Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 05:38, курс лекций
Тема 1. Назначение, сущность, основные составляющие и эволюция инновационного менеджмента.
Тема 2. Классификация инноваций.
Тема 3. Инновационный процесс, его цикличность и фазы.
Тема 4. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте и формы инновационной деятельности.
Тема 5. Особенности инновационной деятельности и классификация инновационных стратегий
Тема 6. Управление инновационными проектами.
Тема 7. Оценка эффективности инноваций и риски в инновационной деятельности.
Тема 1. Назначение, сущность, основные составляющие и эволюция инновационного менеджмента
1.1. Возникновение и развитие понятия «инновация»
Последние десятилетия ХХ в., особенно 90-е годы, окончательно утвердили научно-технический прогресс в качестве важнейшего фактора экономического развития, основы конкурентоспособности фирм, отраслей, национальных экономик. Сегодня в мире отчетливо сформировалось понимание, что будущее процветание и даже выживание в глобальной экономике определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда и вложенного капитала.
В начале 20 века понятие инновация стало обозначением для технических нововведений. Понятие ввел австрийский ученый Йозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития»(1911). Тогда еще не говорилось об инновациях, а речь шла о новых комбинациях изменений в развитии.
Шумпетер выделил 5 изменений:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства, т.е купля-продажа.
2.Внедрение продукции с новыми свойствами.
3.Использование нового сырья.
4.Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
5.Появление новых рынков сбыта.
В 30-е годы. Шумпетер. уже использовал понятие инновации - это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Первое специфические инновационное наблюдение были сделано советским экономистом Кондратьевым в 20-е годы 20 века. Он сделал анализ избранных экономических показателей в рамках 50-60 летнего периода, выявил наличие повторяющихся циклов развития или длинных волн. Эти циклы образуются от базового нововведения и представляют собой множество вторичных совершенствований. В более поздних работах Шумпетер выводил теорию длинных волн именно из технических изменений, придавая им главную роль.
В период с 30-60 гг 20 века проблематика инноваций оставалась в стороне основ-го потока эконом теории и ее применения в практике. В 60-х г. ситуация изменилась благодаря ученому Брайту, который обратил внимание на труды Шумпетера, Самуэльсона, происходит рост в этой области.
В нашей стране об инновации как инструменте и методе социально-экономического развития впервые заговорили в к.70-н. 80 гг. Первые работы носили социальный характер.10 лет проблемы инноваций рассматривались в контексте НТП. В конце 80-90 гг исследования в области инноваций активизировались. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.
1.2. Взгляды различных
авторов на определение
Теория инноваций постоянно обновляется, обогащается, что отражает сложный и многогранный процесс развития науки и техники, всей хозяйственной жизни. И вполне естественно, что в этой теории существует много спорных положений, целый ряд понятий, которые требуют уточнения, внесения большей ясности. Это, в частности, относится и к такому базовому понятию, как «инновация».
Латинское слово innovatio (обновление, улучшение) является основой английского слова innovation (инновация), имеющего в переводе на русский язык значения «нововведение, новшество». Следовательно, термин «инновация» ассоциируется прежде всего с внесением нового, внедрением последних достижений науки и техники в производство и все другие сферы жизни людей.
В экономической литературе в настоящее время нет его единого толкования понятия «инновация». Как сложная, объемная категория инновация исследуется в разных измерениях. В зависимости от объекта и предмета исследования инновация рассматривается:
– как результат (Н. Н. Молчанов, Фатхутдинов, А. С. Кулагин, С. Д. Бешелев и др.);
– как изменение (Ю. В. Яковец, Л. С. Бляхман, Ф. Валента, А. И. Пригожин и др.);
– как процесс (Б. Твисс, Т. Брайан, В. Л. Макаров, В. Г. Медынский и др.).
Например, Фатхутдинов трактовал понятие «инновация» как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение экономического, социального, научно-технического эффекта.
Австрийский ученый Шумпетер трактовал понятие инновации как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают эконом-кое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.
1.3. Ключевые понятия инновационного менеджмента.
Выберем некоторые наиболее существенные определения, относящиеся к инновациям.
В условиях рыночной экономики методология системного определения инноваций базируется на международных стандартах. В качестве такового, в частности, выступает так называемое «Руководство Фраскати». В 1957 г. в рамках ОЭСР (до 1960 г. — Организация европейского экономического сотрудничества) была создана Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая в 1963 г. в городе Фраскати (Италия) обсудила и приняла единую методику проведения статистических обследований научных исследований и разработок — «Руководство Фраскати». «Руководство Фраскати» содержит наиболее полное обобщение многолетнего международного опыта в области сбора, разработки и анализа статистических данных о развитии науки.
Инновация определяется в нем прежде всего как конечный результат инновационной деятельности, как прогрессивное новшество, которое проявляется либо в виде продукта, либо в виде технологических процессов, новых методов организации и управления производством. Соответственно можно говорить о продуктовых и процессных инновациях. В этих инновациях происходит материализация, воплощение в практику научных идей, открытий и изобретений, ноу-хау, информации, новых научно-исследовательских решений, моделей и других видов интеллектуального продукта.
В экономической литературе при рассмотрении инновации как результата используются и такие понятия, как «новые технологии», «наукоемкая продукция», «высокотехнологичная продукция». Это позволяет оценить результат инновационной деятельности с отраслевых позиций. Под наукоемкой продукцией понимается продукция отраслей, где отношение среднегодового объема затрат на исследования и разработки к среднегодовому объему продаж является повышенным. Таким считается отношение, превышающее 5–10%.
Высокотехнологичная продукция — это технически сложная продукция, для производства которой используются сложные технологические процессы. Признаком сложности является то, что в этих высокотехнологичных отраслях продукция или технологические процессы основываются на результатах не только прикладных, но и фундаментальных научных исследований.
Наукоемкая продукция одновременно является и высокотехнологичной. Однако высокотехнологичная продукция вовсе не обязательно может быть одновременно и наукоемкой. Это, в частности, связано с тем, что если в отрасли в массовом порядке производится и реализуется технически сложная продукция, то отношение в ней годового объема НИОКР к объему продаж будет ниже нормативного.
Что касается понятия «новые технологии», то имеются в виду новые научно-технические результаты в сфере НИОКР в высокотехнологичных отраслях. По сути это научно-техническая продукция данных отраслей, которая посредством лицензионных соглашений может продаваться как новые технологии. Эта продукция является и высокотехнологичной, и наукоемкой. Таким образом, можно считать, что наукоемкая и высокотехнологичная продукция, новые технологии являются разновидностями инновации, рассматриваемой как результат.
Новшество – оформленный результат фундаментальных прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, ноу-хау, понятий и т.п. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-техническую подготовку производства, производство и оформить результаты.
Нововведение – это такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, население, общество и т.п.) новые относительно стабильные элементы (нововведения выступают как форма управляемого развития), а также это процесс доведения изобретения или открытия до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект.
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение экономического эффекта.
Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначаемыми для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию, т.е. превращая в форму инновации.
В соответствии с международными стандартами инновация – конечный результат новшества. С этой позиции любая инновация – это прежде всего изменения, связанные с введением новых элементов, поэтому одним из главных исторически первых смыслообразующих критериев инновации является новизна.
Критерии инновации:
1. Новизна.
2. Товарность.
3. Рыночная востребованность.
4. Эффективность
5. Наукоемкость.
С помощью критериев можно объяснить феномен инновации, обеспечивающей эконом рост, как конечный результат осуществляющегося инновационного процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориентированная на положительный эффект.
1.4. Сущность, содержание и основные концепции инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент (ИМ) – разновидность функционального менеджмента, объектом которого являются инновации. Инновационный менеджмент имеет сложный, специфичный, масштабный объект управления, требующий использование специальных форм и методов управленческого воздействия. Использование научных методов ИМ является одним из главных факторов эконом-го развития страны, а для России – выживания.
Инновационный менеджмент рассматривается в 3 аспектах:
1. Как наука и искусство управления инновациями.
2. Вид деятельности и процесс принятия управленческих решений.
3. Аппарат управления инновациями.
1. – ИМ базируется на теоретических положениях общего менеджмента.
2. – ИМ – совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями, состоящую из отдельных направлений управленческой деятельности. Состав функций и конкретизирующих их задач зависит от уровня инновационной системы и условий ее функционирования.
3. – Структурное оформление инновационной сферы.
Выделяют 4 относительно самостоятельных подхода к определению ИМ:
1. Факторный подход – рассмотрение науки и техники как важнейших факторов развития экономического потенциала страны.
2. Функциональная концепция – рассмотрение ИМ как совокупности управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.
После установления функций создается несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности – функции – показатели будущего объекта – изменение структуры системы.
3. Системный подход – рассмотрение инновационного предприятия как сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов.
4. Ситуационный подход – синтез достижения предыдущих этапов для конкретных инновационных ситуаций. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой системе так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффект методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Связь инновационного менеджмента представлена на рис.1.
Тема 2. Классификация инноваций
2.1. Обоснование базовых
принципов классификации
2.2. Многообразие подходов к классификации инноваций.
2.1. Обоснование базовых
принципов классификации
Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Информация о работе Курс лекций по "Инновационному менеджменту"