Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:17, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по менеджменту.
Основными проблемами менеджмента на современном этапе являются нововведения, интеграция и интернационализация.
Сравнительный анализ моделей менеджмента | |||||||||||||||||||||||||||||||
Эволюция теории и практики менеджмента проявилась в многообразных направлениях. Начало «тихой управленческой революции» совпало с вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели, и относительно новому, поведенческому, нашедшему отражение в японской модели менеджмента, приходит неформальное направление, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное». Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике. Сравним две, наиболее признанные, модели менеджмента (табл. 2.6).
Таблица 2.6 Японская и американская модели менеджмента
|
Составляющие понятия "менеджмент" | |
Фундаментальный Оксфордский
словарь английского языка дает
четыре определения термина «
В Словаре иностранных
слов «менеджмент» толкуется как
«управление производством» и как
«совокупность принципов, методов,
средств и форм управления производством
с целью повышения его В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Субъектом данного процесса является менеджер. Основные критерии современной
модели менеджмента – это
Современная система управления должна иметь следующие характеристики:
|
Цели и задачи менеджмента
Конечная цель менеджмента – обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках (рис. 2.9 - 2.11).
Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике:
· формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;
· изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления;
· обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;
· интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;
· усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;
· возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций;
· профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.
Деятельность менеджера и его задачи | |||||||||||||||||
Задачи менеджмента решаются через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.
Термин «менеджер»
применяется к достаточно широкой
категории сотрудников · руководителям групп; · начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий; · руководителям производственных подразделений; · администраторам различного уровня, координирующим деятельность различных подразделений и внешних партнеров; · руководителям предприятий, фирм в целом.
Выделяют три категории требований к профессиональной компетенции менеджера: · знания в области теории и умения в сфере практики управления; · способность к коммуникации и умение работать с людьми; · компетентность в области специализации предприятия.
В структуре любого предприятия можно выделить два вида разделения труда менеджеров – горизонтальное и вертикальное.
Горизонтальное разделение труда связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закреплению за ними одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений и т.д. Вертикальное разделение труда зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности, выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента.
На предприятии выделяется три иерархических уровня менеджмента: высший – руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности; средний – руководители подразделений, служб и административных органов предприятия (до 60% всей численности менеджеров предприятия); низший – руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.д.
Чем выше иерархический уровень
менеджера, тем в большей степени
в его деятельности присутствуют
функции определения целей
Современный менеджер принципиально отличается от хозяйственного руководителя.
|
Характерные черты эффективного менеджмента
В мировой практике приняты следующие черты эффективного менеджмента:
· ориентация на энергичное и быстрое действие;
· постоянный контакт с потребителем;
· предоставление людям определенной автономии, поощряющей их предприимчивость;
· ориентация на человека как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;
· наличие немногочисленного, но высококвалифицированного штата сотрудников.
Эффективность менеджмента – результативность управленческой деятельности, критерии которой:
· действенность – степень достижения целей организации (отношение результатов, которые достигнуты, к результатам, которые намечались);
· экономичность – соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;
· качество – соответствие характеристик товара (услуг) стандартам и требованиям потребителей;
· прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками;
· продуктивность – соотношение объема товара (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.);
· качество трудовой жизни – условия труда работников;
· инновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях деятельности организации: техническое переоснащение, производство, организация и т.д.
Экономические показатели эффективности управления следующие.
1. Показатель эффективности управления
Эу = П : Зу,
где П – прибыль организации; Зу – затраты на управление.
2.Коэффициент численности
Кч = Чу : Ч,
где Чу – численность работников управления; Ч – общая численность работников организации.
3. Коэффициент затрат на управление
Кз = Зу : 3,
где 3 – общие затраты организации.
4. Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг)
Кзп = Зу : К,
где К – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).
Э.М. Коротковым предложена
формула эффективной
Законы менеджмента | |||||||||||
По сравнению с другими видами труда в организации управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:
Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, основаны на определенных законах (табл. 3.1). Таблица 3.1 Законы управления
|
Принципы менеджмента
Специфические особенности
менеджмента, т.е. творчества менеджеров,
реализуются с помощью
Принципы – правила, нормы, предписания к действию.