Лекции по международному менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:36, лекция

Краткое описание

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по международному мен.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Таблица 3.1. Крупнейшие государства-экспортеры в 2000 г.*

Страны

Экспорт, млрд. долл.

Доля в мировой торговле, %

США

512

12,3

Германия

421

10,1

Япония

397

9,5

Франция

236

5,7

Великобритания

205

4,9

Италия

189

4,5

Канада

165

4,0

Гонконг

152

3,7

Голландия

148

3,6

Бельгия/Люксембург

131

3,1

Китай

121

2,9


 

На долю Азии, не считая Японии, приходится 20 процентов товарного  экспорта США. Общий объем американского  экспорта в страны этого региона  соответствует 1,6 процента ВВП США. Сокращение экономической активности переживающих кризис стран может  обернуться замедлением экономического роста Соединенных Штатов на 0,25-0,5 процента. Таково мнение известного экономиста С. Роча.

Заметной тенденцией современной международной торговли является увеличение объемов торговли между развивающимися странами. В  особенности заметна экспортная экспансия «новых индустриальных стран».

Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает  сложная техника, развивающиеся  страны представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки  сбыта такой продукции. Сложная  техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она просто им не по карману.

Тема 4. Выход в сферу  внешнеэкономической деятельности

4.1. Выбор сферы деятельности  международной компании на внешнем рынке

 

С точки зрения деятельности на внешнем  рынке все отрасли экономики можно разделить на две группы: многонациональные, обслуживающие отдельные национальные рынки, где каждая отрасль имеет свою особенность в зависимости от принимающей страны (пищевая промышленность, розничная торговля, страхование), и глобальные, оперирующие с учетом всего мирового рынка, с минимальным отражением специфики спроса в странах-потребителях (гражданская авиация, телевидение, полупроводники).

Для руководства зарубежными филиалами, специализированными на глобальных отраслях экономики, международные компании используют глобальную стратегию с целью поддержания уровня конкурентоспособности в мировом масштабе. Такие компании имеют всемирную сеть зарубежных филиалов, располагают ресурсами на разных континентах нашей планеты, организуют предприятия в странах с самыми низкими издержками производства и широко используют эффект масштаба. Свои исследовательские центры они часто располагают не в государствах базирования головной компании, а в странах, где наиболее оживленные рынки сбыта.

Достигнуть конкурентных преимуществ  на сформировавшемся рынке принимающей  страны, где функционируют местные  и иностранные конкуренты, довольно сложно, а без тщательной подготовки — практически невозможно. Для определения наиболее эффективной сферы деятельности международной компании в принимающей стране экономисты-исследователи и маркетологи ТНК в процессе подготовки проекта решения о выходе на новый зарубежный рынок критически оценивают возможности международной компании в производстве и поставке товаров и услуг на мировой рынок и рассматривают условия предпринимательской деятельности за рубежом в нескольких аспектах.

  1. С точки зрения фирменной структуры и стратегии предприятий конкурентов. В этом аспекте в первую очередь необходимо оценить степень конкурентоспособности международной компании в выбранной сфере деятельности по сравнению с национальными предприятиями принимающей страны и иностранными фирмами, функционирующими там в этой сфере. Кроме того, важно проанализировать, отвечает ли стиль управления и организации производства в принимающей стране условиям, которыми располагает зарубежный филиал ТНК. При этом необходимо выяснить, какой тип стратегии выбирают местные фирмы-конкуренты, степень возможности победы над ними в конкурентной борьбе и отвечает ли предполагаемая сфера деятельности международной компании психологии нации принимающей страны.
  2. Условия производства и предоставления услуг. Предметом анализа в этом направлении выступают следующие факторы: в каких отраслях экономики наиболее ярко выражены сравнительные преимущества принимающей страны, имеется ли там база для НИОКР в интересующих международную компанию секторах экономики и, наконец, могут ли слабые стороны в народном хозяйстве принимающей страны (нехватка капитала, отставание в научно-технической сфере и др.) быть восполнены деятельностью иностранных инвесторов.
  3. Условия сбыта. Они определяются степенью сложности и спецификой запросов со стороны национальных потребителей, а также отличием каналов сбыта в принимающей стране от принятых на мировом рынке. Тенденции развития внутреннего спроса определяют направления в формировании ассортимента продукции зарубежного филиала ТНК.
  4. Родственные отрасли и субпоставщики. В этом отношении международную компанию интересует информация о наличии в принимающей стране крупных потребителей ее продукции. Немаловажное значение для снижения издержек производства имеет развитие там отраслей, снабжающих проектируемое предприятие сырьевыми материалами. Следующим важным фактором в выборе сферы деятельност<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'A

Информация о работе Лекции по международному менеджменту