Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:34, курс лекций
В современны условиях можно говорить о компьютерно оппосредуемой информации. Ее сложность состоит в том, чтобы создать такую систему, в которой определенно известно кто должен принимать решение, кто за что ответственный (тип культуры - семья, то это предполагает иерархически централизованную культуру при низкой степени специализации. Отец знает все сильные и слаюые стороны семьи, знает кто и чем занимается, а значит имеет власть над членами. Делегирование полномочий в такой системе процесс сложный, многоэтапный. Сложность в том, что члены ответственность на себя не хотят принимать. Поэтому делегирование - это желаемое)(японцы)
Принцип управляемая ракета ориентирован на долгосрочную цель.
Сравнительный менджмент
Тема 1: Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента
1. Этапы становления сравнительного менеджмента
2. Предмет курса сравнительный менеджмент
ВОПРОС 1.
Конец 1960х гг. - Начало 1970 - х гг. - формирование концептуальных основ. Характерно использование 3 подходов:
1. Социально-экономический подход: был основан на том, что экономический прогресс зависит от менеджеров, от их решений. Недостаток: подход игнорировал индивидуальные различия в поведении менеджеров.
2. Экологический подход: основывался на том, что сходства и различия можно объяснить переменами внешней среды организации. Организация - часть экологии в широком смысле. Деятельность менеджера зависит от внешних факторов, а от деятельности менеджера зависит эффективность фирмы. Подход носил общий характер. Недостаток: переоценка роли внешней среды, недооценка роли менеджеров.
3. Поведенческий подход: акцент на типичных поведенческих характеристиках менеджера в разных культурах. В связи с тем, необходимо мотивировать менеджеров для решения отдельных управленческих задач. Стереотипы в поведении определяет культура.
Разновидность этого подхода: Модель Перламуттера: он выявил различия в управленческой философии, применяемыми мультинациональными компаниями.
Выделил 3 типа управленческой философии:
- этноцентрическая философия: менеджмент руководствуется ценностями и правилами определяемыми головной компанией, а зарубежные филиалы подчиняются этим нормам.
- полицентрическая
философия: корпоративная руководство
понимает различия в условиях
внешней культурной среде, соответственно
подразделения в разных
- геоцентрическая философия : космополитична по своему духу, основной характеристикой головной фирмы и зарубежных подразделений является кооперативность.
В рамках поведенческого подхода стали выделять и подчеркивать особенности поведения в условиях культурных различий.
Длительное время доминировал эмпирический подход, т.е. исследователи давали примеры поведения, но не систематизировали их. Это дало очень богатый эмпирический материал, к которым можно было обращаться для подтверждений, выводов.
Из-за того что были разные подходы, очень сложно разграничить то, что относилось к сравнительному менеджменту, а что не относилось. Общее у подходов одно: явно доминировал культурный тип. Потому что культуры в разных странах различаются, поэтому логично предположить , что эти отличия находят выражения в любом национальном феномене включая менеджмент.
Сравнительный менеджмент не может ограничиваться рассмотрением влияния культурных различий на управление, он должен включать и институциональные различия. Потому что есть примеры (явления), когда особенности национальной модели менеджмента, которые не могут быть объяснены с точки зрения только культурного фактора.
Например, японская система пожизненного найма. В довоенный период это не было там развито, но в послевоенный период нормы милитарийской Японии были ликвидированы, какие-то остались.
Новый этап в эволюции сравнительного менеджмента связываются с исследованиями, в которых национальные культуры и их влияние на управление было предложено рассматривать на основе анализа культурных переменных с применением анализа, математики. Такой подход сформировался в 1970-е гг. И существует по ныне.
В 1970-е гг. Хофстеде создавший и руководивший департамент исследования по вопросам персонала IBM Европа создал грандиозный проект: опросил более 100 тыс. Работников в 70 странах. Был собран большой массив данных, который обрабатывался несколько лет. Исследование было завершено тогда, когда он ушел из IBM в школу. В 70х гг. Была издана книга "Влияние культуры: международное отличия в отношении к труду": обосновано 4 параметра для обоснования различий:
- дистанция власти
- избежание неопределенности
- соотношение
мужественности и
- соотношение индивидуализма и коллективизма
Позднее им же был добавлен 5 параметр: краткосрочная и долгосрочная ориентация.
Последователи развили подход Хофстеда.
Исследование Тромпенаарса было также основано на опросе, опрашивались менеджеры. По результатам он предложил 7 параметров, они повторяют параметры классической модели Хофстеда.
Основным выводом в исследовании было: Национальная культура при взаимодействии с организационной культурой компании доминирует и обуславливает существование различных реальных моделей организации компании.
На основе таких исследований сформировался сравнительный менеджмент как наука и учебная дисциплина. При этом в отличие от менеджмента, это наука относительно точная, т.к. использует математические и статистические методы.
Сравнительный менеджмент - это дисциплина, в которой сравниваются, сопоставляются различные модели менеджмента.
Интерес к национальным моделям меняется. Объясняется это различными причинами.
50- 70е гг.
- сложилась концепция
70-80е гг. - Японские достижения привели к интересу к японской модели.
Интерес к Европейской модели менеджмента было связано с подкреплением Евросоюза.
Определенный интерес вызывает Китайский менеджмент в связи с его ростом. Российский менеджмент интересен миру в связи с изменениями на рынке.
ВОПРОС 2.
Как соотносится международный менеджмент и сравнительный?
Международный менеджмент возник раньше и изучает управленческие отношения в международных компаниях. При этом выяснилось, что при привлечении иностранных инвестиций, при выборе зарубежных подразделений места их расположений, создании стратегических международных альянсов требуется учитывать культурные различия, а это близко к предмету сравнительного менеджмента. Таким образом сравнительный менеджмент более общая дисциплина.
Международный и сравнительный менеджмент имеют общий предмет, поэтому их можно изучать параллельно.
Следует отличать международный и кроскультурный подходы в сравнительном менеджменте.
Международный подход включает сравнение моделей с целью выявления сходства и различий между странами. (Например, мотивация, лидерство, принятие решений)
Кроскультурный менеджмент охватывает поведение людей обладающих разными культурами, но работающими в одной компании, и сравнение людей в организации, расположенной в 2 и более странах.
Сравнительный менеджмент- это дисциплина межпредметная, она может включать:
- культурологию
- психологию
- этнологию
- социологию и др.
В 1990е гг. В связи с перестройкой возникла необходимость определить на сколько западные модели возможно применить на практике в России.
1. Копирование зарубежных теории и практики
2. Адаптация
положений западной теории к
современным российским
В настоящее время считается невозможно ни полное копирование опыта запада, ни полное его отрицание. Российский менеджмент должен иметь специфическое содержание.
Тема 2: Теория культуры
1. Основные подходы к пониманию культуры
2. Классификации деловых культур
А) Системный подход в культуре (Харрис, Моран)
Б) Ценностный подход в культуре (Рокич)
В) Теории внутреннего содержания (Верннон, Линдзи)
ВОПРОС 1.
Существует множество подходов к пониманию культуры.
1.Культура (широкий смысл) - это система жизни и система мировосприятия, присущее тому или иному народу.
В таком смысле обычно культуру отождествляют с данной страной. Такое понимание культуры включает в себя то, что относится к материальной жизни.
2.Култура - это совокупность ценностей и норм данного общества.
В этом случае материальные ценности это то, что окружает человека.
Культура это то, что не осязаемое, не имеет формы.
Функции культуры:
1. Адаптивная: благодаря ей человек адаптируется к окружающей среде
2. Коммуникативная: с помощью культуры создаются условия и средства общения
3. Интегративная: люди одной культуры составляют одну социальную группу.
4. Социализация: процесс вступления человека в социальную группу.
Феномен культуры обладает следующими чертами:
1. Передается из поколения в поколение
2. Постоянно развивается
3. Формирует
внутри себя особые феномены,
которые называют
4. Несмотря на принадлежность к одной культуре люди могут по разному ее воспринимать и оценивать и в разной степени могут быть преданы ей, могут не воспринимать ее отдельные элементы, или даже культуру в целом.
Жизнь народа в значительной степени определяется ее культурой, а с другой стороны культура управляется народом.
Множественное сочетание самых разных факторов обуславливает уникальность национальных культур.
Наиболее наглядно это демонстрируют на примере наиболее отдаленных друг от друга культур.
Есть не менее 30 черт, когда эти культуры прямо противоположны: свобода, равенство, активность по отношению к природе и окружающей среде. Японцы считают себя частью природы, поэтому их действия направлены на постепенное улучшение окружающей среды. Американцы же считают, что окружающую среду надо преобразовывать, изменять, поэтому надо брать на себя риски.
В Америке свобода это основа личности. Реализация своей линии первична, по отношению к государству.
В Японии лояльность к группе является жесткой нормой. Является одним из факторов продвижения по службе.
Для мексиканцев характерно индивидуалистическое поведение, но только если он находится вне своего основного коллектива (семьи). Работа для него нужна , чтобы содержать себя и семью. В каких-то обстоятельствах он будет ориентироваться не на кланновые интересы, а на интересы семьи.
Арабская культура характеризуется племенной и семейной лояльностью. Это наивысший приоритет. В то же время приверженность к коллективу и интересам личности также могут быть важны. Для арабской культуры характерен консультативный менеджмент. В его рамках руководитель выслушивает мнение нижестоящих, но совсем не обязан следовать этим советам. Считается, отсутствие контактов с подчиненными свидетельствует о плохой репутации начальника.
ВОПРОС 2.
Существует 3 основных направлений теории культуры:
- универсальный
- системный
- ценностный
Универсальные наиболее ранние теории. Это направление утверждает, что культура состоит из стандартного набора элементов. Задача исследователя состоит в выявлении этих элементов и их описании.
Мэрдок выделил 70 таких культурных описаний (тип семьи, игры, танцы, особенности невербального контакта и другие). Если все это освоит менеджер, то он будет владеть широким диапазоном знаний о культуре. Но это практически не реально.
В дальнейшем стали выделять 5-7 наиболее важных универсалий, по которым можно давать ценные реальные практические рекомендации.
А) Системный подход в культуре (Харрис, Моран)
В 60-70 е гг. развился системный подход.
Культура в этом случае определяется взаимодействием и взаимовлиянием его подсистем.
Харрис и Моран выделяли 8 подсистем:
1. Система родства: в этой связи семьи могут быть простыми (Америка) и сложными (Восток).
2. Образование: разные уровни образования, они могут дополняться неформальными отношениями. По разному может быть организовано повышение квалификации. По разному может быть организована оценка работника.
В американской культуре ценится человеческий капитал, в него стараются вкладывать рассчитывая на отдачу. Затраты на образование высокие и компании боятся потерять деньги из-за ушедшего с фирмы рабочего. Государство минимально участвует в этом процессе.
В Германии государство субсидирует процесс образования, а соответственно жестко контролирует этот процесс. Отсюда следует, что немецкий менеджер может легко перемещаться от компании к компании.
В Японии базовое образование получают в учебных заведениях, а специальные знания приобретаются как правило на рабочем месте. Таким образом поддерживается такая ценность как ориентация на лояльность в группе и фирме.
Система ценностей у них такова, что они продвигаются по службе на основании выслуги лет. Когда выходят на пенсию, то получают большие бонусы.
3. Экономика: описываются принципы производства, распределения, обмена. На этой основе выделяют англо-саксонскую (либеральную) модель экономику и рейнскую модель.
В либеральной модели делается акцент на свободный рынок(Америка), в рейнской модели на рынок вводятся определенные механизмы, обеспечивающие социальный мир, защиту граждан от любых колебаний рынка (Германия).
4. Политика: включает отношение к власти, участие бизнеса во власти, участие власти в экономике.
Есть системы, которые не допускают в бизнес политическую деятельность и наоборот минимизируют государство в бизнесе.
5. Религия: в нее включают мировоззрение людей, их этические ценности, нормы. Не во всех странах религия отделена от государства.
Протестантизм достиг успехов благодаря тому, что сросся с экономикой.
6. Принятые формы и характер союзов: какие объединения допустимы в культуре.
7. Состояние здоровья нации: на сколько принято в обществе следить за здоровьем, включено ли это в социальный пакет, отношение к больным, инвалидам, жертвам катастроф.