Корпоративное управление в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель диссертации – исследовать теоретические основы корпоративного управления в банках и проанализировать уровень развития и эффективность корпоративного управления в коммерческих банках Казахстана.
В корпоративном управлении есть две стороны - внутренняя и внешняя.
Анализ корпоративного управления предусматривает проведение анализа по двум следующим направлениям:
1) Корпоративное управление в стране: анализ правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры. Объектом изучения является степень возможного воздействия внешних факторов макроэкономического уровня на качество корпоративного управления в банковской сфере.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы корпоративного управления в коммерческих банках
1.1 Сущность корпоративного управления, его роль и значение в рыночных условиях
1.2 Особенности и модели корпоративного управления в коммерческих банках
1.3 Принципы корпоративного управления
Глава 2. Анализ уровня развития корпоративного управления в банках Казахстана
2.1 Обзор правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры корпоративного управления в Республике Казахстан (страновой анализ)
2.2 Анализ внутренней структуры и методов корпоративного управления банков Казахстана
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 105.51 Кб (Скачать файл)

Московский институт государственного и корпоративного управления

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Корпоративное управление»

На тему: «Корпоративное управление в коммерческих банках»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 2 курса

гр.Мб-12-3с

Кувакиной А.Д.

Проверила

Баркова Т.И.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы корпоративного управления в коммерческих банках

1.1 Сущность корпоративного  управления, его роль и значение  в рыночных условиях

1.2 Особенности и модели  корпоративного управления в  коммерческих банках

1.3 Принципы корпоративного  управления

Глава 2. Анализ уровня развития корпоративного управления в банках Казахстана

2.1 Обзор правовой, регулирующей  и информационной инфраструктуры  корпоративного управления в  Республике Казахстан (страновой  анализ)

2.2 Анализ внутренней структуры  и методов корпоративного управления  банков Казахстана

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В рамках вступления Казахстана в ВТО и число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира внедрение практики корпоративного управления становится объективной необходимостью для казахстанских компаний.

Во многих странах низкий уровень практики корпоративного управления оказывает негативное воздействие на эффективность инвестиций, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне. Необходимость внедрения норм корпоративного управления и обеспечения большей прозрачности находит все более широкое признание на развивающихся рынках.

Корпоративное управление в первую очередь направлено на такую часть менеджмента любой организации, как взаимодействие между собственниками и руководящим звеном. Эффективная система корпоративного управления позволяет достигнуть увеличения стоимости компании, снижения стоимости привлечения капитала, снижения финансовых, операционных и бизнес-рисков, повышения устойчивости компании к изменениям внешних условий.

Проблема корпоративного управления в банковской сфере исключительно актуальна – ведь, в конечном счете, от его эффективности зависит будущее отечественной банковской системы. Дополнительный импульс к тому, чтобы задуматься над вопросами качества корпоративного управления в казахстанских банках и небанковских кредитных организациях, дали события, произошедшие в банковском секторе Казахстана летом 2007 года и охарактеризованные аналитиками как кризис доверия банков друг к другу, проявившийся, прежде всего, на рынке межбанковских кредитов.

Этим определяется актуальность темы диссертационного исследования.

Цель диссертации – исследовать теоретические основы корпоративного управления в банках и проанализировать уровень развития и эффективность корпоративного управления в коммерческих банках Казахстана.

В корпоративном управлении есть две стороны - внутренняя и внешняя.

Анализ корпоративного управления предусматривает проведение анализа по двум следующим направлениям:

1) Корпоративное управление  в стране: анализ правовой, регулирующей  и информационной инфраструктуры. Объектом изучения является степень  возможного воздействия внешних  факторов макроэкономического уровня  на качество корпоративного управления  в банковской сфере.

2) Корпоративное управление  в компании. Главным объектом  изучения является внутренняя  структура и методы корпоративного  управления. Основное внимание уделяется  тому, что делается той или  иной компанией и как это  соотносится с лучшими образцами  мировой практики.

В соответствии с вышеизложенным, аналитическая часть исследования будет разложена на два самостоятельных раздела.

Таким образом, сформулированная выше цель исследования достигается посредством решения ряда поставленных задач:

изучить теоретические основы корпоративного управления в коммерческих банках;

выполнить страновой анализ, т.е. анализ нормативно-правовой и регулирующей инфраструктуры корпоративного управления в Казахстане;

проанализировать внутреннюю структуру и методы корпоративного управления на примере коммерческих банков Казахстана;

рассмотреть проблемы и пути совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках.

Объектом исследования является банковская сфера Казахстана в целом, и в частности, ряд казахстанских коммерческих банков: БТА-банк, Казкоммерцбанк, Альянс-банк, Халык-банк, АТФ-банк.

Предметом исследования явились процессы организации и методы системы корпоративного управления.

Практическая значимость работы: В периодической печати стран СНГ было множество публикаций на тему: "Корпоративное управление в банках", но данные печатные материалы характеризуются, в основном, расплывчатостью и неоднозначностью подходов к проблеме исследования. Публикации содержат терминологию, историю нормативно-законодательного регулирования вопросов корпоративного управления в международной практике и постановку ряда проблем корпоративного управления в банках постсоветсткого пространства.

Мною в рамках данной диссертации будет проведен анализ компонентов системы корпоративного управления в конкретных банках и даны рекомендации по его совершенствованию, а также рассмотрена внешняя сторона проблемы – проведен так называемый страновой анализ.

Теоретическая и методологическая основа, эмпирическая база исследования. В качестве теоретической и методологической основы исследования использовался широкий круг работ в области корпоративного управления в компаниях, а также положения нормативных и законодательных актов, определяющих круг требований к организации систем корпоративного управления в коммерческих банках.

 

Глава 1. Теоретические основы корпоративного управления в коммерческих банках

1.1 Сущность корпоративного  управления, его роль и значение  в рыночных условиях

Для отражения сущности термина "корпоративное управление" необходимо провести обзор литературных источников.

Единого универсального определения, применимого для всевозможных ситуаций, стран и правовых систем, не существует. По словам профессора из Оксфорда Колина Мейера, корпоративное управление - это область, где немногие установленные факты утонули во множестве мнений.

Россиянин Энтов Р.М., который является профессором Высшей школы экономики, известным специалистом в области денежной теории, корпоративных финансов, корпоративного управления определяет данный термин так: "Термин "корпоративное управление" характеризует совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности и формируется структура корпоративного контроля". То есть речь идет о влиянии акционеров на управление ресурсами банка или компании. Этот термин все-таки применим в основном и, в первую очередь, для акционерных структур. То есть для структур, где имеется разделение собственности и функции контроля.

Второе определение принадлежит сэру Адриану Кэдбери, автору первого в мире Кодекса корпоративного управления. Он был опубликован в 1992 г. Произошло это после череды довольно неприятных событий на финансовых рынках - краха империи Роберта Максвелла, краха банка "Би-си-си-ай" и краха крупной сети розничных супер-маркетов. Тогда финансовое сообщество вдруг задумалось: а почему это стало возможным и почему инвесторы ничего не знали заранее о негативных процессах, происходящих в этих структурах? Иначе они успели бы как-то повлиять на ситуацию в этих компаниях и банках, либо, по крайней мере, продать свои акции и выйти из игры без потерь.

Ответом на это послужила инициатива снизу. Компания "Кэдбери" и "Швепс" разработала и приняла кодекс, регламентирующий основные принципы отношения компании с инвесторами. В 98-м году этот кодекс под названием "Комбинированный кодекс" был принят Лондонской биржей.

Итак, сэр Адриан Кэдбери сказал: "Роль корпоративного управления - в том, чтобы одновременно поощрять эффективное использование ресурсов и равным образом требовать ответственности за управление этими ресурсами". То есть речь идет о том, что инициатива менеджмента, конечно, должна быть, ее нужно поощрять, ее нужно стимулировать. Но, с другой стороны, эту инициативу необходимо ограничивать, и делать это должны акционеры.

Международная практика предлагает множество вариантов, так, например, Международная Финансовая Корпорация (IFC) определяет корпоративное управление как структуры и процессы руководства компаниями и контроля за ними.

В соответствии с определением, предложенным Организацией экономического сотрудничества и развития, под корпоративным управлением понимается система взаимоотношений между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами - сотрудниками, клиентами, поставщиками, общественностью, органами надзора, правительством.

В понимании западного законодательства корпоративное управление означает систему взаимоотношений между собственниками (акционерами) предприятия и теми, кто им управляет, т. е. менеджерами. Корпоративное правление включает систему выборных и назначенных органов, осуществляющих управление деятельностью корпорации, отражающих баланс интересов собственников и ориентированных на обеспечение максимально возможной прибыли от всех видов деятельности в рамках норм действующего законодательства.

Российский автор Мазур И. определяет главную функцию корпоративного управления как обеспечение работы компании в интересах акционеров/инвесторов, предоставивших компании финансовые ресурсы, а также, в той или иной мере, других заинтересованных групп (если такие представлены в системе корпоративного управления данной компании).

Таким образом, ученые и специалисты по-разному подходят к определению самого понятия корпоративного управления, раскрытию его содержания, роли и значения в рыночных условиях. Одни исследователи при рассмотрении содержания корпоративного управления чаще всего делают акцент на отдельных наиболее характерных чертах, присущих той или иной модели корпоративного управления. Другие – связывают понятие корпоративного управления с применением его только в акционерных структурах, где четко просматривается разделение интересов собственников и функций менеджмента.

В большинстве определений корпоративного управления имеется ряд общих элементов, характеристик и подходов, а именно:

корпоративное управление – это система взаимоотношений, характеризуемая определенными структурами и процессами;

участники корпоративных взаимоотношений имеют различные (иногда противоположные) интересы;

все стороны системы корпоративного управления должны иметь возможность участвовать в управлении компанией и осуществлять контроль за ее деятельностью;

система корпоративных отношений должна быть направлена на справедливое распределение прав и обязанностей всех субъектов, имеющих отношение к ней, с тем, чтобы повысить эффективность деятельности и стоимость компании в долгосрочной перспективе.

Корпоративное управление в приведенном выше контексте подразумевает определенный круг участников корпоративных отношений. Ими являются:

- менеджеры компании;

- владельцы (акционеры/инвесторы);

- иные заинтересованные  группы (масштаб представительства  этих групп, их состав зависят  от особенностей экономической  и социальной системы, системы  корпоративного управления той  или страны). Эти группы могут  включать кредиторов компании, наемный  персонал, местные органы самоуправления  и пр.

Исходя из места, роли и значения корпоративного управления в общественной жизни людей и государства, корпоративное управление в широком смысле представляет собой систему, эффективный инструмент формирования и регулирования экономических и социальных отношений в процессе производства и распределения общественных благ, поэтому в его укреплении и развитии одновременно заинтересованы многие субъекты этих отношений: собственники, менеджеры, персонал, поставщики оборудования, сырья и материалов, покупатели продукции, инвесторы и кредиторы, банки, страховые компании, государство, региональные и местные органы управления.

С позиции источников средств для ведения бизнеса в системе корпоративного управления необходимо, прежде всего, выделить следующие заинтересованные стороны, обладающие разными возможностями воздействия на управление коммерческим банком, а также преследующие разные цели: мажоритарные акционеры; миноритарные акционеры; крупные кредиторы; мелкие кредиторы; регулирующие органы.

Наибольшими возможностями по степени воздействия на управление в организации и достижение преследуемых целей обладают мажоритарные акционеры. Концентрация собственности в руках крупных акционеров создает условия и предпосылки по предотвращению нарушения интересов мажоритарных акционеров со стороны менеджеров. Это определяется тем, что крупные акционеры имеют доступ к получению информации и больше возможностей по мониторингу деятельности менеджеров. Мажоритарные акционеры могут делегировать в советы директоров своих представителей и проводить политику по контролю за деятельностью менеджеров. Наконец, крупные акционеры имеют возможность через своих представителей в совете директоров осуществлять влияние на прием на работу и увольнение менеджеров, определение условий их оплаты и установление размеров вознаграждений, что создает предпосылки для лоббирования интересов мажоритарных акционеров нередко и в ущерб интересам миноритариев.

В странах с несовершенной законодательной базой инвесторам выгодно становиться крупными акционерами, поскольку крупный пакет акций служит инструментом управления и защиты их капитала от экспроприации. Концентрация собственности у крупных акционеров в то же время порой не только ведет к ущемлению интересов миноритарных акционеров, но и может приводить к нарушению принципов корпоративного управления, когда крупные акционеры могут использовать аффилированные с ними компании для вывода средств из компании.

Информация о работе Корпоративное управление в коммерческих банках