Корпоративное управление на примере ОАО "ММК"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Корпорация – это важнейший институт современной экономики. Процесс интеграции российских корпораций в мировое экономическое сообщество вызывал всплеск интереса к вопросам, касающимся корпоративного управления. Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:
- повышения конкурентоспособности корпорации на мировом рынке;
- обеспечение инвестиционной привлекательности;
- создание эффективного механизма управления собственностью;
- соблюдение баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц;

Вложенные файлы: 1 файл

моя работа.docx

— 243.99 Кб (Скачать файл)

Введение.

Корпорация – это важнейший  институт современной экономики. Процесс  интеграции российских корпораций в  мировое экономическое сообщество вызывал всплеск интереса к вопросам, касающимся корпоративного управления. Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:

- повышения конкурентоспособности  корпорации на мировом рынке;

- обеспечение инвестиционной  привлекательности;

- создание эффективного  механизма управления собственностью;

- соблюдение баланса интересов  всех финансово-заинтересованных  лиц;

- разделение функций владения  и управления в крупных организациях.

Понятие «корпоративное управление»  появилось в российской экономике  относительно недавно, но, тем не менее, экономисты и аналитики широко и  активно изучают и анализируют  его в учебной литературе и  периодических изданиях ведущих  экономических журналов.

1.Сущность корпоративного  управления.

В современной российской экономике корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и  инвестиционный климат.

Что же такое корпоративное  управление? Эта проблема достаточно сложная, относительно новая и продолжающая развиваться. Существует множество  определений данного понятия.

- организация экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР) дает следующую формулировку: «Корпоративное  управление относится к внутренним  средствам обеспечения деятельности  корпораций и контроля над  ними... Корпоративное управление  также определяет механизмы, с  помощью которых формулируются  цели компании, определяются средства  их достижения и контроля над  ее деятельностью». В широком  смысле корпоративное управление  рассматривается как процесс  осуществления власти хозяйствующими  субъектами, принятия решений в  рамках отношений собственности  на основе сложившегося производственного,  человеческого и социального  капитала... определяется характером  целевых установок деятельности предприятия и его руководства, типами контроля, интересов и собственности1

- корпоративное управление  оценивается также как организационная  модель, которая призвана, с одной  стороны, регулировать взаимоотношения  между менеджерами компаний и  их владельцами (акционерами), с  другой - согласовать цели различных  заинтересованных сторон, обеспечивая  тем самым, эффективное функционирование  компаний;

- система, с помощью  которой осуществляется управление  и контроль за деятельностью  предпринимательских организаций.  Структура корпоративного управления  определяет права и обязанности  лиц, входящих в корпорацию, например, членов совета директоров, менеджеров, акционеров и других заинтересованных  сторон, и устанавливает правила  и порядок принятия решений  по делам корпорации. Корпоративное  управление также обеспечивает  структуру, на основе которой  устанавливаются цели и задачи  деятельности компании, определяются  пути и средства их достижения  и контролируется

- система или процесс,  с помощью которого управляется  и контролируется деятельность  корпораций, подотчетных акционерам;

- система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров2; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния.

Таким образом, единого понятия  корпоративного управления на сегодняшний  день в мировой практике не существует. Вышеперечисленные определения  позволяют свести корпоративное  управление к трем основным направлениям: управлению собственностью акционерного общества, управлению производственно-хозяйственной  деятельностью общества, а также  управлению финансовыми потоками. Поэтому  корпоративное управление - это система  взаимодействия между органами управления компании, акционерами и заинтересованными  лицами, которая отражает баланс их интересов и направлена на получение  максимальной прибыли от деятельности компании в соответствии с действующим  законодательством и с учетом международных стандартов.

Корпоративное управление в  узком понимании – это система  правил и стимулов, побуждающих управленцев  компании действовать в интересах  акционеров.

В широком смысле корпоративное  управление – это система организационно-экономических, правовых и управленческих отношений  между субъектами экономических  отношений, интерес которых связан с деятельностью компании. В свою очередь, под субъектами корпоративного управления понимается: менеджеры, акционеры  и другие заинтересованные лица (кредиторы, служащие компании, партнеры компании, местные органы власти).

Все участники корпоративных  отношений имеют общие цели:

- создание жизнеспособной прибыльной компании, обеспечивающей выпуск высококачественных товаров и рабочие места, а также обладающей высоким престижем и безупречной репутацией;

- увеличение стоимости материальных и нематериальных активов компании, рост котировок ее акций и обеспечение выплаты дивидендов;

- получение доступа к внешнему финансированию (рынкам капитала);

- получение доступа к трудовым ресурсам (кадрам менеджеров и других работников);

- увеличение рабочих мест и общий рост экономики.

Вместе с тем, каждый участник корпоративных отношений имеет  свои интересы, и различие между  ними может привести к развитию корпоративных  конфликтов. В свою очередь, надлежащее корпоративное управление содействует  предотвращению конфликтов, а при  возникновении - их разрешению посредством  предусмотренных процессов и  структур. Такими процессами и структурами  являются формирование и функционирование различных органов управления, регулирование  взаимоотношений между ними, обеспечение  равноправного отношения ко всем сторонам, раскрытие надлежащей информации, ведение бухгалтерского учета и  финансовой отчетности в соответствии должными стандартами и пр.

 

Рис. 1 Система корпоративного управления

 

Менеджеры получают основную часть своего вознаграждения, как  правило, в виде гарантированной  заработной платы, в то время, как  остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Они заинтересованы, прежде всего, в  прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия  непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии  развития компании, как правило, склонны  к установлению прочного долгосрочного  баланса между риском и прибылью. Менеджеры зависят от акционеров, представленных советом директоров и заинтересованы в продлении  своих контрактов на работу в компании. Они также непосредственно взаимодействуют  с большим числом групп, проявляющих  интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные  власти и пр.) и вынуждены принимать  во внимание, в той или иной степени, их интересы. Менеджеры находятся  под воздействием ряда факторов, которые  не связаны с задачами повышения  эффективности деятельности и стоимости  компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной  деятельности как средства повышения  личного статуса, корпоративного престижа и пр.).

В свою очередь, акционеры могут получить доход от деятельности компании лишь в форме дивидендов (той части прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, они заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций. При этом акционеры несут самые высокие риски: неполучение дохода в случае, если деятельность компании, по тем или иным причинам, не приносит прибыли; в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требований всех других групп. Акционеры склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском. Как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода, а также имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями:

1) при проведении собраний  акционеров, через избрание того  или иного состава совета директоров  и одобрения или неодобрение  деятельности менеджмента компании;

2) путем продажи принадлежащих  им акций, воздействуя тем самым  на курс акций, а также создавая  возможность поглощения компании  акционерами, недружественными действующему  менеджменту. Акционеры непосредственно  не взаимодействуют с менеджментом  компании и другими заинтересованными  группами.

Есть еще одна группа участников корпоративных отношений, называемых иными заинтересованными группами («соучастники»/ stakeholders), среди которых:

1) Кредиторы:

- получают прибыль, уровень  которой зафиксирован в договоре  между ними и компанией. Соответственно, прежде всего заинтересованы  в устойчивости компании и  гарантиях возврата представленных  средств. Не склонны поддерживать  решения, обеспечивающие высокую  прибыль, но связанные с высокими  рисками;

- диверсифицируют свои  вложения между большим числом  компаний.

2) Служащие компании:

- прежде всего заинтересованы  в устойчивости компании и  сохранении своих рабочих мест, являющимися для них основным  источником дохода;

- непосредственно взаимодействуют  с менеджментом, зависят от него  и, как правило, имеют очень  ограниченные возможности воздействия  на него.

3) Партнеры компании (регулярные  покупатели ее продукции, поставщики  и пр.):

- заинтересованы в устойчивости  компании, ее платежеспособности  и продолжении деятельности в  определенной сфере бизнеса;

- непосредственно взаимодействуют  с менеджментом.

4) Местные органы власти:

- прежде всего, заинтересованы  в устойчивости компании, ее способности  выплачивать налоги, создавать рабочие  места, реализовывать социальные  программы;

- непосредственно взаимодействуют  с менеджментом;

- имеют возможность влиять  на деятельность компании главным  образом через местные налоги.

Как видно, участники корпоративных  отношений по-разному взаимодействуют  между собой, и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно  выстроенная система корпоративного управления как раз и должна минимизировать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании. Система корпоративного управления формулирует и согласовывает  интересы акционеров, оформляет их в виде стратегических целей компании и контролирует процесс достижения этих целей корпоративным менеджментом.

Основой системы корпоративного управления является процесс выстраивания и эффективного осуществления внутреннего  контроля за деятельностью менеджеров компании от лица ее владельцев (инвесторов), т.к. именно благодаря средствам, предоставленным  последними, компания смогла начать свою деятельность и создала поле для  деятельности других заинтересованных групп.

Вышесказанное позволяет  сделать вывод, что корпоративное  управление имеет два аспекта: внешний  и внутренний. Внешний аспект сфокусирован на отношениях компании с социально-экономической  средой: государством, регулирующими  органами, кредиторами, участниками  рынка ценных бумаг, местными общинами и другими заинтересованными  лицами. Внутренний аспект сосредоточен на взаимоотношениях внутри компании: между акционерами, членами наблюдательных, исполнительных и контрольно-ревизионных  органов.

Система корпоративного управления создается для решения трех основных задач, стоящих перед корпорацией: обеспечения ее максимальной эффективности; привлечения инвестиций; выполнения юридических и социальных обязательств.

Система надлежащего корпоративного управления нужна, прежде всего, открытым акционерным обществам с большим  количеством акционеров, ведущим  бизнес в отраслях с высокими темпами  роста и заинтересованным в мобилизации внешних финансовых ресурсов на рынке капиталов. Однако ее полезность несомненна и для ОАО с незначительным числом акционеров, ЗАО и ООО, а также для компаний, действующих в отраслях со средними и низкими темпами роста. Внедрение такой системы позволяет оптимизировать внутренние бизнес-процессы и предотвратить возникновение конфликтов, организовав должным образом отношения компаний с собственниками, кредиторами, потенциальными инвесторами, поставщиками, потребителями, сотрудниками, представителями государственных органов и общественных организаций.

Информация о работе Корпоративное управление на примере ОАО "ММК"