Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:21, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"
Методическое обеспечение лекционного курса по дисциплине « Управление персоналом»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Тема. Управление персоналом как научная дисциплина
1.1. Сущность и понятие управления персоналом
Основные отличия управления человеческими ресурсами от управления персоналом
1. В отличие от управления персоналом управление человеческими ресурсами переориентировано с нужд работников на потребности самой организации в рабочей силе, и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь результатами функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест, а не существующим кадровым потенциалом организации.
2. Обретение управлением человеческими ресурсами стратегического измерения делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления персоналом.
3. Ответственность за реализацию более активной кадровой политики возлагается также и на линейных менеджеров (руководителей структурных подразделений), а это означает, что кадровая работа руководителей всех звеньев интегрируется в систему кадрового менеджмента, которая только и способна эффективно реализовать такую политику.
4. Происходит переориентация системы кадрового менеджмента на индивидуальную работу с персоналом, а, следовательно, с доминировавших в управлении персоналом коллективистских ценностей на индивидуалистические.
5. Если традиционно менеджер по персоналу должен был стремиться сэкономить на издержках, связанных с воспроизводством рабочей силы (а поэтому и не был заинтересован в долговременных инвестициях в человеческий капитал), то технология управления человеческими ресурсами нацелена на повышение эффективности подобного рода инвестиций, обеспечивающих постоянный профессиональный рост работников предприятия, и улучшение качества условий труда.
6. Если в управлении персоналом все внимание сосредоточено исключительно на рядовых работниках, то в управлении человеческими ресурсами акцент переносится на управленческий штат: именно компетентность менеджеров оказывается ключевым элементом кадрового потенциала современной корпорации.
7. Новая система кадрового менеджмента предполагает сильную и адаптивную корпоративную культуру, стимулирующую атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников корпорации сделать ее «лучшей компанией» за счет поддержки инициативы на всех уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем.
Преобразование управления персоналом в управлении человеческими ресурсами
Преобразование управления персоналом в управлении человеческими ресурсами нашло свое выражение в следующих основных тенденциях кадрового менеджмента:
• все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых служб;
• повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав правления и даже в состав советов директоров; резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
• в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики
• от общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.
Имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют квалифицировать управление персоналом предприятия следующим образом:
1. Управление персоналом — управленческая функция или, точнее, функциональная составляющая деятельности предприятия по распоряжению имеющимися у него ресурсами, в данном случае — человеческими, в интересах формирования и последующего поддержания оптимальной организационной структуры предприятия, обеспечения нормального (планового) режима функционирования предприятия, а в конечном счете — реализации высшей цели его деятельности, заключающейся в достижении максимальной экономической эффективности предприятия законными и оправданными (с точки зрения общества) средствами и методами.
2. Управление персоналом — процедура, объединяющая в интегрированный комплекс организационные, правовые, экономические, финансовые, информационные, технические и иные мероприятия, согласованные между собой по срокам и способам осуществления и направленные на поддержание оптимального состава работников предприятия.
3.Управление персоналом — особый вид административной технологии, включающей в себя следующие основные этапы: рекрутинг (т.е. поиск, отбор и наем) персонала; адаптацию персонала; мотивацию персонала; тренинг персонала; конроллинг (учет и оценку) результатов деятельности персонала; ротацию персонала включая и такой специфический се вариант, как увольнение работников в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством РФ).
Управление персоналом осуществляется в соответствии с научно обоснованными принципами и методами. С тем чтобы в дальнейшем безошибочно отличать одно от другого, вновь обратимся к определениям.
Принцип (от лат. principium — начало) — базовое, фундаментальное положение, в соответствии с которым вырабатываются теоретические и практические основы какой-либо деятельности. Метод (от греч. methodos — путь исследования) — совокупность способов, приемов, отдельных действий, с помощью которых достигаются (решаются) соответствующие цели (задачи).
К числу ключевых принципов управления персоналом предприятия следует отнести: законность, реалистичность, эффективность, последовательность, гибкость, открытость.
Законность означает признание верховенства закона в работе по управлению персоналом предприятия
Реалистичность заключается в объективной, взвешенной и всесторонней оценке ситуации, складывающейся как вокруг предприятия (оценка экономико-финансовой и социально-демографической ситуации в отрасли, экономике и стране в целом, так и внутри него (оценка внутренних преимуществ и недостатков в работе предприятия)
Эффективность подразумевает, что работа по управлению персоналом целиком и полностью подчинена обеспечению наивысшей экономической эффективности деятельности предприятия
Последовательность предполагает планомерное (в ряде случаев — «пошаговое») выполнение организационных и иных мероприятий, предусмотренных программой развития предприятия (в части, касающейся управления персоналом)
Гибкость предусматривает своевременное и адекватное peaгирование уполномоченных органов и должностных лиц предприятия на возможные или же реальные изменения в условиях функционирования предприятия (корректировка планов кадровой работы, смена кадровой стратегии, пересмотр приоритетов кадровой политики и т. п.)
Открытость означает восприимчивость уполномоченных органов и должностных лип предприятия к передовым технологиям, средствам, методам, а также практике управления персоналом, их заимствованию, адаптации к условиям предприятия и последующему высокоэффективному использованию.
Примерная классификация методов управлений персоналом предприятия, может выглядеть так, как это представлено на рис.
Все представленные на рисунке методы можно, кроме того, разделить на, условно говоря, чистые и смешанные. Краткая характеристика методов управления персоналом предприятия позволяет составить о них следующее общее представление.
Антикризисные методы управления персоналом применяются в целях предотвращения кризиса или оперативного устранения его последствий. Отличаются ярко выраженным радикализмом, жесткостью, во многих случаях носят не терапевтический, а хирургический характер. В чистом виде (как самостоятельный метод управления) применяются в течение сравнительно непродолжительного периода времени (от одного до шести месяцев), после чего, как правило, дополняются другими, более мягкими и щадящими методами (способами, приемами) управления.
Антикризисные методы управления персоналом обычно применяются вкупе с соответствующими методами, относящимися к другим классификационным группа Это прежде всего диктаторские методы и методы жесткой экономии ресурсов. Подобное сочетание позволяет до предела минимизировать временные, финансовые и материальные затраты на управление персоналом, создав, таким образом, дополнительные предпосылки для преодоления на предприятии кризисной (докризисно, посткризисной) ситуации.
Реформистские методы управления применяются в целях проведения на предприятия энергичных позитивных перемен. Применяются в ситуациях, разрешение которых требует планомерного, целенаправленного управленческого воздействия вследствие неэффективности ранее использовавшихся методов управления.
Консервативные методы применяются на предприятии в период когда нет необходимости в использовании других методов.
Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как методы пряника. Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия.
Административные методы управления включают следующие составляющие:
- установление госзаказов;
- формирование структуры органов управления;
- утверждение административных норм и нормативов;
- правовое регулирование;
- издание приказов, указаний и распоряжений;
- инструктирование;
- отбор, подбор и расстановка кадров;
- утверждение методик и рекомендаций;
- разработка положений, должностных инструкций, стандартов
- организации;
- разработка другой регламентирующей документации;
- установление административных санкций и поощрений.
Административные методы основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, представленное положениями о структурных подразделениях, организационное нормирование в виде большого числа нормативов и организационно-методическое инструктирование, осуществляемое в форме различных инструкций и указаний.
Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям.
Экономические методы — это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.
Экономические методы управления включают следующие составляющие:
- технико-экономический анализ;
- технико-экономическое обоснование;
- технико-экономическое планирование;
- экономическое стимулирование;
- финансирование;
- мотивация трудовой деятельности;
- оплата труда:
- капиталовложения;
- кредитование;
- ценообразование;
- участие в прибылях и капитале;
- налогообложение;
- установление экономических норм и нормативов;
- страхование;
- установление материальных санкций и поощрений.
Социально-психологические методы основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.) и закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.
Социально-психологические методы управления включают следующие составляющие:
- социально-психологический анализ;
- социально-психологическое планирование;
- создание творческой атмосферы;
- участие работников в управлении;
- социальная и моральная мотивация и стимулирование;
- удовлетворение культурных и духовных потребностей;
- формирование коллективов, групп;
- создание нормального психологического климата;
- установление социальных норм поведения;
- развитие у работников инициативы и ответственности;
- установление моральных санкций и поощрений.
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета). По этому признаку выделяются следующие методы: наем, отбор и прием персонала; деловая оценка персонала; социализация) профориентация и трудовая адаптация персонала; мотивация трудовой деятельности персонала; организация системы обучения персонала; управление конфликтами и стрессами, управление безопасностью персонала, организация труда персонала, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождение персонала.