Концептуальные подходы к разработке и принятию управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является исследование нормативного метода как действенного инструмента планирования; оперативного контроля и принятия управленческих решений; управленческого анализа.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть концептуальные подходы и базовые модели разработки и принятия управленческих решений;
Изложить процесс принятия управленческих решений в сфере планирования;
Провести анализ внутренних и внешних условий деятельности предприятия;
Выявить и проанализировать существующие на предприятии проблемы;
Привести способы решения выявленной проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

Для Лены.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

4 – Совершенствование  условий организации труда

4. 1 - внедрение современных контрольных приборов и счетно-вычислительной техники

4. 2 - создание  благоприятной производственной  среды на рабочих местах

Итогом анализа внутренней среды является рассмотрение сильных и слабых сторон организации. Для этого воспользуемся таблицей 3. 5.

Таблица 3. 5

Сильные и слабые стороны предприятия

 

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

3

1. Производство

  1. Высокая конкурентоспособность продукции.
  2. Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества.
  3. Относительно высокое качество продукции, постоянное его улучшение.

4. Имеется собственная  сырьевая база.

  1. Высокая энергоемкость производства.
  2. Высокие цены.
  3. Отрицательное влияние производства на экологию области.
  4. Продукция производится устаревшим «мокрым способом».

2. Кадры

  1. Подготовка и повышение квалификации производственных и научных кадров.
  2. Рабочие со стажем.
  3. Рабочие с высшим техническим образованием.
  1. Отсутствие стимулов к повышению производительности.
  2. Текучесть кадров.
  3. Не очень высокий уровень мотивации труда.

3. Маркетинг

  1. Эффективная система сбыта готовой продукции.
  2. Сбор информации о рынках сбыта.
  3. Широкие возможности сбыта своей продукции.
  1. Недостаточные маркетинговые исследования.
  2. Недостаточно квалифицированная маркетинговая политика.
  3. Слабая рекламная компания.

4. Организация

  1. Отлаженное партнерство с поставщиками.
  2. Эффективное взаимодействие различных структурных подразделений.
  3. Четкое разделение труда, профессиональная специализация.
  1. Зависимость от поставщиков.
  2. Отсутствие отделов, занимающихся инновационной деятельностью.

5. Финансы

  1. Предприятие остается финансово независимым.
  2. Достаточно быстрая оборачиваемость средств.
  3. Достаточное количество собственных оборотных средств.
  1. Большой объем дебиторской задолженности.
  2. Отсутствие долгосрочных источников финансирования.

 

Таблица позволяет заключить, что исследуемое предприятие имеет ряд недостатков. К примеру, велика сумма дебиторской задолженности, в том числе просроченной; растут себестоимость и отпускная цена цемента.

К настоящему времени на заводе преобладает энергоемкий «мокрый способ» производства цемента. Для сравнения, в Германии, Испании, Италии, Японии и других странах с развитой цементной промышленностью выпуск этого вяжущего осуществляется исключительно по энергосберегающему сухому способу.

 

3. 3 Анализ внешней среды предприятия

 

Цементная промышленность является составной частью тяжелой промышленности и определяет потенциал любого государства. Отрасль является основным поставщиком сырья для производства бетона и железобетона (свыше половины производимого цемента), который в свою очередь выступает основным конструкционным материалом в строительстве. Другими словами, это сектор, спрос, на продукцию которого прямо зависит от объемов жилищного и промышленного строительства.

Цементная промышленность имеет две основные отличительные особенности. Первая – производство цемента чрезвычайно энергоемко. Доля энергоресурсов, а также топлива превышает половину себестоимости. Это делает ее очень чувствительной к колебаниям стоимости энергоресурсов и различных видов топлива. Другая важная особенность отрасли – то, что при перевозках на дальние расстояния доля тарифа на грузоперевозки в стоимости для потребителя может достигать половины себестоимости продукта. Это резко усиливает локализацию рынка в рамках отдельных региональных сегментов. В основном же перевозки внутри региона имеют смысл только при существенном недостатке мощностей по производству цемента либо возможности существенно сэкономить на железнодорожном тарифе.

Оценивая состояние цементной промышленности России, следует отметить то, что отрасль в целом прошла стадию экономического спада и в настоящее время находится в состоянии подъема, и таким образом, цементную отрасль сегодня можно отнести к разряду стабильно развивающихся.

На функционирование отрасли и предприятия оказывают влияние большое число факторов. В целях определения факторов фонового окружения (косвенного воздействия), оказывающих наиболее существенное влияние на функционирование предприятия ЗАО «Белгородский цемент», составим табл. 3. 6.

Таблица 3. 6

Факторы косвенного влияния

 

Фактор

Проявление

фактора

Влияние на предприятие

Возможная

реакция со стороны предприятия

Государство

  1. Высокий уровень инфляции по стране;
  2. Увеличение тарифов естественных монополий;
  3. Экономическая нестабильность;
  4. Низкий уровень доходов населения.
  1. Высокий расход топлива и электроэнергии, вследствие использования «мокрого способа»;
  2. Рост дебиторской задолженности;
  3. Падение прибыльности предприятия.
  1. Внедрение менее капиталоемких, но весьма эффективных технологий;
  2. Бартер, взаимозачеты;

3. Изменение ценовой политики.

Природно-географические условия

  1. Выгодное географическое расположение предприятия;
  2. Изменение качества сырья.
  1. Экспорт продукции происходит с наименьшими затратами по доставке партнерам;
  2. Изменение качества готовой продукции.
  1. Успешное проведение экспортно-импортных операций;
  2. Повышение входного контроля качества сырья.

Научно-технический прогресс

Модернизация и замена устаревшего оборудования.

Обеспечение конкурентоспособности производимой продукции.

Внедрение замкнутого цикла производства цемента, закупка новейшего лабораторного оборудования.


 

Теперь перейдем к детальному исследованию факторов среды непосредственного окружения (прямого воздействия), поскольку факторы косвенного воздействия влияют на организацию через деловое окружение.

К среде непосредственного окружения относят ту часть внешней среды, с которой организация имеет конкретное и непосредственное взаимодействие. В центре внимания находятся потребители, конкуренты, поставщики.

Анализ делового окружения предприятия удобно осуществить, используя табл. 3. 7:

Таблица 3. 7

Факторы непосредственного окружения

 

Фактор

Проявление

Влияние на предприятие

Возможная реакция со стороны предприятия

Поставщики

Поставка сырья и материалов.

  1. Срыв поставок;
  2. Сокращение объема производства.

Поиск новых поставщиков.

Потребители

Создают стимул для работы.

  1. Увеличение (уменьшение) сбыта продукции;
  2. Заказы на продукцию и ее приобретение (увеличение или снижение спроса).
  1. Предоставление товаров в кредит;
  2. Бартер.

Конкуренты

  1. Создание конкуренции;
  2. Производство аналогичной продукции.
  1. Снижают долю рынка;
  2. Уменьшают возможности получения максимальной прибыли;
  3. Перетягивают потребителей, поставщиков.
  1. Улучшение качества продукции;
  2. Снижение издержек;
  3. Ценовая и неценовая конкуренция.

Анализ факторов непосредственного окружения говорит о том, что положение предприятия на рынке характеризуется устойчивостью в связи с наличием позитивного сотрудничества с потребителями, поставщиками и конкурентами. Необходимо отметить, что при правильном учете факторов непосредственного окружения все они могут оказать благоприятное воздействие на деятельность предприятия.

Выше говорилось о том, что в центре внимания при рассмотрении внешней среды предприятия находятся конкуренты. Проанализируем конкурентную среду ЗАО «Белгородский цемент».

Как уже было сказано выше, ЗАО «Белгородский цемент» входит в состав холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», который является крупнейшим отечественным холдингом, специализирующийся на производстве и реализации цемента, мощности которого достигают 33 млн. т. в год.

В состав холдинга входят еще 14 цементных заводов:

  • «Мальцовский портландцемент» (Брянская обл.),
  • «Михайловцемент» (Рязанская обл.),
  • «Липецкцемент» (Липецкая обл.),
  • «Савинский цементный завод» (Архангельская обл.),
  • «Невьянский цементник» (Свердловская обл.),
  • «Катавский цемент» (Челябинская обл.),
  • «Кавказцемент» (Карачаево-Черкесия),
  • «Осколцемент» (Белгородская обл.),
  • «Пикалевский цемент» (Ленинградская обл.),
  • «Подгоренский цементник» (Воронежская обл.),
  • «Ульяновскцемент» (Ульяновская обл.),
  • «Жигулевские стройматериалы» (Самарская обл.),
  • «Краматорский цементный завод «Пушка» (Украина, Донецкая обл.),
  • «Балцем» (Украина, Харьковская обл.).

Естественно, что между продукцией этих цементных заводов идет жесткая конкуренция, которая определяется их различной технической оснащенностью, поскольку от нее зависит как качество цемента, так и цены на него.

Основными конкурентами ЗАО "Белгородский цемент" являются ОАО «Осколцемент», ОАО «Мальцовцемент» и ОАО «Себряковцемент». Проведем анализ конкуренции, результатом которого будет выявление сильных и слабых сторон предприятий – конкурентов (табл. 3.8).

Таблица 3.8

Сильные и слабые стороны предприятий – конкурентов

 

КОНКУРЕНТЫ

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

ОАО «Осколцемент» Белгородская область, г. Старый Оскол

  • Более высокая производственная мощность;
  • Нет затрат на добычу сырья, т.к. предприятие работает на вскрыше Стойленского ГОКа;
  • Менее энергоемкое оборудование.
  • Неравномерный химический состав используемого сырья;
  • Отсутствие клинкерных складов замедляет процесс производства цемента;
  • Цех тарирования не отвечает требованиям;
  • Низкая скорость погрузки ж\д вагонов.

ОАО «Мальцовцемент» Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино

  • Географически ближе к строительному комплексу Москвы;
  • Ниже цена;
  • Более мощная производственная мощность.
  • В 1986 г. попал в зону Чернобыля;
  • Активность клинкера не позволяет выпускать цемент более высокой марки, чем ПЦ 500;
  • Проблемы с экспортом, т.к. цемент не соответствует европейскому стандарту (EN- 196).

ОАО «Себряковцемент» Волгоградская область, г. Михайловка

  • Большая печь полусухого способа производства, а значит меньше затрат на энергию;
  • Природная влажность сырья меньше;
  • Более высокая производственная мощность.
  • Удален от крупных городов, и, следовательно, и от основных рынков сбыта;
  • Полусухой способ дает большие затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования.

 

Как было сказано выше, одним из основных конкурентов на рынке Европейской части России и основным конкурентом на рынке г. Белгорода и области является предприятие «Осколцемент». Преимуществом Оскольского завода является то, что он более новый, а, следовательно, более современный, а значит, оборудование имеет меньший износ и технология производства более современна (сухой способ). На заводе установлена финская упаковочная линия, позволяющая свести на нет потери при тарировании. Качество цемента производимого в Старом Осколе не выше Белгородского, но проигрывает в цене. Старооскольский завод в 1,5 раза мощней Белгородского.

Также наиболее близким и сильным конкурентом ЗАО «Белгородцемент» является ОАО «Липецкцемент», г. Липецк.

Таким образом, ЗАО «Белгородский цемент» довольно сильный конкурент ОАО «Осколцемент» и ОАО «Липецкцемент», это в большей степени обусловлено экспортом цемента, что, тем не менее, не опровергает сильную позицию предприятия.

В табл. 3.9 указаны доли и емкость как ЗАО «Белгородский цемент», так и его основных конкурентов.

Таблица 3. 9

Доли и емкость предприятий на цементном рынке России

 

Предприятие

Производство цемента

за 2004 г. (тыс. т.)

Доля в общем объеме, %

ЗАО «Белгородский цемент»

1712, 7

4, 54

ОАО «Осколцемент»

2218, 8

5, 88

ОАО «Мальцовцемент»

3591, 3

9, 5

ОАО «Себряковцемент»

1614, 0

4, 28

ОАО «Липецкцемент»

1487, 0

3, 9

Другие предприятия

27162, 5

72, 06

ВСЕГО

37690, 1

100


 

Для наглядного изображения построим диаграмму.

Рис. 3. 3. Доли предприятий на цементном рынке России

 

Характеризуя внешнюю среду предприятия, необходимо также проанализировать сбытовую деятельность предприятия.

ЗАО «Белгородский цемент» относится к трем ведущим предприятиям-экспортерам, обеспечивающих более 70% общероссийских поставок.

Информация о работе Концептуальные подходы к разработке и принятию управленческих решений