Лидерство- и его роль в работе современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе целью исследования являются основные концепции лидерства и показана уникальность и значимость работы менеджера, сделана попытка выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным
В проведении исследования по теме «лидерство и его роль в деятельности современного менеджера »поставлены следующие задачи :
- Раскрыть сущность лидерства.
-Отметить, какими качествами должен обладать успешный руководитель организации
- Рассмотреть современные модели лидерства, применяемые на практике в российских организациях и внести свои предложения по оптимизации работы современного менеджера.

Содержание

Введение.………………………………………………………………..….…….. 3
Глава 1
1.1 Менеджмент как вид деятельности…............…………………..……..…….5
1.2 Составные части менеджмента……………………………………....………7
1.3 Функции менеджмента….…………………………………………………....9
1.4 Виды менеджмента….……………………………………………...……….10
1.5 Принципы и методы менеджмента….…..………………………………...11
Глава 2
2.1 Лидерство как вид деятельности………………...…………………….….13
1 2.2 Лидерство и лидерские качества менеджера…………………………......14
2.3 Основные современные подходы к лидерству.……………………...…...17
2.4 Виды лидерства……………………………………………………………18
2.5 Современные модели лидерства……………………………………….....23
2
3
4 Глава 3
5 3.1 Теория руководства с использованием двух измерений………………...29
6 3.2 Теория лидерских качеств У. Бэнниса…………………………………....31
7 3.3 Соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации…..33
Заключение………………………………………………………………...……..38
Список использованных источник……………………….……………...……..40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 191.26 Кб (Скачать файл)

 

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических  группах на основе человеческих  симпатий, притягательности межличностного  общения. Эмоциональный лидер вызывает  у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую  напряженность, создает атмосферу  психологического комфорта.

 

3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе  оно может быть и деловым, и  эмоциональным. Однако его отличительной  чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь  лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести  за собой группу лишь в определенной  ситуации, например при всеобщей  растерянности во время пожара.

 

 

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);

лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);

лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

 

 

Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Парыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

 

По содержанию различают:

лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

 

 

По стилю различают:

 Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он  единолично определяет и формулирует  цели и способы их достижения. Связи между членами группы  сведены до минимума и проходят  через лидера или под его  контролем.

Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

Пассивный(Либеральный). Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне.

 

 

По характеру деятельности различают:

универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;

ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

 

 

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один из нас». Лидер  этого типа особо не выделяется  среди членов группы. Он воспринимается  как «первый среди равных»  в определенной сфере, наиболее  удачливый или волею случая, оказавшийся  на руководящей должности. В целом  же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные  решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

 

2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным  и иным) параметрам и в целом  воспринимается как образец для  подражания;

 

3) «хороший человек». Лидер  такого типа воспринимается и  ценится как реальное воплощение  лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности  к другим, готовности прийти на  помощь и т.п.;

 

4) «служитель». Такой лидер  всегда стремится выступать в  роли выразителя интересов своих  приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение  и действует от их имени. аиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его ролей:

1. Деловое лидерство. Оно  характерно для групп, возникающих  на основе производственных целей. В его основе лежат такие  качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать  организационные задачи, деловой  авторитет, опыт и т.п. Деловое  лидерство наиболее сильно влияет  на эффективность руководства.

 

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических  группах на основе человеческих  симпатий, притягательности межличностного  общения. Эмоциональный лидер вызывает  у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую  напряженность, создает атмосферу  психологического комфорта.

 

3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе  оно может быть и деловым, и  эмоциональным. Однако его отличительной  чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь  лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести  за собой группу лишь в определенной  ситуации, например при всеобщей  растерянности во время пожара.

 

 

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);

лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);

лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

 

 

Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Парыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

 

По содержанию различают:

лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

 

 

По стилю различают:

 Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он  единолично определяет и формулирует  цели и способы их достижения. Связи между членами группы  сведены до минимума и проходят  через лидера или под его  контролем.

Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

Пассивный(Либеральный). Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне.

 

 

По характеру деятельности различают:

универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;

ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

 

 

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один из нас». Лидер  этого типа особо не выделяется  среди членов группы. Он воспринимается  как «первый среди равных»  в определенной сфере, наиболее  удачливый или волею случая, оказавшийся  на руководящей должности. В целом  же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные  решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

 

2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным  и иным) параметрам и в целом  воспринимается как образец для  подражания;

 

3) «хороший человек». Лидер  такого типа воспринимается и  ценится как реальное воплощение  лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности  к другим, готовности прийти на  помощь и т.п.;

 

4) «служитель». Такой лидер  всегда стремится выступать в  роли выразителя интересов своих  приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение  и действует от их имени.

[8]

 

 

 

 

                       2.5    Современные модели лидерства

Существует 3 современных модели лидерства:

Атрибутивное лидерство

Харизматичное  лидерство

Преобразующее лидерство

 

Концепция атрибутивного лидерства.

 

Данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение подчинённых, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчинённых, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчинённого его лени, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например, резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.

 

Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерское понимание и способность предсказать реакцию людей на ситуацию. Концепции и модели, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой подчиненного.

 

В рамках данного подхода лидер главным образом выполняет работу информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему - то или иное происходит. Найденное таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.

 

Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства.

 

В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчиненного, степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое - связано с желанием руководителя, понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения или как часто  такое поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. То есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или наблюдается у многих.

 

На описанный выше процесс определения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится лидеру, как результат его личностных характеристик «внутренние причины», тем больше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.

 

Исследования свидетельствуют, что руководителям свойственно приписывать успех в работе у женщин внешним причинам, а неудачи внутренним. По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.

 

Данная модель атрибутивного лидерства имеет существенные отличия от традиционных моделей, являющихся излишне описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.

 

В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчинённого: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает, что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его мнению, должен, нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие меры.

 

Исследования показали, что в рамках данной модели, скорее всего, происходит не воздействие лидера на поведение подчинённого, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчинённый своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее его поведение.

 

Концепция харизматического лидерства.

Информация о работе Лидерство- и его роль в работе современного менеджера