Лидерство в контексте управления персоналом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование лидерства в контексте управления персоналом предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы лидерства в современных условиях;
проанализировать эффективность стилей и систем руководства в управлении персоналом предприятия;
выявить основные ситуационные подходы к эффективному лидерству;

Вложенные файлы: 1 файл

курсач менеджмент.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Актуальность  темы исследования заключается в том, что при переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия и неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не только к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе, а не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.

     Современная концепция развития производства заключается  в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при наличии на предприятии эффективного лидера. Который сможет вовлечь персонал в процесс совершенствования производства, создать творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволить каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.

     Организация – социотехническая система, где  люди работают совместно ради достижения общих целей. Функционирование любой  организации предполагает осознание всеми сотрудниками  целей и ценностей организации и их участие в разработке политики организации.

     Поэтому, ни одна тема сегодня не является более важной для успеха организации, чем тема лидерства. Во многих случаях команда, воинское подразделение или организация волонтеров бывают настолько эффективными, насколько эффективными оказываются их лидеры. Успех или неудача подразделения часто зависит от одного человека – руководителя, поэтому в настоящее время делается акцент на поиск и воспитание эффективных лидеров.

      Объектом исследования курсовой работы являются стили руководства и системы лидерства на предприятии.

     Предметом исследования являются ситуационные подходы к эффективному лидерству.

     Целью данной курсовой работы является  исследование лидерства в контексте управления персоналом предприятия.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы лидерства в современных условиях;
  2. проанализировать эффективность стилей и систем руководства в управлении персоналом предприятия;
  3. выявить основные ситуационные подходы к эффективному лидерству;

     В ходе написания курсовой работы использовались методы анализа и синтеза, сравнения, наблюдения, сопоставления, обследования, обобщения теоретического и практического материала.

     Для полного освещения данной темы была изучена современная литература, журналы, статистические сборники и бюллетени, а также учебно-методические материалы. Наиболее значимый вклад в развитие теории и методологии определения значения аграрного сектора республики внесли И.П. Бусел [5, с. 28-63], В.Г. Гусаков [7, с. 60-67], П.В. Лещиловский [23, с. 14-35], М.К. Жудро [14, с. 96-100] и другие. 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1

      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА 
 

    1.   Понятия и сущность лидерства
 

      Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

      Лидерство – это управленческие взаимоотношения  между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

      Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства [16, c.185].

      Считается, что идеальным для лидерства  является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

      Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

  • проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
  • достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
  • уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

      В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

    • видение ситуации в целом;
    • способность к коммуникациям;
    • доверие сотрудников;
    • гибкость при принятии решений.

      Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей [11, c. 134].

      Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

      Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении.

      Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

      Подходы к изучению лидерства различаются  комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

      Ранние  традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

      Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации [5, c. 48]. 

    1.   Модели лидерства
 

      Концепция атрибутивного лидерства

      Данная  концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например, резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.

      Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерское понимание и способность предсказать реакцию людей на ситуацию. Концепции и модели, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой подчиненного.

      В рамках данного подхода лидер  главным образом выполняет работу информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему-то или иное происходит. Найденное таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.

      Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение  или обстоятельства.

      В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчиненного, степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое - связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения или как часто такое поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. То есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или наблюдается у многих.

      На  описанный выше процесс определения  лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится лидеру, как результат его личностных характеристик «внутренние причины», тем больше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.

      Исследования  свидетельствуют, что руководителям  свойственно приписывать успех в работе у женщин внешним причинам, а неудачи внутренним. По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.

      Данная  модель атрибутивного лидерства  имеет существенные отличия от раннее рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.

      В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает, что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его мнению, должен, нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие меры.

      Приводимые  ниже результаты исследований по данной модели представляют большой практический интерес:

  • подчиненные склонны видеть причины их плохой работы вне, а руководители - в подчиненных;
  • руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам при объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют большую пунктуальность и направляют свое воздействие непосредственно на подчиненных;
  • плохая работа подчиненного в прошлом, согласно всем трем типам информации, скорее всего, приведет к выявлению руководителем внутренних причин;
  • серьезность сложившейся ситуации приводит руководителя, скорее всего к выявлению внутренних причин и к высокой степени пунктуальности в ответных мерах;
  • уклонение «с объяснением» подчиненного от ответственности или его извинения за случившееся делает руководителя менее суровым и пунктуальным в ответном поведении;
  • неизменный уровень выполнения работы переключает внимание руководителя с причин, связанных со способностями подчиненного, на причины, имеющие отношение к количеству прилагаемых усилий [13, c. 97].

Информация о работе Лидерство в контексте управления персоналом предприятия