Лидерство в организационной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

В любом коллективе существует два лидера – формальный и неформальный. Причем роль каждого выполняют разные люди, и сочетание формального и неформального лидера в одном человеке – явление крайне редкое, практически невозможное. Итак, кто же такие формальные и неформальные лидеры? В чем их сходства и различия?

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие организационной системы………..………………………5
Глава 2. Понятие лидерства и руководства………………………………....8
2.1 Понятие и содержание лидерства…………………………………….….8
2.2 Понятие «формальный лидер»…………………………………………..8
2.3 Понятие «неформальный лидер»……………………………………….10
2.4 Различия неформально лидерства и формального руководства…….12
Глава 3. Управление лидерством в организации…………………………..16
3.1 Типы неформального лидера……………………………………………16
3.2 Сосуществование формального и неформального лидеров………….18
Заключение…………………………………………………………………….21
Приложение…………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая2.docx

— 56.09 Кб (Скачать файл)

2) руководящее воздействие  лидера должно осуществляться  на всю группу (организацию). Известно, что внутри любого крупного  объединения существует несколько  или даже множество центров  локального влияния. Причем постоянному  влиянию со стороны членов  группы подвергается и сам  лидер. Особенностью лидера является  широта его влияния;

3) лидер должен иметь  явный приоритет во влиянии.  Отношения лидера и ведомых  отличают асимметричность, неравенство  во взаимодействии, однозначная  направленность воздействия от  лидера к членам группы;

4) влияние лидера, особенно  организационного, должно опираться  не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя  бы признание правомерности руководства.  Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, – это не лидер [4].

Лидерство – это неформальное влияние. Оно отличается от руководства, которое "предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения". Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

"Руководство, - пишет,  в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе  формальных (официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена "на табло" социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет... Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический"[9].

Существует взгляд, что  лидер должен обладать особыми индивидуальными  качествами, которые делают его способным  управлять. Он должен владеть искусством убеждения, быть благородным, честным, уравновешенным, справедливым, но все  эти замечательные свойства натуры являются не только субъективными, но еще и абстрактными. Если придерживаться мнения об абсолютной необходимости  этих качеств, то было бы просто невозможно найти такое количество достойных  людей на руководящие должности.

Лидер должен обладать и другими важными индивидуальными особенностями: стремлением к власти (чаще всего построенным не на логике, высоком служебном или интеллектуальном статусе, а на харизме (от греч. charisma — милость, божественный дар), на силе личных качеств и способностей, хорошо развитой межличностной ориентацией, пониманием потребностей и приоритетов коллектива. Лидер должен уметь управлять вниманием аудитории и владеть своими эмоциями, быть уверенным в себе, не говорить лишнего — ведь подавляющее большинство ошибок человек совершает из-за неумения вовремя промолчать, "слово — серебро, молчание — золото". Очевидно, что главные качества лидера — гибкое, нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив [8].

2.4 Различия неформально лидерства и формального руководства

Специфика понятий лидерства  хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов – лидерства и руководства. Эти два понятия нельзя отождествлять, так как это явления, различающиеся по целому ряду оснований. Первое отличие – это происхождение. Лидерство возникает естественным образом в том смысле, что является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование. Назначение руководителя чаще всего происходит извне, например, с более высокого уровня управления, и новый руководитель вообще может не принадлежать к данной группе людей. Второе важное отличие касается способов осуществления лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы, что, впрочем, не означает, что их исполнение не обязательно для членов группы. Иногда они более эффективны и действенны, а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью. В то же время руководитель обязан официально оформлять свои распоряжения. Третье отличие связано со сферами влияния лидеров и руководителей. Как правило, граница влияния лидера проходит не только в физическом, но и в ментальном пространствах. Если человек не считает себя членом какой-либо малой группы, то влияние ее лидера на него не распространяется. Подчиненный же может внутренне не считать себя лояльным по отношению к данному подразделению, но это нисколько не снижает влияния на него распоряжений его формального начальника. В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:

1. Руководство и лидерство  – средства координации отношений членов социальной группы.

2. Оба феномена реализуют  процессы социального влияния в коллективе.

3. Руководству, как и  лидерству присуща определенная  субординация отношений. В первом  случае отношения четко определены  и закреплены должностными инструкциями, а во втором – отношения никак не очерчены [13].

Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство  часто становится лидерством.

Основные черты руководителя и лидера находятся как бы в  разных измерениях. При проведении сравнительного анализа представляется правомерным выделить три аспекта  [10]:

1) характер и уровень  подготовки: руководителями становятся  чаще всего не в силу профессионального  выбора, а в силу определенного  стечения обстоятельств;

2) психологические установки,  проявляющиеся в поведении управленцев;

3) социальное положение.

Различия неформального  лидерства и формального руководства, специфика их влияния на деятельность группы (организации) определяются следующими основными положениями:

1) лидер в основном  призван осуществлять регуляцию  межличностных отношений в группе, в то время как руководитель  осуществляет регуляцию официальных  отношений группы как некоторой социальной организации;

2)лидерство можно констатировать  в условиях микросреды (каковой  является группа); руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3)лидерство возникает  стихийно; руководитель всякой реальной  социальной группы либо назначается,  либо избирается, но так или  иначе этот процесс не является стихийным, а напротив – целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4)явление лидерства менее  стабильно, выдвижение лидера  в большей мере зависит от  настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;

5)руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает  гораздо более определенной системой  различных санкций, которых в руках лидера нет;

6)процесс принятия решения  руководителем гораздо более  сложен и опосредован множеством  различных обстоятельств и соображений,  не обязательно коренящихся в  данной группе, в то время как  лидер принимает более непосредственные  решения, касающиеся групповой  деятельности;

7)сфера деятельности лидера  – в основном малая группа, где он является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.

Можно подвести итог, лидерство  есть преимущественно психологическая  характеристика поведения отдельных  членов группы (организации). Руководство же – это социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких-либо задач. Иные члены группы, таким образом, добровольно принимают лидерство, т.е. ставят себя в позицию ведомых (субдоминантных) по отношению к лидеру [7]. Руководитель же – это тот, кого ставят в указанную роль ведущего и наделяют для этого системой принудительных полномочий, по преимуществу официально-правового, властного характера. В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия на группу (организацию). Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как конкретно может быть осуществлена ими деятельность управления, как они могут реализовать свою позицию ведущего. Лидер обладает влиянием – способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает (либо наряду с авторитетом и влиянием, либо помимо них) властью, статусом. Это – уже не «способность влиять», а обязанность оказывать влияние. Лидер и руководитель могут использовать для организации деятельности управления существенно разные источники и формы воздействия – соответственно влияние и власть («власть авторитета» и «авторитет власти»).

Таким образом, выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается  с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через  личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального  лидерства.

 

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВОМ В ОРГАНИЗАЦИИ

3.1 Типы неформального лидера

Неформальный лидер может  стать руководителю компании, как  серьезной помехой, так и надежной опорой. А значит, особым талантом неформального  лидера необходимо управлять. Для этого  надо выделить основные типы неформального  лидера [7].

«Дирижер»

Идеален для взаимодействия с руководством, ориентированным  на результат, но не желающим излишне  демократизировать взаимоотношения  с коллективом. Лидер-дирижер охотно управляет тенденциями в своем  коллективе, ни на шаг не отходя от заданной руководством «партитуры». Его мотивация  — чувство собственной значимости, ведь на него полагается руководство. Такие люди любят говорить: «Если  бы не я — страшно и подумать, что бы могло произойти…» Обычно бывает исполнительным и дружелюбным. Умеет организовать работу людей, заражая  их собственной жаждой достижения цели. «Дирижеры» склонны к медленному, но уверенному карьерному росту до менеджера среднего звена — там  для них идеальное место. Топ-менеджмент — не их стихия, т. к. там надо самому принимать принципиальные решения, а не организовывать работу в рамках поставленной задачи.

«Рубаха-парень»

Душа компании, общительный  и обаятельный, он отлично подходит для организации отдельных людей  в коллективе на выполнение задач, которых  они предпочли бы избежать — он так обаятелен и сеет вокруг положительные  эмоции, что даже самая нудная задача становится радужной, отказать ему  практически невозможно. Его личная мотивация — чувствовать, что  ему позволено общаться с руководством «на равных».

«Серый кардинал»

Крайне полезная для честолюбивого  руководителя фигура. Охотно создает  продуманные, эффективные стратегии  решения поставленной задачи с учетом личностных особенностей каждого члена коллектива. Обычно несколько зануден, зато помнит все обо всех в мелочах — ведь на этих мелочах так легко сыграть, манипулируя человеком. При этом «серый кардинал» не претендует на лавры разработчика или организатора, предпочитая всю жизнь оставаться на вторых ролях в глазах окружающих, но знать, что на самом деле первая скрипка — он.

«Бунтарь»

Очень сложный тип. Чувствует  врожденную потребность бунтовать  против существующей несправедливости и обладает талантом эту несправедливость найти где угодно и в чем  угодно. Обожает ставить условия, организовывать забастовки и т. д. Бунтарь  постоянно борется за права всех и каждого, но при логическом обосновании  ущемляемых прав руководства — так  же рьяно отстаивает эти права  перед коллективом.

Руководители, как правило, не видят необходимости «приручать»  выраженного неформального лидера, работающего в коллективе. Но это  опасное заблуждение. «Бесхозный»  неформальный лидер может стать  причиной снижения эффективности работы коллектива, а иногда — привести к возникновению серьезных конфликтов.

Наименее опасны с этой позиции «дирижер» и «рубаха-парень». Хотя и они могут стать причиной проблем. «Дирижер» будет стремиться помочь в организации рабочего процесса так, как он это видит правильным, что зачастую приводит к обратному  результату из-за незнания им подводных  камней и далеко идущих планов. Самым  опасным для организации, как  правило, является «бунтарь». Если ярко выраженного «бунтаря» оставить без дела (не озадачить решением вопросов вселенской справедливости на благо компании), он вполне способен приложить свои таланты не в пользу руководства. Для наглядности: именно такие люди организовывали в свое время первые профсоюзы, изрядно  досаждавшие коммерсантам тех времен. Это «бунтари» устраивают забастовки и прочие протестные мероприятия. Причем, не всегда имея для этого веские основания. Если сотрудники вдруг массово начали выражать недовольство чем-то, что раньше всех устраивало, требуют изменить условия труда или его оплаты, установить сокращенный рабочий день и т. п. при наличии нормального офиса, зарплаты, соответствующей квалификации сотрудников, значит, в коллективе завелся «бунтарь».

 

3.2 Сосуществование формального и неформального лидеров

Из вышеперечисленной  типологии можно сделать вывод, что неформальный лидер пользуется большим влиянием в коллективе. Такой  человек может добиться саботажа решений менеджмента, увести из компании часть коллектива, устроить забастовку. Но неформальный лидер может быть очень полезен руководителю, например, помочь внедрить инновации в компании, которые обычно плохо идут из-за сопротивления среднего менеджмента [11].

В одной компании неформальный лидер, занимавший пост профсоюзного руководителя, не давал акционерам провести реорганизацию  бизнеса и сократить часть  сотрудников. Бизнес рассыпался на глазах. Уволить лидера компания не могла. Тогда  ему предложили занять должность  директора по социальным вопросам и  войти в группу по оздоровлению компании. Как только лидер взглянул на происходящее с другой позиции, руководство тут  же заручилось его поддержкой и реорганизовало бизнес.

Информация о работе Лидерство в организационной системе