Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:24, курс лекций
1. Понятие и история развития теории организационных изменений
2. Классификация организационных изменений
3. Компоненты процесса преобразований
4. Причины сопротивления изменениям
5. Методы преодоления сопротивления изменениям
6. Модель изменений К.Левина
7. Модель управления изменениями Л.Грейнера
8. Теория Е и теория О организационных изменений
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
к зачету по дисциплине
«УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ»
Рекомендуемая учебная литература:
Изучение организационных изменений как отдельного направления управленческой науки началось после Второй мировой войны, когда в результате изменения характеристик потребления, появления новых технологий и новых рынков появилась потребность в адаптации компаний к новым условиям среды, и проблема успешной реализации изменений попала в поле зрения многих руководителей и ученых.
Большинство ранних работ были сконцентрированы на процессной составляющей изменений, а точнее, на наиболее эффективных методах внедрения преобразований и преодолении сопротивления персонала. на протяжении нескольких десятилетий в организационной науке доминировало понимание процесса организационных изменений «по Левину». Предложенная социальным психологом Куртом Левином в 1951 г. трехэтапная схема «размораживание — изменение — замораживание» и сегодня остается наиболее распространенным общим «рецептом» по внедрению изменений в организации. Дальнейшие направления исследований в попытке обозначить какие-либо ориентиры во всем многообразии организационных изменений логично привели к созданию разнообразных классификаций этого феномена. Большинство из них так или иначе опирается на разграничение между
инкрементальными и радикальными (эволюционными и революционными, кумулятивными и дискретными) изменениями.
Однако в 1990-х гг. наука все же постепенно начала выходить из замкнутого круга благодаря новой волне исследователей, пытающихся найти новые подходы к изучению организационных изменений. С одной стороны, они привнесли сравнительный, кроссорганизационный анализ и заимствования из других наук, таких как математика, физика и теория хаоса, а с другой — попытки улучшить исследовательский инструментарий и более четко понять его ограничения. Кроме того, активизировались попытки создать универсальную схему, позволяющую обобщить различные теории изменений.
В середине 1990-х гг. теория
организационных изменений
Одним из наиболее удачных определений, на наш взгляд, является определение, предложенное Р. Дафтом: «Организационные изменения определяются как освоение компанией новых идей или моделей поведения».
Для достижения стратегического
преимущества менеджеры могут
Изменения в технологии — это изменения в процессе производства, в том числе в основных навыках и знаниях работников организации.
Изменения в товарах и услугах имеют отношение к конечным продуктам организации в виде товаров или услуг.
Изменения
в стратегии и структуре органи
Изменения в культуре имеют отношение к изменениям в ценностях, установках, ожиданиях, убеждениях и поведении сотрудников организации.
Организация — взаимозависимая система, и изменение какой-то одной ее части вовлекает в процесс перемен и другие. Однако в самой организации можно выделить разные уровни организационных изменений.
Правильная организация перемен требует наличия
Благодаря использованию этих компонентов программа глубоких преобразований становится логически организованной и обретает такие важнейшие качества, как сфокусированность, интегрированноетъ и, сбалансированность.
Сотрудники компании
McKinsey предприняли детальное
«Сверху вниз» — установление руководством основного курса реформ с целью концентрации всеобщего внимания на проблеме повышения эффективности и создания условий для ее решения.
«Снизу вверх» — движение широких масс сотрудников корпорации, направленное на поиск новых подходов для преодоления возникающих трудностей и обеспечения роста эффективности.
«Горизонтальная» (
Второй компонент процесса преобразований «Штурманская карта». Она дает менеджерам возможность правильно проложить курс, а также выявить пропущенные повороты, которые могут оказаться причиной замедления в продвижении вперед.
Последовательность процесса преобразования состоит из следующих фаз
основные изменения прояисходят в следующих 3х областях
1.структура
2.система
3.персонал
Третий компонент процесса преобразований «Естественные законы». Для успеха проведения изменений важно строгое соблюдение ряда руководящих принципов- «естественных законов» преобразований.
Цель реформ, — повышение эффективности.
Выбор стратегии и реорганизация корпоративной структуры, имеют значение. Правильно ориентированная стратегия и жизнеспособная организационно-экономическая структура должны стать базисом преобразований.
Команды сотрудников — основные строительные элементы.
Процесс преобразований основывается на ценностях компании.
Преобразования, должны быть эволюционными и основаны на развитии новых навыков.
Необходимость концентрации усилий на ограниченном количестве целей.
4.причины сопротивления
Серьезные инициативы по реформированию организаций, как правило, могут натолкнуться на препятствия, создаваемые существующей системой управления.сопротивление персоналом может иметь разную сущность и интенсивность.
Причина сопротивления может крыться в личных и структурных барьерах.
К личным барьерам относятся, например:
· страх перед неизвестным, предпочтение отдается привычному;
· потребность в гарантиях, особенно при угрозе потери собственного рабочего места;
· отрицание необходимости перемен и опасение явных потерь (например, сохранение той же заработной платы при увеличении затрат труда);
· угроза сложившимся на старом рабочем месте социальным отношениям;
· невовлеченность в преобразования затрагиваемых переменами лиц;
· недостаток ресурсов и времени из-за оперативной работы.
В качестве барьеров на уровне организации выступают:
инертность сложных организационных структур, трудность переориентации мышления из-за сложившихся социальных норм;
· взаимозависимость подсистем, ведущая к тому, что одно «несинхронизированное» изменение тормозит реализацию всего проекта;
· сопротивление передаче привилегий определенным группам и возможным изменениям в сложившемся «балансе власти»;
· прошлый отрицательный опыт, связанный с проектами изменений;
· сопротивление трансформационным процессам, навязанным консультантами извне.
5.методы преодаления
Выделяют восемь факторов преодоления сопротивления изменениям (по Э.Хьюзу):
Фактор 1: учет причин поведения личности в организации:
· принятие во внимание потребностей, склонностей и надежд тех, кого затрагивают изменения;
· демонстрация получения индивидуальной выгоды.
Фактор 2: значение авторитета руководителя:
· достаточный авторитет
· формальный или неформальный
· достаточность власти и влияния
Фактор 3: предоставление информации группе:
· важная информация, относящаяся к делу.
Фактор 4: достижение общего понимания:
· общее понимание необходимости изменений
· участие в поиске и трактовке информации.
Фактор 5: чувство принадлежности к группе:
· общее ощущение причастности к изменениям
· достаточная степень участия.
Фактор 6: авторитет группы для ее членов:
· согласованная групповая работа для снижения противодействия.
Фактор 7: поддержка изменений лидером группы:
· привлечение к процессу изменений лидера из числа сотрудников (без отрыва от основной работы).
Фактор 8: информированность членов группы:
· открытие каналов связи
· обмен объективной информацией
· знание достигнутых результатов изменения.
Выделяют несколько универсальных методов преодоления сопротивления:
6.модель изменений Левина
Трехступенчатый подход американского социолога Курта Левина говорит о том, что понимание изменений предполагает осознание понятия стабильности. Факторы, которые «подталкивают» к изменениям, и силы, направленные на сохранение стабильности, он назвал, соответственно, «побуждающими» и «ограничивающими» силами. При равенстве этих сил в организации сохраняется устойчивое положение.
Информация о работе Лекции по "Управление организационными изменениями"