Контроль в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения контроля в системе менеджмента.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:
Рассмотреть сущность и назначение контроля в системе менеджмента.
Исследовать процесс контроля и дать определение понятию контроллинг.
Исследовать современные тенденции развития контроля в системе менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Понятие, сущность и принципы контроля в менеджменте 5
1.2. Виды контроля 10
2. ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ 20
2.1. Значимость установления стандартов 20
2.2.Сопостовление достигнутых результатов с установленными стандартами и принятие необходимых корректирующих действий 22
2.3. Контроллинг на предприятии: содержание, функции, задачи 26
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

     Контроль  осуществляется, прежде всего, не ради выявления проблем как таковых, сколь бы интересными они сами по себе ни были, а для их успешного  разрешения и достижения конкретных результатов. Поэтому бесполезную, ненужную для улучшения деятельности организации информацию собирать не стоит. В то же время, чтобы сформулировать адекватные решения, необходимо точно  знать степень отклонения основных параметров от запланированных показателей, его причины и возможные последствия.

     Современный контроль направлен не на исправление, а на предотвращение ошибок, что  значительно дешевле. Поэтому он представляет собой неотъемлемый элемент  процесса планирования на всех его  стадиях.

     Эффективный контроль должен увязываться и с  изменениями в структуре организации  и системе управления ею, поэтому  важным требованием, предъявляемым  к нему, является гибкость, приспособляемость  к изменяющимся условиям.

     Контроль  должен быть своевременным, позволять  устранять нарушения, прежде чем  они примут опасные размеры, иначе  он будет вечно опаздывать и окажется на практике бесполезным.

     Поскольку контроль не самоцель, а средство достижения цели, он должен служить условием повышения  эффективности хозяйствования, следовательно, быть экономичным. Это обеспечивается оптимизацией всех связанных с контролем  издержек.

     Эффективный контроль индивидуализирован, нацелен  на конкретные процессы, результаты, требует  учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе.

     Ориентированность контроля на человека означает его  доброжелательность, исключение какой  бы то ни было слежки за людьми. А это возможно в условиях максимальной открытости, гласности проведения соответствующих мероприятий.

     Контроль  должен соответствовать характеру  своего объекта, а цель его – быть понятной. Сотруднику необходимо показать, что контролируют не его личность, а производственную деятельность, что  делается это объективно. Поэтому  нецелесообразно применять те методы контроля, которые отвергаются людьми. Желательно избегать чрезмерного контроля над ними, тем более из недоверия, так как кроме пустой траты  средств и лишних эмоций это ничего не дает.

     Выполнение  работы нужно контролировать, хотя и не обязательно скрупулезно, и  если она не сделана, разобраться, почему так произошло. С другой стороны, слабый контроль, а тем более бесконтрольность являются признаком безразличного  отношения руководства к людям  и делам организации.

     Руководитель, для которого контроль наряду с планированием  является главной служебной обязанностью, должен проявлять при его проведении заботу о людях, поощрять их за любые  позитивные результаты. Это стимулирует  рост производительности и стремление к самосовершенствованию [6, с. 373].

     В целом на систему контроля влияют характер деятельности организации, степень  ее самостоятельности, факторы внешней  среды, позиции менеджеров. 

     1.2. Виды контроля 

     Контроль - это критически важная и сложная  функция управления. Одна из важнейших  особенностей контроля, которую следует  учитывать в первую очередь, состоит  в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

     Контроль  есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию  нельзя рассматривать полностью  в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми  частями общей системы контроля в организации.

     Выделяют  следующие основные виды контроля:

     1. По типу:

  • традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов;
  • опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целям; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок;
  • предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

     2. По видам:

    • финансовый;
    • маркетинговый;
    • контроль качества;
    • производственный и др.

     3. По объектам, каковыми являются:

  • состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем финансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования;
  • эффективность производственной деятельности;
  • промежуточные и конечные результаты;
  • затраты, потери и их виновники;
  • достоверность, качество, доступность, полнота информации;
  • сроки исполнения принимаемых решений;
  • имидж организации;
  • сохранение коммерческой тайны и др.

     4. По субъектам, которые осуществляют процесс контроля:

    • администрация;
    • функциональные службы;
    • специальные подразделения;
    • сами работники.

     5. По интенсивности:

    • нормальный;
    • усиленный.

     6. По месту осуществления.

     7. По целям:

    • фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного;
    • корректирующий – исправить положение дел.

     8. По методам:

  • фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта;
  • документальный происходит на основе сверок и проверок документов;
  • оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.

     9. По стадиям осуществления:

    • предварительный;
    • текущий;
    • заключительный [6, с. 374].

     Фирмы широко используют  две  формы  контроля:  финансовый   и административный.

     Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. Как правило, более детальная отчетность представляется крупными дочерними фирмами и компаниями, находящимися на важнейших рынках. Она ложится в основу сравнения фактических показателей с планируемыми. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности (производственно - хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании), а также по фирме в целом.

     Административный (оперативный) контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием [16, с. 132].

     По  стадиям осуществления выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

     Предварительный контроль. Некоторые наиболее важные виды контроля организации могут быть замаскированы среди других функций управления. Так, например, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ [18].

     Основными средствами осуществления предварительного контроля являются реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдений — это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

     Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех  деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для  выполнения тех или иных должностных  обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для  того чтобы убедиться, что принимаемые  работники окажутся в состоянии  выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить  документы и рекомендации, представляемые нанимаемым. Существенно повысить вероятность  привлечения и закрепления в  составе организации компетентных работников можно также путем  установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических  тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в  период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и  после их найма в ходе курса  обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу, и рядовым  исполнителям к уже имеющимся  у них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.

     Промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль используемых ими материальных ресурсов. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Один из способов предварительного контроля в этой области состоит в выборе такого поставщика, который убедительно доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита.

     Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.

     Текущий контроль. Данный контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.

     Текущий контроль не проводится одновременно с выполнением самой работы. Он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль аппарату управления необходима обратная связь. Простейшим примером обратной связи является сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Системы обратной связи позволяют руководству выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед нею задачам.

     Все системы с обратной связью:

     1. Имеют цели;

Информация о работе Контроль в системе менеджмента