприятия.
Матричные структуры управления нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства. [4, с. 73]
Достоинства | Недостатки |
- возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации
| - ложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение |
- повышение творческой активности административно- | - присутствие "духа" нездорового соперничества между руководителями программ
|
- рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности | - необходимость постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям |
- увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства
| - трудность в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе |
- усиление контроля за отдельными задачами проекта, повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов | - возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектов |
- сокращение нагрузки руководителей высокого уровня за счет передачи определенной части полномочий | - трудности установления чёткой ответственности за работу подразделения |
Заканчивая обзор некоторых типов структур управления, стоит отметить, что не существует универсального для всех видов предприятий типа организационной структуры. Собственно, как и во всех процессах управления, в проектировании организации существуют только структуры, наиболее подходящие для решения поставленных на определённом этапе задач. [8]
2. Понятие «дерево целей» организации и его роль в менеджменте
В современном менеджменте понятие цели — одно из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношения целей, средств достижения целей, оценки эффективности и путей достижения целей невозможно решить проблему эффективного управления. Это означает, что без четкого формулирования целей функционирования нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением фирмы, с планированием ее деятельности, оценкой эффективности, разработкой ее стратегии.
Так как количество и разнообразие целей и задач менеджмента велико, то в качестве удобного и апробированного на практике инструмента систематизации целей можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа («дерева целей»). «Дерево целей» – это графическая модель совокупности последовательности дробящихся целей в соответствии с понижающимся уровнем подсистем. Построение такого "дерева" осуществляется на основе дедуктивной логики - переход от общего к частному:
- общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
- при развертывании цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей (задач) каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
- при формулировании целей различного уровня необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
- подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и не исходящими друг из друга;
- фундамент дерева целей объединяет задачи, представляющие собой формулировку работ, которые выполняются определенным способом и в заранее установленные сроки.
Базовое дерево целей системы управления организацией
На схеме соответствующими цифрами обозначены следующие цели:
1. Организация перспективных научно-технических разработок.
2. Сокращение длительности цикла «исследование-производство».
3. Техническое сопровождение и перевооружение производственного процесса.
4. Обеспечение высокого качества труда.
5. Маркетинг научно-технических разработок.
6. Соответствие планов разработок научно-техническому потенциалу организации.
7. Маркетинг продукции или услуг.
8. Соответствие производственной программы и производственно мощности.
9. Полнота и своевременность материально-технического снабжения.
10. Обеспечение эффективного технического состояния оборудования и ритмичности производственного процесса.
11. Ритмичность сбыта продукции или своевременность оказания услуг. [2]
Построение "дерева" целей по праву можно считать подготовительным этапом планирования. В менеджменте "дерево целей» позволяет более четко представить общую картину составляемой программы и избежать возможной путаницы и дублирования команд.
Определите сущность и характер конфликтов, происходящих в вашем подразделении (отдел, служба и т.п.). Сформулируйте:
а) какие альтернативы можно предложить для решения проблемы;
б) как бы вы решили проблемную ситуацию на месте руководителя;
в) каковы основные методы поведения менеджера в конфликтной ситуации.
Конфликт — одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия и других отношений между людьми. В учреждении, где я работаю, так же отмечается проявление разногласий. Ранее конфликтные ситуации (а именно недоразумения) носили недолговременный характер, так как руководство было заинтересовано в согласованной, гармоничной работе всего коллектива, умело вовремя разглядеть и предотвратить назревающий конфликт. На тот момент коллектив был единым целым, успешно развивался. С приходом нового руководства и практически полной смены коллектива началось постоянное противоборство конфликтующих сторон, что очень мешает продуктивной, творческой работе. На фоне этого и далее происходит текучесть кадров. Полностью отсутствует сплоченность коллектива, так как он раздроблен на мелкие группировки по интересам. Позиция начальства при этом остаётся неясной. Более того, руководители сами нередко сталкивают стороны, провоцируют на конфликт и неприязнь. Не смотря на то, что руководитель обучался на менеджера образования, на практике не использует эти знания, не применяет методы поведения менеджера в конфликтной ситуации.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Основы менеджмента»