Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 11:52, курс лекций

Краткое описание

Тема: Понятие, сущность и основные функции менеджмента
Вопросы:
1. Сущность менеджмента.
2. Понятийный аппарат и функции менеджмента.
3. Цели менеджмента.
4. Современные технологии менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 723.00 Кб (Скачать файл)

 

V. Ситуационный подход.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.

1. Руководитель должен быть знаком  со средствами профессионального  управления, которые доказали свою  эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального и группового  поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций  и методик имеет свои сильные  и слабые стороны. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь  правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее  важными в данной ситуации  и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь  увязывать конкретные приемы, которые  вызвали бы наименьший отрицательный  эффект и таили бы меньше  всего недостатков, с конкретными  ситуациями, тем самым обеспечивая  достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Таким образом, ситуационный подход расширил практическое применение теории систем. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям. С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

 

ЛЕКЦИЯ III-IV

Тема: Организация как объект управления

Вопросы:

1. Сущность понятия организация.

2. Типы организаций.

3. Организационные процессы.

4. Современные организационные  структуры.

5. Внутренняя и внешняя  среды организации.

 

I. Сущность понятия организация. Слово «организация», восходящее к греческому «органон» – «инструмент» или «орудие», в русский язык попало окружным путем через французский, где основным его значением было «устройство». С управленческой точки зрения под организацией, прежде всего, понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью различных вещественных, правовых, экономических и иных условий.

Организация как структура характеризуется рядом основополагающих признаков, первым из которых является наличие цели, стоящей перед ней. Цель придает смысл существованию организации, определенность и направленность действиям ее членов, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни, служит ориентиром для их личных задач. Вторым признаком организации можно считать наличие в ней некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга, объединяя свои усилия, помогая друг другу, обеспечивают реализацию ее цели.

Такое единство действий членов организации достигается наличием внутреннего координирующего центра. Центр придает стабильность организации, равновесие внутренним и внешним процессам, что представляется важным условием ее нормального функционирования и развития; существование центра представляет собой ее третий важнейший признак.

Четвертым признаком организации является координация всех внутренних процессов в ней на основе принципа саморегулирования. Суть саморегулирования состоит в том, что организационный центр на основе имеющейся информации самостоятельно принимает решения, касающиеся внутренней жизни организации и координирует действия ее членов.

Пятым признаком организации можно считать ее обособленность, наличие границ, отделяющих ее от внешнего окружения, в том числе от других организаций.

Наконец, шестой признак – организационная культура, представляющая собой совокупность норм поведения, традиций, символов, словом, всего того, что отличает данную организацию от других.

Таким образом, организация – это составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, комбинирующий труд, выполняемый индивидами или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, так, что обеспечиваются наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного и скоординированного приложения знаний работников.

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Лицо любой организации определяется несколькими группами переменных факторов.

Из первичных факторов главным является внешняя среда, во многом определяющая границы организации, ее структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотношения между людьми.

Другим первичным фактором является среда внутренняя. Ее образует совокупность средств производства, персонал с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе.

Внутренняя и внешняя среда во многом задают организационные цели, но в окончательном варианте последние формулируются стратегическим выбором руководства, часто носящем субъективный характер.

В свою очередь, жизнь организации подчиняется определенным законам, основным из которых принято считать закон синергии, гласящий, что свойства и возможности организации как единого целого превышают сумму свойств и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимодополнением, взаимоподдержкой, взаимовлиянием. Реальный выигрыш от такого объединения перекрывает для его участников потери от ограничения организацией их самостоятельности, иначе бы смысла в существовании организации не было.

Второй закон организации заключается в параллельности осуществления в ее рамках таких противоположно направленных процессов, как разделение, специализация функций, реализуемых ее элементами, с одной стороны, и их объединение, универсализация - с другой. В итоге увеличиваются потенциальные возможности и элементов как таковых и результата их взаимодействия в виде потенциала организации в целом.

Третий закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовать потенциал, которым они обладают. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу; в то же время при нехватке персонала организация оказывается не в состоянии выполнить даже необходимую работу.

Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию, являются ее подцелями.

Пятый закон организации – это закон самосохранения, предполагающий, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий, в частности, недопущения серьезных потрясений, которые могут привести к потере организационной устойчивости; сохранения внутреннего единства и внешних границ; расширения сферы деятельности; экономии находящихся в распоряжении ресурсов. Таким образом, самосохранение организации обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития.

Шестой закон организации утверждает, что порядок определяется уровнем информированности ее членов. В самом деле, сознательная координация деятельности людей, осуществляемая организацией, происходит именно на основе информации о реальном положении вещей, исходя из нее.

Седьмой закон организации – закон онтогенеза - говорит о том, что любая организация в рамках своего жизненного цикла последовательно проходит три фазы: становление развитие и угасание. Понятно, что задача ее руководства состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочивании третьей.

 

II. Типы организаций. По происхождению, то есть генетически, организации могут быть первичными или вторичными по отношению к своим членам. Примером первичных организаций являются государственные структуры. Их первичность проявляется как в том, что сначала создается организационная структура, наполняемая затем людьми, так и в повседневной абсолютной приоритетности организации по отношению к последним. Люди служат организации, подчиняются ей во всем, действуют в соответствии с устанавливаемыми ею правилами.

Вторичные организации создаются их членами, которые сами определяют нормы своего поведения и правила взаимоотношений с организацией, наделяют ее необходимыми ресурсами. Вторичные организации бывают двух видов: корпоративными и ассоциативными.

Корпоративная организация рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности.

Корпоративная организация предполагает:

1. Объединение людей через их  разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим критериям.

2. Помимо объединения ресурсов, монополию, и – главным образом, монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции.

3. Доминирование иерархических  властных структур – интересы  «разделенных» людей согласовываются лидерами корпораций, что и является основным источником их власти.

4. Постоянное поддержание дефицита  тех или иных ресурсов, а если  необходимо, то и его обострение. Распределение в условиях монополии  лидерами корпорации этого дефицита  служит для них еще одним важным источником власти.

5. Ответственность организации  за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной  в своих действиях по отношению  к человеку.

6. Принятие решений по принципу  большинства или старшинства.

Ассоциативная организация – это объединение людей, осуществляющих совместную деятельность; объединение свободное, открытое и добровольное. Ресурсы в такой организации объединяются вокруг человека.

Монополия в ассоциативной организации заменяется сочетанием конкуренции и корпорации в деятельности ее членов. Это во многом обеспечивается переходом к децентрализованным структурам.

Вместо властной иерархии здесь господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов.

Дефицит или ограничение возможностей членов организации в их деятельности заменяется созданием условий для свободного поиска возможностей и их наиболее полного использования.

По механизму функционирования и взаимодействия между отдельными элементами организации разделяются на механистические и органические. Механистические характеризуются однозначными внутренними взаимосвязями и жесткой регламентацией практически всех сторон деятельности, что позволяет им функционировать так же, как и любое техническое устройство, например часы.

Для механистического типа организации характерны:

– экстенсивное использование формальных правил и процедур;

– централизованное принятие решений;

– узко определенная ответственность в работе;

– жесткая иерархия власти в организации.

С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.

Абстрактным примером такого рода организации может служить модель «рациональной бюрократии», которую создал выдающийся западный социолог первой половины XX в. Макс Вебер, взяв в качестве образца армию. Такая модель характеризовалась: высокой степенью разделения труда; построением строго по принципу с жестким контролем; зависимостью числа руководителей и уровней иерархии от числа подчиненных, а тех, в свою очередь, от количества и масштабности решаемых задач; подбором кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущем периоде результатов; построением внутренней системы отношений как взаимосвязей между должностями, а не лицами; регламентированием деятельности членов организации на основе формальных процедур и инструкций, разрабатываемых высшим руководством, и контроль с их помощью за подчиненными.

Органические организации характеризуются такими признаками как:

– размытость границ;

– значительная самостоятельность отдельных звеньев;

– слабая иерархичность;

– преобладание неформальных отношений.

Все это придает организационным структурам большую гибкость и создает у членов организации дополнительные по сравнению с предыдущим случаем стимулы к труду. Органические структуры преобладают в сферах деятельности, связанных с инновационными процессами, научными исследованиями, опытно-конструкторскими разработками и внедрением их результатов.

С точки зрения особенностей внутренних взаимоотношений между людьми и специфики формирования организации делятся на формальные и неформальные. Формальные создаются официально для решения тех или иных производственных, хозяйственных или социальных задач; их деятельность регламентируется соответствующими нормативными документами, как и отношения между участниками. Такие организации требуют от своих членов наличия определенного уровня знаний, опыта, квалификации, активного участия в своих делах, исполнительности, ответственности, дисциплинированности. Немаловажное значение имеют и такие условия, как разделение целей и ценностей организации, а также подчинение установившимся в ней правилам и нормам поведения.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"