Корпоративное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

В процессе трансформации экономики России возникли тысячи принципиально новых для страны корпоративных структур - открытых и закрытых акционерных обществ. Они отличаются друг от друга по размеру, деловой активности, эффективности деятельности, инвестиционной привлекательности и другим параметрам. В условиях хозяйственного кризиса многие из корпоративных структур превратились в накопители долгов, были поглощены или разделены на части. В условиях подъёма экономики пережившие кризис корпорации показали, что они обладают серьёзным потенциалом экономического роста, инноваций и социально-экономической стабилизации.

Содержание

Введение
4
1.
Российские корпорации в современной экономике
6

1.1
Этапы становления корпоративного управления в России
6

1.2
Виды корпораций и их характеристика
14

1.3
Органы управления корпорацией
24
2.
Теоретические и практические аспекты деятельности Корпорации развития Северного Кавказа
29

2.1
Направления деятельности Корпорации развития Северного Кавказа
29

2.2
Анализ деятельности Корпорации развития Северного Кавказа в 2011 году
34
3.
Перспективы развития ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа»
39
Заключение
42
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

13. кур. корпоративн. управл.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Креативная  корпорация.

Важнейшей чертой конца ХХ века стала неудержимая  экспансия «новой экономики», в основе которой лежат наиболее совершенные информационные технологии. Правда, недавно многие исследователи поспешили объявить о резком торможении и едва ли не об окончании этого процесса. Причина – падение стоимости акций высокотехнологичных компаний, которым ознаменовался 2000 год. Но данный спад должен стать поводом не для реквиема по «новой экономике», а для активизации исследований закономерностей ее становления и развития.

С одной стороны, технологический  прогресс резко подорвал позиции традиционных крупных гигантов. С другой стороны, в последнее время имело место резкое удешевление технологических достижений. Это привело к тому, что все больше квалифицированных специалистов находит применение своим способностям в небольших компаниях, отличающихся высокой степенью свободы сотрудников и не всегда четко ориентированных на традиционно понимаемую экономическую эффективность.

Итак, развитие «новой экономики» привело  к широкому распространению мелких компаний, которые могут быть организованы с минимальными инвестициями и основным достоянием которых являются интеллект и таланты их основателей. Развитие подобных структур требует партнерства творческих личностей, а не отношений руководства и подчинения; их цели приобретают ярко выраженную неэкономическую составляющую.

Такие объединения представляют новый  вид – креативные корпорации. Они  являются уже не столько элементами общества, сколько общностями. Данные образования организуют деятельность не на основе приказов руководителя, решения  большинства и даже консенсуса, а на базе внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Впервые мотивы деятельности оказываются выше ее стимулов. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, управлении знаниями, сменяющем прежнее научное управление индустриальной эпохи, становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.

Креативная  корпорация отличается от рассмотренных  выше типов по целому ряду параметров:

ее  деятельность в первую очередь отвечает внутренним устремлениям и идеалам создателей и выходит за рамки экономической целесообразности. Превалирует, как правило, их стремление реализовать свой потенциал, накопленный ранее, - разработать и организовать производство принципиально новой услуги, продукции, информации или знания. По мере развития компании этот весьма сильный мотив дополняется желанием самореализации в качестве ее создателя как социальной структуры;

она строится вокруг творческой личности, гарантирующей ее устойчивость и процветание. Успех владельцев здесь обусловлен не контролем над большей частью капитала своих компаний, а тем, что они как основатели бизнеса, ставшего главным проявлением их творческих возможностей, несут за него ответственность, олицетворяя в глазах общества в первую очередь созданный им социально-производственный организм. Для таких предпринимателей характерно отношение к бизнесу как к своему творению и, следовательно, приверженность целям организации оказывается более устойчивой, чем та, что базируется на отношении к ней как к своей собственности;

такие хозяйственные образования чаще всего не следуют текущей хозяйственной  конъюнктуре, а формируют ее. Их продукцию  обычно составляют качественно новые  знаниеемкие товары или услуги. Креативные корпорации в большинстве случаев не принимают форму диверсифицированных фирм и конгломератов, сохраняя ту узкую специализацию, которая была предусмотрена при их создании. Радикально меняя облик современного бизнеса, они тем не менее не отрицают прежних организационных форм. Причем они видоизменяют реальность деловой жизни, привнося в нее не вполне экономические элементы, основанные на возрастающей свободе индивидов и порождающие дальнейшие ее упрочение и развитие. В этом отношении креативные корпорации воплощают собой выход за пределы классической индустриальной компании и жестко противостоят этатистским структурам;

они не только способны развиваться, используя  внутренние источники, но и обнаруживают возможность постоянно преобразовываться, давая жизнь все новым и новым компаниям. Действительно, в условиях, когда отдельные работники в некотором смысле персонифицируют определенные элементы производственного процесса, не существует серьезных препятствий для выделения из той или иной структуры данного типа новых самостоятельных элементов.

Отсюда  можно сделать вывод, что в  наступившем столетии роль креативных корпораций усилится. Именно этот факт отражает реальный масштаб и значение современной технологической революции, делающей новое общество все более  и более непохожим не то, которое мы оставили в ХХ веке.

Рассмотрим наиболее распространенные формы корпоративных объединений в России6.

ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ КОМПАНИИ

СУЩНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОМПАНИИ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ  НА ИМУЩЕСТВЕННОЙ ОСНОВЕ

1.холдинг

Группа компаний, где управляющая  компания владеет контрольным пакетом  акций других компаний и выполняет  по отношению к ним контрольные  функции

Образуется группа компаний, основанных на участии в капитале, появляется возможность контролировать зависимые и дочерние компании

2.концерн

Это объединение на долгосрочной основе компаний, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности, где в качестве материнской  выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольного пакета акций дочерних предприятий. от холдинга отличается доминантной собственной оперативной деятельностью

Свойственными концерну являются централизация  оперативного управления, жёсткие связи  и ориентация на длительный срок функционирования, что соответствует целям объединения, предусматривает долгосрочный характер взаимодействия

3.финансово-промышл. группа, ФПГ

Совокупность юр.лиц, действующих  как основные и дочерние общества, объединившие свои активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции. Характерная особенность ФПГ – наличие в составе группы функционально разных капиталов

Объединения финансового и промышленного  капиталов предполагается при реализации крупных инвестиционных проектов, широкие возможности формирования системы участия в ФПГ делают данную форму подходящей для управления проектом

4.

конгломерат

Объединение по производству технологически не связанной продукции. Своего рода замкнутый рынок капитала, в рамках которого идёт концентрация денежных средств  от диверсифицированных видов деятельности

Широкая децентрализация управления, ответственность за принятие решений  и обеспечение прибыльности возлагается  на сами филиалы. высшее управление не занимается текущим планированием и сосредотачивается лишь на принятии стратегических решений. как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых и других функциональных связей.

5.трест

Объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются  в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство деятельностью осуществляется из единого центра, общая прибыль треста делится в соответствии с долевым участием отдельных предприятий

Это самая жёсткая из всех рассматриваемых  форм, т.к. в рамках треста объединённые компании теряют юридическую, хозяйственную, производственную самостоятельность. При этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятия, а не какая-либо сторона, как в картели или синдикате. Все объединённые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство всем производственным комплексом.

ДОГВОРНЫЕ ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ

1.

консорциум

Временный союз независимых компаний, целью которого являются разные виды их скоординированной деятельности. Организация консорциума оформляется соглашением.

Данная форма удобна для совместной борьбы за получение заказов, проектов, их совместное исполнение.

Преимущество -срочность объединения.

Недостаток – компании не интегрируются, а лишь объединяют ресурсы, => меньше возможностей для взаимного контроля и не возникает системы участия. компании полностью сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением цели консорциума. компании могут входить в состав нескольких консорциумов, т.к. могут участвовать в осуществлении нескольких проектов

2.синдикат

Объединение однородных промышленных предприятий, созданных в целях  сбыта продукции через общую  сбытовую контору

Участники сохраняют юридическую, производственную самостоятельность, но ограничиваются в коммерческой. централизованно производится сбыт продукции, организация сбыта  продукции его участников через единый сбытовой орган может реализовываться не вся, а только часть продукции участников синдиката. закупка сырья для участников синдиката осуществляется так же через сбытовую контору

3.строительный альянс

Соглашение о кооперации 2х или  более независимых компаний для  достижения определённых коммерческих целей. Получение синергии объединение взаимодополняющих стратегических ресурсов компании

1 из типов альянса. цель –  реализация инвестиционных проектов. недостаток – не создаётся  система участия, => снижение возможности  взаимного контроля и координирования  участников альянса. Альянс не является самостоятельным юр.лицом

4.картель

Объединение компаний одной отрасли, которые вступают между собой  в соглашение, касающееся различных  сторон коммерческой деятельности

Форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли. сохраняются права собственности участников картели на свои предприятия, обеспечивается хозяйственная, экономическая, юридическая самостоятельность. Как правило, объединение компаний одной отрасли, ведётся совместная деятельность по реализации продукции, которая может распределиться и на её производство

5.пул

Временное объединение компаний, отличающееся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд и  распределяется между ними согласно установленным пропорциям

Организационная форма интеграции. является одной из форм монополистических  объединений компаний и разновидностью картели. объединение компаний в  пулы имеет часто временный характер, устанавливаются общие правила  разделения расходов и прибыли

6.объединение предпринимателей (ассоциация, союз)

Добровольное объединение юр. и  физ.лиц для достижения общехозяйственной, научной, культурной и какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели

Самая мягкая форма интеграции, создающаяся в целях кооперации деятельности рекомендационного характера, возможна централизация определённых функций. (в основном, информационного характера). члены ассоциации не отвечают по обязательствам других членов. ассоциация не даёт возможности получения коммерческой выгоды.


 

Корпорации также классифицируются по широте географического охвата, а также по целям создания

ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИИ

ВИДЫ КОРПОРАЦИЙ

По широте географического охвата

Транснациональные – это корпорации, осуществляющие основную часть своих операций за пределами страны, в которой они зарегистрированы (чаще всего в нескольких странах, где корп.имеет сеть отделений, филиалов, представительств)

Межгосударственные – корпорации, получившие право осуществления  деятельности на территории другой страны путем заключения соглашения между гос.органами страны её регистрации и другой страны. В случае создания международной ФПГ на основании межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной или международной ФПГ.

Национальная – осуществляет деятельность в масштабах всей страны, в которой она зарегистрирована

Отраслевая – в рамках одной  отрасли нац.экономики (как правило, узко диверсифицированная компания)

Региональная корпорация, в состав которой входят компании, зарегистрированные на территории 1 региона (объединения, ФПГ)

П-ие – это корпорации, представляющие собой самостоятельный обособленный имущественный хозяйственный комплекс, не являющийся объединением нескольких юридических лиц

По целям создания

Коммерческие корпорации – создаются для извлечения прибыли в ходе своей деятельности

Некоммерческие – не рассчитывают на получение прибыли, это правительственные, городские, муниципальные, политические объединения, благотворительные, религиозные, посвятительные и т.п. институты


 

1.3 Органы управления  корпорацией

В силу ч. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое  лицо приобретает гражданские права  и принимает на себя гражданские  обязанности через свои органы, действующие  в соответствии с законом, иными  правовыми актами и учредительными документами, а в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

 При осуществлении  полномочий от имени и в  интересах корпорации органы  ее управления должны действовать добросовестно и разумно, возмещать по требованию учредителей (участников), если иное не предусмотрено законом или договором, причиненные ими корпорации убытки.

Высшим органом управления хозяйственного общества является общее  собрание участников общества.

Общее собрание участников хозяйственного общества может быть очередным или внеочередным.

Органом управления, собирающимся между общими собраниями участников хозяйственного общества, является совет  директоров (наблюдательный совет), к  компетенции которого относятся:

1) образование исполнительных  органов общества и досрочное  прекращение их полномочий;

2) решение вопросов  о совершении крупных сделок  в случаях, предусмотренных законом; 

3) решение вопросов  о совершении сделок, в совершении  которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных законом; 4) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;

5) решение иных вопросов, предусмотренных законом. 

Руководство текущей  деятельностью хозяйственного общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

Исполнительные органы хозяйственного общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

 Проверки финансово-хозяйственной  деятельности хозяйственного общества  осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), которая имеет доступ  ко всей документации, касающейся  деятельности общества.

 Управление деятельностью  хозяйственного товарищества осуществляется  по общему согласию всех полных  товарищей. 

Каждый полный товарищ  вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его полные товарищи ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным полным товарищам.

При совместном ведении  дел товарищества его полными  товарищами для совершения каждой сделки требуется согласие всех полных товарищей.

Если ведение дел  товарищества поручается его полными товарищами одному или некоторым из них, остальные полные товарищи для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от полного товарища, на которого возложено ведение дел товарищества.

 В соответствии  со ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица должно быть фирменным и содержать указание на его организационно-правовую форму. Корпорация вправе в установленном законом порядке зарегистрировать свое фирменное наименование. В этом случае корпорация приобретает исключительное право использования своего фирменного наименования и право требовать от лиц, неправомерно использующих фирменное наименование корпорации, прекратить его использование и возместить причиненные этим убытки.  Местонахождение корпорации определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация корпорации осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени корпорации без доверенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретические  и практические аспекты деятельности Корпорации развития Северного Кавказа

2.1 Направления деятельности Корпорации развития Северного Кавказа

 

ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» было создано в 2010 году с целью развития инвестиционной среды Северо-Кавказского федерального округа («СКФО») за счет привлечения инвесторов и участия в реализации производственных и инфраструктурных проектов на территории округа.

Главными приоритетами Корпорации являются содействие реализации государственной программы, направленной на развитие Северо-Кавказского федерального округа, привлечение в регион инвестиций и создание новых рабочих мест.

ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» является совершенно новой структурой для Северного Кавказа, позволяющей эффективно соединять интересы отечественных и зарубежных инвесторов с одной стороны, и государственных органов – с другой, что гарантирует динамичную реализацию проектов и повышение инвестиционной отдачи региона.

Миссия, задачи и направления  деятельности КРСК определяются Стратегией ОАО «Корпорация развития Северного  Кавказа», утвержденной Советом директоров Корпорации 4 апреля 2011 года.

Миссия Корпорации –  создание успешного инвестиционного бизнеса с целью стимулирования экономического развития регионов Северного Кавказа.

В Стратегии определены следующие задачи для Корпорации на 2011-2015 годы:

Содействие привлечению  дополнительных инвестиций в СКФО в  объеме не менее 70 миллиардов рублей за счет частных инвесторов (акционерных и долговых)

Содействие реализации в СКФО не менее 120 инвестиционных проектов, создание до 35 тыс. новых рабочих  мест

Формирование в течение 3-х лет собственного инвестиционного  портфеля, состоящего из 30-40 проектов

Для реализации поставленных целей Корпорация развивает инвестиционное и консультационное направления  деятельности.

В соответствии со Стратегией СЭР СКФО в регионе предполагалось создание института развития в форме  акционерного общества со 100-процентным участием государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как одного из механизмов повышения эффективности государственного управления. В рамках плана по развитию региона, изложенного в Стратегии СЭР СКФО, работа корпорации развития должна была осуществляться по нескольким направлениям: развитие промышленности и сельского хозяйства, туризма, инфраструктуры, привлечение инвестиций. Корпорация должна была стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном округе, и оказывать содействие реализации инвестиционных проектов.

Информация о работе Корпоративное управление