Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:19, курсовая работа
Необходимость учета человеческого фактора в работе возникла в связи с усложнением производства, с одной стороны, когда стоимость человеческой ошибки существенно увеличилась, а также в связи с усилением конкурентной борьбы.
Введение...........................................................................................................3
1. Содержание понятия «коучинг»...............................................................5
1.1.Что такое «коучинг»?................................................................................6
1.2. Теории обучения в коучинге….............................................................9
2. Коучинг как технология в менеджменте и управлении персоналом на основе книги «Коучинг высокой эффективности» Джона Уитмора........................................................................................................17
2.1.Сущность понятия «коучинг»................................................................18
2.2. Функционирование коучинга................................................................26
2.3. В чем заключается полезность коучинга?...........................................30
Заключение.....................................................................................................38
Список используемой литературы……………….......................................40
Министерство образования и науки Российской Федерации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Факультет психологии
Кафедра управления образованием
КОУЧИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ И УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
(НА ОСНОВЕ КНИГИ "КОУЧИНГ ВЫСОКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ" ДЖОНА УИТМОРА)
Курсовая работа № 1
Мальцева Мария Викторовна
Руководитель
___________Н.С. Гулиус
подпись
«_____»__________2012 г.
Студентка группы № 20105
___________М.В. Мальцева
подпись
Томск 2012
Содержание
Введение......................
1. Содержание понятия «коучинг».....................
1.1.Что такое «коучинг»?....................
1.2. Теории обучения в коучинге….....................
2. Коучинг как технология
в менеджменте и управлении
персоналом на основе книги
«Коучинг высокой
2.1.Сущность понятия «коучинг».....................
2.2. Функционирование коучинга.....
2.3. В чем заключается полезность
коучинга?.....................
Заключение....................
Список используемой литературы………………..............
Введение
Необходимость учета человеческого фактора в работе возникла в связи с усложнением производства, с одной стороны, когда стоимость человеческой ошибки существенно увеличилась, а также в связи с усилением конкурентной борьбы. Поэтому в области управления персоналом появилось много различных технологий, позволяющих более успешно руководить людьми. У современных организаций появилась необходимость в поддержке сотрудников, помощи в адаптации и последующего повышения эффективности, качества выполняемой работы.
В настоящее время
в сфере управления
«Коучинг появился в нашей стране в 1997 году, и где-то к 2001 году термин «коучинг» довольно прочно вошел в обиход тренинговых кругов. Вместе с тем место, которое занимает коучинг в России, существенно отличается от Америки, его родины. Согласно статистическим данным, в Америке к началу 2004 года насчитывалось около 100,000 коучей, т.е. порядка одного коуча на каждые тысячу человек.
В России число
Это указывает на существенную разницу в позиционировании коучинга в Америке и России. В Америке большая часть профессионалов занимается персональным коучингом – личностный и карьерный рост, частное предпринимательство, возрастные кризисы, взаимоотношения и т.п.
В России же коучинг был
принят на вооружение в первую очередь
лицами и фирмами, оказывающими консалтинговые
услуги, проводящие бизнес-тренинги и
т.д. То есть коучинг стал позиционироваться
как бизнес-коучинг или VIP -коучинг
(коучинг первых лиц). Это естественно,
поскольку покупательная
Цель данного исследования - изучить коучинг как технологию в менеджменте и управлении персоналом на примере книги «Коучинг высокой эффективности» Джона Уитмора.
Задачи исследования:
Объектом данного исследования является непосредственно коучинг, предметом же – коучинг как технология.
В работе главным образом будут использованы следующие методы: анализирование, обзор литературы, конспектирование, реферирование.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической части: Глава 1. Объем понятия «коучинг» и практической: Глава 2. Коучинг как технология в менеджменте и управлении персоналом на основе книги «Коучинг высокой эффективности» Джона Уитмора, заключения, списка использованной литературы и источников.
1. Содержание понятия «Коучинг»
1.1. Что такое «коучинг»?
Распространение феномена умственной усталости, выявленного публицистом, социотерапевтом Авраамом Покоем2, среди молодых и зрелых современников, проявляющееся в убеждении достижения полноты человеческих знаний и свершений, ставит под угрозу совершенствование человеческих ресурсов и раскрытие потенциала. Поэтому мы обратились к философии коучинга, которая предполагает организацию природы коучинга в собственном «Я». Коучинг обозначает нечто существенно большее, чем «тренинг» и несколько иное, чем преподавание.
«Вопреки сложившемуся мифу, слово «коуч» — далеко не новое. Оно имеет венгерское происхождение, и закрепилось в Англии в XVI веке. Означало оно тогда не что иное как карету, повозку. Здесь просматривается одна из глубинных аналогий термина — «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути».
«Позднее, во второй половине XIX века, английские студенты называли этим термином частных репетиторов. В начале девяностых годов XIX века это слово прочно вошло в спортивный лексикон, как название спортивного тренера, а потом перешло на обозначение любой деятельности, связанной с наставничеством, инструктированием и консультированием».
«Сейчас термин «коучинг» широко распространен во всех экономически развитых странах. Особенно широко он используется в сфере управления человеческими ресурсами (HR-менеджмента)».
«В европейской практике термин «коучинг» нередко употребляется наравне с «супервизией», однако признано, что коучинг имеет большее отношение к деятельности менеджера, а супервизия — к деятельности консультанта. При этом в обоих случаях действуют технологично (осознанно, целеустремленно и последовательно применяя теоретические принципы метода) и занимают партнерскую (неэкспертную) позицию».
«К возникновению коучинга привели две важные тенденции развития конкурентоспособных экономических систем: технологизация бизнес-процессов и развитие партнерства (социально ответственный маркетинг, интерактивные методы обучения, клиенто-ориентированная психотерапия и т. п.)»3.
На сегодняшний день существует несколько подходов к обучению, теории, моделей коучинга, а, следовательно, в управлении было сформировано множество определений понятия «коучинг». Анализ литературы позволил выделить следующие определения:
«Коучинг – не просто техника ведения дел в жестко определенных обстоятельствах. Это средство управления, способ обращения с людьми, стиль существования»4.
«Коучинг – стиль менеджмента, обусловливающий новую корпоративную культуру, основан на открытости, доверии, согласованности действий и целей всего коллектива компании»5.
«Коучинг – это навыки, возможно, даже искусство, что требует глубокого понимания и большой практики, необходимых для наиболее полного раскрытия его поразительных возможностей»6.
«Коучинг – это воздействие, основной и постоянной целью которого является формирование уверенности в себе независимо от содержания конкретного задания»7.
«Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека»8.
«Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни»9.
«Коучинг - это искусство, которому нужно учиться прежде всего на опыте. С точки зрения Внутренней игры коучинг можно определить как содействие мобильности. Это искусство создания – с помощью беседы и поведения – среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям так, что чтобы оно приносило удовлетворение»10.
«Коучинг — это технология, которая позволяет улучшение материального положения соединить еще и с обыкновенным человеческим счастьем и удовольствием»11.
«Коучинг — социальное явление, которое помогает соединить личные цели человека, его явные и скрытые возможности с задачами развития окружающего его общества»12.
«Коучинг (от англ. coaching – направлять, воодушевлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач) – система принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности и группы совместно работающих людей, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала»13.
«Коучинг — процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Это технология партнерского взаимодействия с коучем, с самим собой, с окружающим миром»14.
«Коучинг в современном менеджменте — способ осуществления партнерства в профессиональном обучении и коррекции профессионального мастерства»15.
«Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности»16.
В ходе анализа различных определений понятия «коучинг» можно выделить следующие характеристики, которые наиболее точно отражают смысл данного термина:
- профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей;
- коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента;
- раскрытие потенциала личности;
- коучинг высвобождает людей на то, чтобы они принимали более смелые, более рискованные и значительные решения;
- коучинг—это новая профессия, синтезированная из психологии, менеджмента, финансов, философии.
Итак, проанализировав данное определение понятия, мы пришли к выводу, что каждое из них являются частью общего представления о коучинге. На основании выбора ключевых слов и характеристик и рассматриваемого понятия с разных аспектов можно дать следующее определение «коучинга»: коучинг – процесс позволяющий улучшить качественные характеристики сотрудников, максимально раскрыть их потенциал и повысить компетентность профессиональных навыков и повысить успешность компании.
1.2. Теории обучения в коучинге.
Коучинг базируется на следующих
теориях обучения:
1. Теория компетентности17. Согласно данной теории, обучение представляет собой четурехступенчатый процесс, подразумевающий переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности.
«При бессознательной некомпетентности вам известно, что вы не знаете (или не умеете делать) что-либо. Вы находитесь на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю». Возможно, вы практически не испытываете потребности или нужды в приобретении этого умения или знания и поэтому еще не осознали дефицит собственной компетентности. Например: в раннем детстве ребенок при переезде на легковой машине из одного места в другое осознает факт путешествия, не понимает при этом, что он не умеет водить, и, таким образом, остается в неведении по поводу собственной некомпетентности. При осознанной некомпетентности вы приобретаете знание о своем «незнании». Обычно это происходит вследствие появления потребности или желания совершить то или иное действие. Это стадия «Я знаю о том, что не знаю». Например, подросток, не умеющий водить машину, постоянно вынужден просить кого-то, чтобы его подвезли, и остро переживает свою некомпетентность в вождении».
Информация о работе Коучинг как технология в менеджменте и управлении персоналом