Контроль в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения контроля в системе менеджмента.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:
Рассмотреть сущность и назначение контроля в системе менеджмента.
Исследовать процесс контроля и дать определение понятию контроллинг.
Исследовать современные тенденции развития контроля в системе менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Понятие, сущность и принципы контроля в менеджменте 5
1.2. Виды контроля 10
2. ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ 20
2.1. Значимость установления стандартов 20
2.2.Сопостовление достигнутых результатов с установленными стандартами и принятие необходимых корректирующих действий 22
2.3. Контроллинг на предприятии: содержание, функции, задачи 26
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина 

Факультет экономический 

Кафедра экономики и экономического анализа 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Менеджмент»

На тему: «Контроль в системе менеджмента» 
 
 

                                                                                                               Выполнила:

студентка группы ЭМ-41

Кураева А.М. 

Научный руководитель:

проф. Алонкина Л.И. 
 

______________                   ________________                  ________________

      Оценка                                     Подпись                                     Дата 
 
 
 

Елец-2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ 3

     1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ  КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 5

     1.1. Понятие, сущность и принципы контроля в менеджменте 5

     1.2. Виды контроля 10

     2. ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ 20

     2.1. Значимость установления стандартов 20

     2.2.Сопостовление достигнутых результатов с установленными стандартами и принятие необходимых корректирующих действий 22

     2.3. Контроллинг на предприятии: содержание, функции, задачи 26

     3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 34

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Каждый  предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность  на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также  уметь четко рассчитать эффективность  использования ресурсов в процессе работы фирмы.

     При рыночной системе хозяйствования организация, являющаяся самоорганизующейся социально  ориентированной системой, функционирует  в жестких условиях конкурентной среды и имеет полную хозяйственную  самостоятельность. В таком положении  ее деятельность в широком смысле направлена на завоевание и удержание  предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами. В соответствии с этим, контроль организации ориентирован главным  образом на обеспечение основных показателей эффективности функционирования в современных условиях: устойчивое положение организации на рынках (среди конкурентов), признание организации  субъектами рынка и общественностью, своевременная адаптация систем производства и управления организации  к непрерывно меняющейся внешней среде. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно контролировать свою деятельность.

      Контроль  - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Цель контроля заключается в том, чтобы выявить на возможно более раннем этапе неблагоприятное развитие событий, с тем, чтобы управляющий мог сконцентрировать план, провести реорганизацию, дать новые указания, усилить свое воздействие на мотивы трудового поведения и преодолеть любую из возникших проблем.

      Актуальность  данной темы заключается в том, что  эффективное управление и контроль в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.

      Целью курсовой работы является исследование вопросов применения контроля в системе  менеджмента.

     Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:

  1. Рассмотреть сущность и назначение контроля в системе менеджмента.
  2. Исследовать процесс контроля и дать определение понятию контроллинг.
  3. Исследовать современные тенденции развития контроля в системе менеджмента.

       На основании рассматриваемых статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках. Контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ  КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 

     1.1. Понятие, сущность и принципы  контроля в менеджменте 

      Важной  стадией процесса управления является контроль, который в менеджменте  рассматривается одновременно и  как функция управления, наряду с планированием, организацией, регулированием, учетом.

      Контроль  должен обеспечивать фиксирование состояния  объекта управления в определенный момент времени для принятия решений  по регулированию этого объекта. Контроль выступает главным инструментом для реализации управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирм [16, с. 131].

      Термин  «контроль» не является однозначным. В переводе с французского слово «контроль» означает проверочный документ, оформленный в двух экземплярах или в двух записях.

      В течение длительного времени  понятие контроля связывалось, прежде всего, с проверкой правильности составления документов, записей  в журналах и т.д. Контроль как  явление ассоциировался с деятельностью  главным образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников.

      В словарях и энциклопедиях контроль определяется как проверка чего-либо; проверка правильности тех или иных действий в области производства и управления; наблюдение с целью  проверки; учреждение или тот, кто  занимается проверкой отчетности, деятельности какого-либо другого учреждения или  ответственного лица.

      Следующим этапом стало представление о  контроле как проверке соответствия действий поставленным целям, задачам, действующим законам. Третий этап включил  в контроль и анализ отклонений, раскрытие их причин.

      Классики  науки управления (Ф.У.Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон) подчеркивали, что без контроля невозможно управлять любым процессом. Так, А. Файоль отмечал, что в любом мероприятии цель контроля состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами. Цель контроля - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения. По его мнению, следует контролировать все: предметы, людей, действия [25].

      Таким образом, по А. Файолю контроль соотносится со всеми основными функциями управления и реально сам становится особой функцией.

      В настоящее время под термином «контроль» подразумевают:

  • органическую функцию управления;
  • набор средств регулирования поведения личности или организации в целом;
  • функцию системы, выполняющую задачу обратной связи и обеспечивающую наблюдение за состоянием системы.

      Реализация  контроля выступает как процесс, который позволяет определить качество работы, выяснить, как организация  продвигается к намеченной цели, установить степень отклонений и выбрать  соответствующие действия или альтернативный курс [21].

     Контроль  – это деятельность руководителей  предприятий и вышестоящих звеньев  управления, устанавливающих стандарты, нормы и нормативы, проверяющих  и оценивающих соответствие им продукции  и корректирующих работу исполнителей [5, с. 252].

     Руководители  начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они  сформулировали цели и задачи. Контроль очень важен, если руководитель хочет, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.

     Планы и организационные структуры  — это лишь картины того, каким  хотелось бы видеть будущее руководству. Множество разнообразных обстоятельств  может воспрепятствовать тому, чтобы  задуманное реализовалось. Для того чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на различные изменения, организациям нужен эффективный механизм оценки воздействия на них этих перемен. 

     Одна  из важнейших причин необходимости  осуществления контроля состоит  в том, что любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

     Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, т.е. отвечая на вопрос «Насколько мы продвинулись к поставленным целям?», руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей.

     Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых  результатов и проведения корректировок  в том случае, если достигнутые  результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

     В системе управления контроль выполняет  следующие основные функции:

  • проверочную – установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдение технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений;
  • информационную – сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта;
  • диагностическую – изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов;
  • прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров;
  • коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи;
  • ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание;
  • стимулирующую – по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание;
  • корректирующую – на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них;
  • защитную – способствует сохранности ресурсов [6, с. 371].

     Контроль  осуществляется в соответствии с  определенными принципами. Прежде всего, он должен быть всеохватывающим, т.е. держать  в поле зрения основные сферы деятельности организации и процессы, протекающие  в ней. Здесь нужен разумный, научно обоснованный подход, позволяющий получить достаточно полную и объективную  картину ситуации. Такой контроль не под силу одному человеку или небольшой группе людей. К нему привлекается весь персонал организации или его значительная часть, ибо наилучший эффект обеспечивает самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей.

     Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, задаваемую основными  приоритетами развития организации. Второстепенные сферы ее деятельности тщательно  проверять целесообразно далеко не всегда, а некоторые и вовсе не имеет смысла, так как это отвлекает много сил и средств.

Информация о работе Контроль в системе менеджмента